Архив за месяц: Ноябрь 2013

Почему ребенок должен хотеть читать?

Мы являемся свидетелями очень интересного процесса современности — перехода чтения, особенно чтения классической и высоко художественной литературы, в разряд элитных занятий.

При этом золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат не в учительском кармане, а в кармане… читающего родителя.

Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова. Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определенного жизненного стиля. Если после работы вас хватает только на то, чтобы шевелить кнопками телевизионного пульта, приготовьтесь к тому, что ребенок будет вести себя так же, не задаваясь вопросом, при чем тут усталость. Вы — образец. Какие могут быть к нему претензии?

В читающих семьях ребенок (опять подчеркиваю — в случае нормального развития) обучается читать сам собой, так же, как обучается ходить и говорить. Потому что чтение внутри его семьи является столь же необходимым видом деятельности, как хождение и говорение. Окружающая его среда насыщена буквенными символами, начиная от вывесок и газетных заголовков и кончая теми самыми кубиками с буквами, которые, конечно же, вам подарит друг семьи с педагогическими склонностями.

Вы между делом сообщите малышу, как называется та или иная буква, или он сам спросит вас об этом.

К определенному моменту выяснится, что ваш пяти-шестилетний человечек уже освоил значение букв и пытается прочесть рекламную надпись.

Подобное открытие порой ведет к странным последствиям: родители решают, что они могут больше не читать ребенку. Более того, не должны ему читать. Иначе как же он будет совершенствоваться в своем только что приобретенном навыке? Стимула не будет.

Continue reading

Методика Домана

Раннее детство — это не время приобретения книжных знаний, осмысление большей части которых для ребенка невозможно. Это время освоения сенсорного, чувственного и двигательного опыта, который и составит в дальнейшем фундамент, на котором ребенок сможет построить собственную мировоззренческую систему, осмыслив каждый факт и сопоставив его с другими.

Психофизиологические особенности детского организма таковы, что ребенок учится на своих ошибках, приобретая все более и более объективную картину мира. Активное развитие его чувственной сферы происходит до 6 лет. Эффективное завершение этого развития способствует не только формированию более высокого интеллекта, но и тех личностных особенностей, которые в дальнейшем составят необходимую основу творчества: инициативность, любознательность, стремление понять суть проблемы, а не просто решить поставленную задачу или пассивно запомнить то, на что указал родитель.

Доказано, что у детей, крайне быстро осваивавших чтение по системе Г. Домана, через некоторое время замедлялось развитие.

Более того, среди них нет ни одного известного человека, поскольку таким образом обученные люди могут только хорошо воспроизводить, а не создавать знания. Мозг действительно требует получения массы информации до 3 лет. Но это должна быть чувственная, сенсорная и физическая информация, освоение которой доступно ребенку и позволит в дальнейшем самостоятельно познать и любую интеллектуальную.

Методика же Г. Домана крайне полезна детям с болезнями нервной системы.

Полезные советы по обучению чтению

Где искать золотой ключик?

— Ничего не читает! Как свободная минутка, так к телевизору. И вот себе кнопки нажимает!.. А ведь буквы уже в четыре года знал!..

Стандартная жалоба. Родители подростков сетуют, учителя массовой школы проигрывают бой за приобщение школьников к классической литературе, психологи изучают проблему и сообщают нам о качественном изменении среды в сторону господства видеообразов и о формировании нового типа человека — «человека смотрящего». Параллельно другие психологи создают невиданные доселе по совершенству методики обучения грамоте детей горшечного возраста, призванные наполнить бурной деятельностью жизнь продвинутых мам.

Тут надо сделать необходимую паузу. Во-первых, я ничего не имею против стремления молодых родителей к овладению передовыми педагогическими знаниями: сама грешила. Поэтому теперь, начиная разговор в любой аудитории — в учительской или в родительской, я коротко сообщаю, что являюсь мамой двоих детей — 17 и 14 лет, т.е. мамой, вкусившей результаты (положительные и отрицательные), а также их отсутствие самых захватывающих методик воспитания своего времени.

Как учитель, я тоже не имею принципиальных возражений против того, чтобы ребенок к началу школьного обучения умел читать. Собственно, для поступления в спецшколу или в гимназию это теперь необходимо.

Но, по моему странному убеждению, нормально развивающемуся ребенку из интеллигентной семьи в дошкольном возрасте не нужны никакие специальные методики обучения грамоте. Он, при выполнении некоторых условий, к шести — шести с половиной годам прекрасно обучает себя сам. Более того, это самообучение и есть показатель его возможностей справиться с требованиями гимназической программы.

Если же этого не происходит, нужно вести прицельный разговор об особенностях развития данного конкретного ребенка и о том, как и чем заниматься с ним в первую очередь. Однако эта тема для другого разговора.

Все методики по обучению детей чтению направлены на выработку умения переводить буквенные значки в звуки, звуки — в слова, а слова — в предложения. Но если понимать под чтением не бойкое движение по букварю под руководством воспитателя дошкольной прогимназии или гувернера, а чтение книг (т. е. чтение в собственном смысле слова), то умение это является хоть и необходимым, но недостаточным. Кроме того, и оно таинственным образом зависит не только от прогрессивности и совершенства тех методов и приемов, при помощи которых малыша обучают читать, и не только от виртуозных качеств учителя, но и от наличия у самого ребенка внутреннего желания читать. Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно он, а не что-либо иное, определяет успех любой человеческой деятельности. Иными словами, чтобы научиться читать, ребенок должен хотеть это делать.

Сто лет назад необходимость чтения обосновывалась информативностью книги, ее функцией «источника знаний». Сегодня нечитающий ребенок страдает от чего угодно, только не от недостатка информации. Он легко добирает и перебирает ее у экрана телевизора, видео и компьютера. Чтение с этой точки зрения является малоэффективным и трудоемким способом деятельности. Это подсознательно понимает любой дошкольник пяти лет.

Профилактика трудностей в обучении чтению

Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей.

Во-первых, слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением.

Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы алфавита. Если ребенок 7-8 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения.

 

Continue reading