Обучение чтению детей по слогам

Одна из больших проблем, с которой сталкивается родитель — это обучение детей чтению.

Взрослые знают, что слова состоят из букв. Каждая буква кодирует определенный звук. Например, м, п…. Буквы складываются в слоги. Слоги в слова, между словами можно ставить знаки препинания. Все очень просто с точки зрения того, кто умеет читать!

Но, дети думают по-другому. Когда взрослые хотят научить детей читать, то дети, просто не понимают, что от них хотят. Они не предполагают, что русская письменная речь содержит очень много условностей.

Во-первых, Вы, скорее всего, удивитесь, узнав, что наш русский алфавит не содержит целого набора букв, кодирующих определенные звуки. Мы эти звуки раскодируем в зависимости от положения буквы в слове.

Например:

  • В слове МЯЧ буква М кодирует мягкий М — мЬяч
  • А в слове МЫЛО, буква М кодирует твердый М — мЪИло.

Если Вам не понятно, о чем идет речь, то попробуйте медленно прочитать слова Мяч, мыло, мяч, мыло…

Мы взрослые просто знаем, что одно печатное слово обозначает совершенно другое.

Например: написано Ежик.

А мы это слово прочитаем Ёжик.

Нам это объяснять не нужно, что ежик = ёжик, но, это совершенно не понятно малышу.

Примеры:

Итак, одна и та же буква в разном окружении читается по-разному. Прочитайте медленно по буквам, вслушиваясь в каждый звук, следующего слова и обратите внимание на то, как Вы произносите первую букву М:

  • Масло.
  • Мишка.

Вы с удивлением, можете обнаружить, что если в слове «мишка» первый звук произносить твердо, то МЬИшка превратится в МЪЫшку.

Так как же дети, читая по буквам, еще понимают то, что прочитали??? Ведь они знают, что М — это М, а не Мь…

Приведу еще пример. Прочитайте медленно следующие слова и внимательно вслушивайтесь в то, что Вы произносите и видите закодированным в буквы:

  • СЪел
  • Сел.

В этом случае, вообще, без анализа последующей буквы невозможно понять то, как следует произносить букву «С» — твердо или мягко.

Для того чтобы произносить согласную букву обязательно нужно анализировать, какая буква стоит следующей. И, например, если это буква гласная, то она будет читаться не так, как пишется.

Например, прочитайте слово:

  • ЖИзнь

Вы с удивлением обнаружите, что прочитаете слово вот так ЖъЫЗъНь.

Пешем одно, а читаем другое.

Ну и напоследок. Покажу, как читать так, чтобы ребенку было сразу понятно, что он читает.

Слово масло следует читать вот так:

Ма С Ло

То есть, при чтении, следует обязательно прилеплять гласную букву к согласному звуку.

Есть еще много интересности, при чтении русского текста. Я не буду на Вас сваливать теоретические выкладки, а, вместо этого скажу, что ребенка проще научить читать по слогам (складам), чем по звукам.

Казалось бы, такой метод обучения чтению гораздо сложнее, чем обучение по буквам. Но, на самом деле, он гораздо проще. Ведь переучивать неправильно запомненное правило гораздо сложнее, чем учить сразу.

Лирическое отступление

Помню, как много времени я потратил на обучение дочки чтению. У нее каждое слово вызывало сверх затруднения. Элементарное «МАМА» превращалась в МЭАМЭА.

Я потратил очень и очень много времени на обучение — прельщал дочку конфетками, чтобы она прочитала хоть одно слово, просил, чтобы «М», она произносила как «М», а не «МЭ»…. все бесполезно. Ребенок старался, вылезал из кожи, а слова не мог читать.

И вдруг, меня осенило, что нужно учить не буквам и не звукам, а слогам или складам.

По результатам обучения своего ребенка, я сделал бесплатный сайт, который обучает детишек чтению по складам.

Конечно, заниматься онлайн программой ребенку следует вместе с родителем, чтобы правильно закрепить навыки. Родитель должен сидеть рядом и внимательно следить за тем, чтобы малыш правильно передвигал кубики и правильно произносил слоги.

Компьютерная игра имеет громадные преимущества перед безжизненными буквами — игра может говорить! Она может повторять слова, слоги бесконечное количество раз… согласитесь, что это очень удобно.

Ну и в заключение дам еще несколько советов по поводу покупки книжек для чтения с малышами, которые учатся говорить.

  • Буквы должны быть большими. Так, чтобы ребенок мог водить пальцем.
  • Все буквы Ё должны прописываться, как Ё.
  • Слова должны быть без переносов.
  • Все слова должны быть ребенку понятными. В текстах для чтения должно быть меньше старорусских слов (помело, амбар, сусеки). Не каждый взрослый понимает, что такое сусеки, а что говорить о детишках.

Как это не печально звучит, но литература для первого класса содержит переносы в словах и в части слов, буква Ё, пишется как Е.

Я надеюсь, что Вам понравится моя бесплатная онлайн программа, обучающая детей чтению.

Мы читаем не так, как думаем. Взрослые читают и скорочитают не по буквам, а скорее всего словами. Но, с другой стороны, учим детей читать по буквам! Вот противоречие.

Чем увлечь детей?

И еще, не торопитесь нагружать ребенка мертвыми знаниями. Больше занимайтесь рисованием, подвижными играми. Дети все познают в игровой форме. Помните, что у детишек просто каждые несколько секунд переключается внимание, особенно, если предмет изучения не интересует их.

Однако у детей не хватает моторных навыков. Они просто не в состоянии выполнять ловкие движения, которые у взрослого человека не вызывают ни каких затруднений. Опять-таки из своего опыта, могу сказать, что спасением в этих случаях могут быть дорисовывания и додумывания.

Например, взрослый может нарисовать закорючку, а ребенок должен дорисовать рисунок, сделав несколько черточек.

Данный принцип работы я положил в основу онлайн игрушки по дорисовыванию картинок. Попробуйте.

А с более взрослыми детишками можно (и нужно) играть в шашки и шахматы. Умение логически мыслить, и сосредотачиваться как нельзя будет, кстати, во взрослой и школьной жизни.