Детское питание | Обучение грамоте дошкольников | По слогам | Бегло читаем | Начало |

Меню питания ребенка младшего возраста

 

Детский сад и семья  - это два общественных института, которые выполняют одну задачу, обеспечение будущего детям. Но вот вопрос все ли хорошо в этих институтах, всегда ли им хватает взаимопонимания, терпения, такта.  И как правило непонимания между ними, ложится на ребенка.

Родителей волнуют много разных вопросов, связанных с детским садом, и один из них – это питание ребенка.

В дошкольном возрасте можно приучить ребенка самостоятельно определить по часам время основных приемов пищи.

Режим очень важен для ребенка, и питание по часам в том числе. Задача детского сада и родителей сформировать у ребенка понимание того, что еда – это обязательно завтрак, обед, полдник и ужин.

Рациональное питание — основа правильного физического и психического развития ребенка, один из существенных факторов в профилактике различных заболеваний. Для грудного ребенка, особенно первого полугодия жизни, молоко матери является лучшей пищей, обеспечивающей его всеми необходимыми питательными веществами. У детей первого года жизни различают три вида вскармливания — естественное (грудное), смешанное и искусственное.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих жизнедеятельность и уровень здоровья человека. Применительно к детскому возрасту зна­чение питания многократно возрастает, так как ра­цио­нальное питание детей первого года жизни является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, оптимальное психомоторное и ин­тел­лектуальной развитие, устойчивость к действию ин­фек­ций и различных неблагоприятных факторов внешней среды.

Рациональное питание для детей

Современная теория рационального питания детей предусматривает соблюдение следующих принципов:

  • поступление достаточного количества нутриентов, обеспечивающих потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах, углеводах, минералах и микроэлементах, витаминах);
  • принцип сбалансированного многокомпонентного питания;
  • соответствия количества и качества пищи физиологическим возможностям ребенка;
  • предупреждение дисбалансов питания путем опережающего поступления нутриентов;

По мере роста ребенка возникает необходимость в применении дополнительных продуктов, таких как соки, различные виды пюре (овощные, мясные и др.), творог, желток, каши, а также молоко и кефир.

Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами и блюдами прикорма обусловлено:

  • необходимостью восполнения в растущем организме дефицита энергии и ряда пищевых веществ;
  • целесообразностью расширения спектра пищевых веществ, необходимых для дальнейшего роста и развития ребенка;
  • необходимостью приучения ребенка к новым видам пищи и освоения навыков потребления густой, а затем плотной пищи;
  • необходимостью дальнейшего развития и тренировки пищеварительной системы.

Разнообразие нутриентов, входящих в блюда прикорма, обеспечивает весь спектр необходимых питательных веществ. С введением прикорма начинается «пищевое воспитание» ребенка. При введении новых блюд прикорма могут возникнуть симптомы пищевой непереносимости. Основные клинические проявления выражаются в нарушении функционального состояния пищеварительного тракта (срыгивания, рвота, метеоризм, кишечная колика, неустойчивый стул), в появлении кожных аллергических реакций.

Принципы рационального питания детей

Современная теория рационального питания детей предусматривает соблюдение следующих принципов:

  •  поступление достаточного количества нутриентов, обеспечивающих потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах, углеводах, минералах и микроэлементах, витаминах);

  • принцип сбалансированного многокомпонентного питания;

  • соответствия количества и качества пищи физиологическим возможностям ребенка;

  • предупреждение дисбалансов питания путем опережающего поступления нутриентов;

  • принцип незаменимости грудного вскармливания на ранних этапах развития ребенка.

Основные пищевые вещества и их значение для детского организма

Белки

Являются основной пластический материал (для построения клеток и тканей);

  • входят в состав жидкой среды организма;
  • осуществляют транспорт гемоглобина, липидов, углеводов, витаминов;
  • принимают участие в процессах кроветворения, являясь основным компонентом ферментов;
  • входят в состав гормонов.

При дефиците белка наблюдается:

  • замедление процесса роста, темпы нарастания массы тела, приводящие к гипотрофии;
  • нарушение НПР;
  • страдают процессы кроветворения, развивается анемия;
  • снижается иммунологическая активность, снижается резистентность, формируется затяжной характер заболевания.

При избытке белка наблюдается:

  • нарушение работы пищеварительной системы;
  • формирование избыточной массы тела;
  • увеличивается риск появления аллергических реакций;
  • нарушается функция выделительной системы.

Для обеспечения сбалансированного питания в состав рациона ребенка должны входить в достаточном количестве белки животного происхождения. Так, дети первых месяцев должны получать только животные белки – белки материнского молока, а при его отсутствии – белки специальных смесей на основе коровьего молока. После введения прикорма количество животного белка уменьшается до 90-80 % от общего количества в рационе. Для всех детей идеальным белком является белок грудного молока, а также белок коровьего молока и куриного яйца.

Жиры

Являются пластическим материалом для построения клеток и клеточных мембран, органов и тканей организма;

Принимают участие в обмене веществ;

Оказывают влияние на состояние СС и ЦНС, процессы пищеварения;

Являются источниками ряда жирорастворимых витаминов (А, Д., Е, К)

Жиры обладают высокой энергетической ценностью – «сгорание» 1 г жира в организме дает 9,3 ккал, в то время как «сгорание» 1 г белка или углевода – всего 4,2 ккал. Для ребенка на первом году жизни жиры обеспечивают около 50 % энергетической потребности организма ребенка, в старшем возрасте – всего 35 %. Энергетическая ценность всех видов жиров одинаковая, хотя степень усвоения различная. Легче усваивается молочный жир, содержащий жирные кислоты с более короткими углеродными цепями и представляющими собой эмульгированную форму. В качестве жирового компонента используются растительные и молочные жиры (сливочное масло). Молоко и молочные продукты, растительные масла, чаще, кукурузное, подсолнечное, кокосовое, пальмовое, которые содержат легко усвояемые жирные кислоты.

Углеводы
  • входят в состав всех клеток и тканей организма,
  • принимают участие в обменных процессах,
  • способствуют усвоению других пищевых веществ.

При недостаточном поступлении углеводов с пищей нарушается усвояемость других пищевых компонентов, ухудшаются процессы пищеварения. Если в питании ребенка длительное время резко ограничивается количество углеводов, то в его организме изменяется энергетический баланс: для выработки необходимого количества энергии расходуются резервные жиры из жировой клетчатки, а после их истощения начинается распад тканевых белков, что, в конечном счете, приводит к развитию дистрофии.

В то же время избыточное количество углеводов, особенно сахаров, также вредно для организма ребенка. В этих случаях происходит избыточное накопление жира, развивается ожирение. У таких детей снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, нередко возникают аллергические реакции.

Одной из основных функций углеводов является обеспечение организма достаточным количеством легкоусвояемой энергии. При сгорании 1 г углеводов выделяется 4,1 ккал. Вклад за счет углеводов в энергетическую ценность рациона ребенка первого года жизни составляет 43 – 45 %, тогда как в более старшем возрасте этот показатель составляет 50 – 55 %.

Минеральные вещества

Обязательной составной частью рациона ребенка являются минеральные вещества. Они входят в состав клеток и тканей, нужны для адекватного роста и развития костной, мышечной, кроветворной и нервной тканей, а также для правильной работы органов пищеварения, так как повышают желудочную секрецию и желчевыделение, влияют на усвоение пищевых веществ. Минеральные вещества входят в состав ферментов, гормонов, участвуют в процессах обмена веществ, являются мощными стимуляторами или ингибиторами очень большого числа различных ферментных систем. Минеральные соединения удерживают на определенном уровне осмотическое давление крови, спинномозговой жидкости, лимфы, поддерживают постоянство рН крови и клеток и, следовательно, регулируют кислотно-основное состояние организма.

При недостаточном поступлении в организм тех или иных минеральных веществ возникают тяжелые нарушения различных видов обмена. Для растущего детского организма особенно важно снабжение такими минеральными веществами, как кальций, фосфор, железо, магний.

Вода

Вода принимает участие во всех обменных процессах благодаря растворению в ней многих химических веществ, осуществляет транспорт к тканям и клеткам необходимых для их жизнедеятельности веществ и уносит из клеток продукты обмена. Вода вместе с растворимыми в ней минеральными веществами обеспечивает постоянство внутренней среды организма.

При избыточном введении жидкости происходит набухание клеток и тканей, увеличивается нагрузка на сердечнососудистую систему, почки. С избыточным количеством воды могут выводиться необходимые минеральные вещества и витамины.

При недостаточном поступлении воды развивается сгущение крови, может повышаться температура тела, нарушаются процессы пищеварения. Потребность ребенка в воде зависит от возраста: чем младше ребенок, тем в большем количестве жидкости он нуждается. Так, ребенку первого полугодия жизни жидкости требуется 150—180 мл, ребенку второго полугодия — 100—130 мл, в возрасте 1—3 лет — 100 мл, 3—7 лет — 80 мл, а более старшим детям — 50 мл на 1 кг массы тела в сутки. Потребность ребенка в воде в основном удовлетворяется за счет жидкости, входящей в состав пищи. При достаточном объеме жидкости в пище потребность в дополнительном питье у ребенка грудного возраста невелика и составляет 50—70 мл в сутки. В жаркое время года она может возрастать до 150—200 мл в сутки.

Витамины

Витамины служат регуляторами обменных процессов в организме, играют немаловажную роль в повышении сопротивляемости, тесно связаны с процессами роста и развития организма, являются кофакторами многих ферментных систем, участвуют в процессах кроветворения и окислительных реакциях организма. Витамины и витаминоподобные вещества представляют собой группу разнородных органических веществ, которые не синтезируются в организме или синтезируются в незначительных количествах.

Поэтому витамины должны поступать в организм с пищей. В связи с этим представляет особую важность определение необходимых суточных количеств витаминов для детей различных возрастных групп.

 


Продукты детского питания

Раннее обучение дошкольников - избранные игры и тренинги


Говорящая книга
(обучение чтению)

 


Складовой пазл
(обучение чтению)

 


Запоминание слогов

(запоминание букв)

 


Найди зашифрованное слово

(обучение чтению)

 


Расставь склады по местам
(обучение чтению)

 


Найди лишние склады в слове

(запоминание букв)

 


Развитие воображения

 


Прописи онлайн

 


Пошаговое рисование

 


Домашний логопед
(постановка звуков)

 


Алфавитные раскраски

 


какое слово зашифровано?

 


Развитие памяти детей

 


Изучение букв английского алфавита

  


Устный счет

 


Мой блог

Музыкальные игры