Полки магазинов в последние годы ломятся от разнообразных азбук, букварей, толстых книг и тоненьких брошюр, которые обещают быстрое и беспроблемное обучение чтению. Что же выбрать?
Первое, что сразу стоит вычеркнуть – это азбуки. В них, как вы знаете, каждая буква сопровождается картинкой, название которой начинается с этой буквы. Все они, как правило, яркие и красивые. Нравятся и малышам и родителям. Но пользы от них мало, а, порой, они еще и наносят вред. Каким образом? Да очень просто. Ребенок запоминает название буквы, связывая его в уме с картинкой, которой она сопровождается «А – аист», «Н – ножницы» и так далее. Впоследствии, при виде, например, слова «ЛЕС», в голове малыша всплывают ассоциации «ЛИСА, ЕЛЬ, СОБАКА». Опять же, названия букв не дадут ребенку умения читать, так как «Эль, Е, ЭС» с трудом складывается в слово «лес».
Теперь перейдем к букварям. Все они, как известно, рассчитаны на детей младшего школьного возраста. По современным теориям, обучение чтению в школе начинается со звуко - буквенного анализа и составления схем слов. Малышам дошкольного возраста (да и многим первоклассникам, не умеющим читать) такие ребусы не по силам. И еще. Букварь, впрочем как и азбука, предполагают ежедневное сидение за партой (или столом) с книжкой в руках и монотонных занятиях. Если вы решили отнять у малыша детство, попробуйте пойти по этому пути.
Одна из популярнейших сейчас методик Глена Домана, «Складушки» Воскобовича, «Кубики Зайцева» и его же «Складовые картинки», методические рекомендации Николая Буракова - ученика Зайцева (как и у самого Зайцева, они основаны на методе складового чтения). И еще, наверняка, немало хороших, но малоизвестных книг и пособий, которые издаются крошечными тиражами, а потому, мы их рассматривать не будем.
Сначала поговорим о методике Глена Домана. Про них сейчас не слышал только глухой. Его книги издаются и переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев. Но, в то же время, ширится круг разочаровавшихся или уставших от таких изнурительных трудов, к каким призывает Глен Доман. Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, всем известная французская мама Сесиль Лупан.
Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются не буквы или слоги, а целые слова, написанные на огромных картонных полосках красным цветом. Ребенок, по мнению Домана, увидав несколько раз слово, навсегда запомнит, как оно читается. А, увидав много слов, сам по себе выведет правила чтения и начнет читать незнакомые слова.