Опыт родителей 4

Хочу поделиться опытом обучения раннему чтению. Только это не я обучала, а меня обучал папа. Я читаю с трех лет, помню даже свои первые книги - "Петушок - золотой гребешок" и "Бычок- - белый бочок". Папа - человек, не имеющий никакого образования, кроме средней школы и каких-то там курсов электромонтеров, просто сам очень увлекается чтением. Расскажу, сколько помню (сами понимаете, возраст был еще не тот). А помню только один единственный эпизод. У меня была пластмассовая азбука, из которой папа учил меня складывать слова (как раз помню, как я собирала слово МАМА). Буквы он называл не по "официальному" названию, а как звуки, то есть не "мэ", а "м" (стыдно сказать, но я, читающая с трех лет, в школе еще не знала правильного названия букв). Кстати, и теперь, когда он видится с моим сыном, он учит его именно так же, объясняя это тем, что так проще будет начать читать. Помню, что куда бы мы ни ходили, мы всегда читали вывески, объявления, номера троллейбусов. Я не помню того времени, когда разные вывески были для меня неинформационны. Я себя помню уже читающей. Точно так же и с цифрами. Из детсада часто забирал меня папа, и мы всегда считали шаги до дома. Опять же я просто не помню того времени, когда было по-другому. А еще мы всегда заходили в книжный магазин и выбирала любую понравившуюся мне книгу, а папа не споря ее покупал с условием, что я ее прочитаю и расскажу ему (мотивируя это тем, что он целый день на работе, читать ему некогда, но ОЧЕНЬ интересно). Мама рассказывает, что мне читали книги с самого рождения. И книги (по причине большого финансового недостатка в семье), были, в общем-то единственным доступным развлечением. Еще один пример. Папа, садясь за стол всегда перед собой клал книгу. Когда я уже лет в пять-шесть стала делать так же, мне запретили, потому что, мол, зрение портится. Сами понимаете, что постоянный пример перед глазами оказался сильнее. Я читаю во время еды до сих пор и буду рада, если мой сын будет делать так же.

А теперь про мой опыт обучения чтению моего сына. Кубики Зайцева я приобрела, когда дитю было шесть месяцев, сразу склеила и таблицы повесила на стену. Лет до полутора, все это было невостребованным, поскольку у ребенка была серьезная задержка речи (до двух лет не было даже звуков), поэтому сын особенно не радовался, когда я ему показывала таблицы или кубики, зато он с удовольствием слушал, как они гремят. Правда, склады я ему пыталась иногда называть, просто не надеясь ни на что. Потом выяснилось, что многие склады он все же запомнил. В два года, когда речь неожиданно появилась, я снова вытащила кубики. К тому времени сын уже знал все буквы (таблицы-то перед глазами висели, он иногда к ним подходил, а я ему называла буквы, в которые он тыкал пальчиком). Я начала заниматься по методике, как в книге написано. Правда, пение сынуля сразу отверг, сказав "Так не надо. Просто читай".Тут появилась небольшая проблемка. Зная буквы, сын не обращал внимания на то, что в складе буквы две и читают их вместе. Сейчас ему 2года и 8 месяцев, проблема остается до сих пор. Правда, мы не очень прилежно, все таки занимаемся по этим кубикам. Я пробовала из них складывать слова. Вот слова сын запоминает на УРА, может сам их сложить (знакомые, разумеется). Знакомые слова может набрать на компьютере. Может сам догадаться, как набрать созвучные слова, например, зная как пишется МАМА, он сам набрал (без образца) ПАПА и БАБА. Но вот новые слова, которые я выкладываю из кубиков не идут ни в какую. Зная все склады в слове, он не может их объединить в слово, а соответственно и прочитать. Если ему это слово прочитать, то опять же включается обычный механизм: он запоминает его, может собрать из кубиков и т. д. Но с новыми словами проблема. Сейчас я предпочитаю просто читать с ним вывески на улице, названия книг, то есть учить чтению на практике и в жизни. Эта методика, как мне кажется, подошла нам больше всего. (Старая история, так же училась читать и я ). НО не бросаю и кубики. Сыну они нравятся, он часто просит "почитать кубики". Я придумала игру, которая ему нравится, "паровозик". Кладу золотой кубик, скажем, буквой "О" вверх. Это у нас паровозик "О". А за ней вагончики со складами на "О". Так же и с другими буквами. НА паровозик "клубничка" выкладываю склады из одной буквы, например, "К", "Г", "Р" и т. д. И прошу сына прочитать этот паровозик. Игра ему нравится, но опять же, он, почему-то, читает их отдельно, а не связно, как в слове. Понравился вариант игры, которую предложил сам сынуля, только у меня фантазии не хватает, как в нее дальше играть. Слово ГА-РА-Ж. Три склада, РА посередине. Он берет РА, отодвигает в сторону и говорит "РА - это воротики гаража". Соответственно, ГА и Ж - его стены. Вот машина заехала в гараж, воротики закрылись и получился опять "ГАРАЖ". Умом понимаю, что это здорово, но еще нафантазировать у меня не получается.

Вот такие вот методики, или не методики. (Я не педагог, не знаю).

А по поводу возраста - чем раньше, тем лучше. ЕСли б с рождения, так это вообще здорово. Я считаю, что это самый главный навык, который я получила от родителей и счастлива, что мне открылись книги намного раньше, чем другим моим сверстникам.

А вообще по-моему, самое главное, чтобы пример читающего человека перед глазами у ребенка был.




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;