Экскурс в историю по обучению чтению.

Начнем с конца 80-х. В традиционной педагогике господствовало мнение, что до 7 лет начинать учить ребенка чтению нельзя. В 1988 году Павел Тюленев доказал, что этот навык можно сформировать у малышей в возрасте до 1 года. Его крылатая фраза: «Читать раньше, чем ходить». Что же, он не бросал слов на ветер. Как говорится, сказано — сделано.

В числе педагогов-новаторов был небезызвестный Глен Доман. Он утверждал, что только к 6 годам ребенок способен понять, что такое буква, поэтому создал программы, в рамках которых малышам предлагалось просто запоминать слова целиком. Последователи Домана готовили тысячи карточек большого формата и неустанно, по 14 раз в день, показывали их малышам.

В 1968 году Борис Никитин, человек, увлеченный идеей разностороннего развития детей, и многодетный отец, писал, что первые навыки чтения слов по буквам его дети проявили в 2,5-3,5 года. Есть версия, что успехи Никитина не встретили одобрения в Министерстве просвещения СССР. Возможно, поэтому в ответ было опубликовано около двухсот статей, осуждавших «эксперименты» Никитина.

В это же время, в Ленинграде с безапеляционностью традиционного подхода, предполагавшего обучение чтению строго, начиная с первого класса, боролся небезызвестный Николай Зайцев. Органы образования высмеивали «кубики Зайцева». Доказывая эффективность своей методики, Зайцев стал заниматься с детсадовскими детьми и наглядно продемонстрировал каких успехов в освоении чтения могут добиться малыши 3-4 лет.

Сегодня можно встретить много свидетельств о том, что рано читающий ребенок проявляет разностороннюю одаренность, оказывается феноменально развитым во многих областях. Немало статей написано и в поддержку идеи о влиянии раннего чтения на интеллектуальный потенциал ребенка. Такова одна сторона проблемы.

Как это обычно бывает во всех вопросах, касающихся раннего развития, есть и оборотная. Как пример, приведу суждение уважаемого мной автора Эды ле Шан, педагога и психолога. Что же она пишет? «Мне кажется, что теория раннего обучения младенцев стала причиной многих эмоциональных расстройств, в том числе и детской бессонницы. Некоторые младенцы, которым стремятся создать специальные условия, для того, чтобы они выросли гениальными, например, показывают в четыре месяца карточки с буквами, оказываются достаточно умными для того, чтобы поступить с ними соответственно своему возрасту: тянут их в рот, чтобы съесть. Создается впечатление, что родители думают, что все потеряно, если их двухлетний или трехлетний ребенок не научится читать, цитировать Шекспира, играть на скрипке или говорить по-японски. А дети начинают нервничать, не понимая, что от них хотят. Все эти намерения взрослых не имеют ничего общего с ходом естественного развития, и вполне вероятно, что именно они становятся причиной детской бессонницы».

Поэтому, дорогие родители, если вы хотите, чтобы ваше дитя мирно похрапывало по ночам, не требуйте от него цитат из Шекспира. Ну а, если вы не ставите перед собой такой цели, — продолжим наше исследование темы раннего чтения

Игры по подготовке к освоению навыков чтения направлены на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка. Например, если малыш не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на занятиях по обучению чтению он не сможет долго удерживать внимание, будет отвлекаться. Очевидно, что прежде чем предлагать малышу запоминать буквы, нужно научить его запоминать картинки. Чтобы увидеть разницу между буквами или услышать особенности произношения разных звуков, ребенку нужно уметь находить сходства и различия между предметами и звуками окружающего мира. Научившись сравнивать группы предметов, классифицировать их, ребенок будет использовать уже сформировавшиеся мыслительные навыки в работе с буквами




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;