С какого возраста следует "развивать" ребенка? Как и зачем это обычно делают?

В последние 5-7 лет в больших городах России распространилась мода на "раннее развитие" детей (провинция в этом плане по-прежнему спит, и редкие "варяги" отнюдь не меняют ситуации в целом - здесь абсолютное большинство детей до поступления в школу "развивается" по старинке, то есть бегая во дворе, глядя в телевизор и наблюдая за жизнью окружающих взрослых). Что же такое это самое "раннее развитие" и для чего оно нужно?

Не особенно углубляясь в детали, здесь можно проследить две отчетливо просматривающиеся тенденции.

Первая, это когда мать (гораздо реже отец) развивает ребенка сама, пользуясь различного рода справочными изданиями и сборниками заданий и упражнений. Тут может быть взята на вооружение какая-либо система целиком (например, Никитиных или Зайцева) или, гораздо чаще, имеет место некий "компот" с опорой на более-менее случайным образом приобретенный набор пособий. В совершенно исключительных случаях озабоченная ранним развитием ребенка мать не пользуется никакими пособиями, а эмпирически составляет как бы собственную, индивидуальную программу, опираясь исключительно на свои мировоззренческие характеристики и интуитивные прозрения и учитывая (крайне редко) индивидуальные особенности ребенка. Родители, придерживающиеся рассмотренной выше точки зрения, как правило, начинают "развивать" ребенка сразу после рождения, буквально с первых дней жизни. Такие родители часто ведут подробные дневнички "достижений" ребенка, скрупулезно сверяют его данные с приведенными в литературе среднестатистическими показателями и упорно "работают" в направлениях, которые кажутся им проблемными.

Именно эти дети становятся объектами всевозможных экспериментов. Они с рождения плавают в ваннах с холодной или чуть теплой водой, ходят босиком по снегу, часами лежат на полу на животе, обозревая окружающий мир, или, наоборот, до двух лет, наподобие маленьких африканцев, постоянно с матерью, подвешенные для удобства в современной модели "кенгурушника". Именно для них, трехмесячных, подписывают всю мебель в доме, именно с ними говорят одновременно на двух языках, именно они с обезьяньей ловкостью еще до года висят на всевозможных хитроумных гимнастических снарядах. К советам врачей и традиционных педагогов родители этих детей, как правило, относятся скептически, и большинство массовых образовательных систем считают косными и безнадежно устаревшими. Зато всякие наши и зарубежные "новинки" вызывают у них жгучий и не всегда оправданный интерес.

Вторая тенденция "развивания" детей выглядит на первый взгляд куда менее радикальной. Здесь родители первые два года жизни ребенка ограничиваются "рассуждениями на тему", более-менее внимательно почитывают литературу, а также объявления на столбах и парадных, и, кроме того, собирают всевозможные слухи об окрестных "обучалках-развивалках". В дальнейшем (как правило, это происходит на третьем-четвертом году жизни ребенка) на основе собранного и тщательно проанализированного материала они делают некое активное движение и доверяют развитие своего ребенка специалистам. Такие родители обычно более осторожны и осмотрительны по характеру, чем родители первой группы, более склонны прислушиваться к советам и тщательно выполняют все рекомендации врачей и педагогов, даже не пытаясь их "творчески переработать". Они не считают все старое плохим, даже наоборот, все суперсовременные программы вызывают у них некоторую, иногда излишнюю, настороженность, а в дальнейшем они предпочитают отдавать детей не в экспериментальные школы, а в школы с "хорошими, добрыми традициями", в класс, который ведет немолодая опытная учительница.

Мода, как известно, понятие иррациональное, но все же попробуем разобраться, зачем нужно родителям

(понятно, что 3-5-летние дети в этом вопросе голоса практически не имеют) это самое "раннее развитие". Вот самые типичные ответы, которые мне удалось собрать, опрашивая родителей, уделяющих большое внимание развитию своих детей-дошкольников.

Елена Александровна, 27 лет, медсестра, дочка Аня, 4,5 года:

- Сейчас такое время, без этого нельзя. Чтобы в школу хорошую поступить, надо уже читать-писать уметь. Мы-то без этого росли, конечно, но сейчас ведь в обычных-то школах что делается! Что? Ну, вы сами знаете... Так что чем раньше начнешь, тем больше шансов... Шансов на что? Ну, в хорошую школу поступить

и дальше...

Алена, 23 года, продавец, сын Игорь, 2,5 года:

- Они там песенки поют по-английски и ритмика. Буквы еще учат. Пускай. Ему это нравится, он бежит, радуется. И мне тоже отдых. Я ведь сама-то не знаю, как с ним играть. Кубики там построю, в мяч - и все. А там разбираются, небось. И на потом полезно.




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;