Все уроки должны быть игрой

Первое правило, которого мы должны придерживаться - все уроки должны быть игровыми. Однако, чем меньше ребенок, тем охотнее он играет в одни и те же полюбившиеся ему игры, поэтому большинство обучающих игр можно периодически повторять или немного видоизменять и использовать на новой ступени.

Еще одна особенность детского восприятия: малыши часто предпочитают отвечать на вопросы не за себя, а за своего медвежонка или зайчика. Дети вообще лучше чувствуют себя, когда занятие выглядит не уроком, а обычной ролевой игрой. Однако баловаться, шутить или поторапливать ребенка в середине чтения слова не рекомендуется, так как ребенок не может, например, смеяться и одновременно слышать, как буквы сливаются в слог, а слоги в слово. Лучше обыгрывать результат:

- Ах, какое интересное слово ты прочитал, а теперь прочти и это смешное слово. Думаю, оно тебе понравится!

Любые детские игры можно немного видоизменить и применить для обучения чтению. Я уже описала много таких игр, но на ходу всплывают все новые приемы.

Например, бросаем ребенку мяч и произносим:

- М – а.

Ребенок ловит мяч и, только ответив «ма», может бросать его назад.

Для тренировки беглого чтения слогов хорошо работает игра со сменой ролей.

- Где слог «ма»? - спрашивает ребенок у взрослого.

Взрослый теперь только отвечает, да еще иногда ошибается.

Малышу, чтобы проконтролировать своего «ученика» придется сначала самому найти и прочитать этот слог на карточке со слогами.

Следующее упражнение:

- Какая буква прячется после «м» в слоге «ма».

Раз прячется, то это интересно и стоит поискать. Ребенок с удовольствием тянет слог и прислушивается:

- Мааа.

«Оленька твердые слоги читает бегло, а мягкие никак сразу не получаются. То только вторую букву произносит, то наоборот первую. И еще она с трудом перестраивается, если первый слог был с буквой "у", а второй с буквой "о", она может и второй слог с "у" прочитать».

Дети часто не могут прочесть слог или слово, потому что не умеют видеть весь слог или все слово сразу. И здесь нам снова поможет наша любимая игра с исчезновением предметов.

Показываем ребенку слог на несколько секунд и несколько раз повторяем по мере надобности следующие инструкции:

- Запомни, пожалуйста, все буквы. Читать их не надо. Надо запомнить какая буква лежит первой, а какая за ней. Нет, вслух ничего не говори, только смотри и запоминай.

Затем прикрыв слог рукой или листком бумаги, просим ребенка вспомнить спрятанные буквы.

Через какое-то время усложняем игру и просим сначала вспомнить буквы, а потом прочесть их по памяти.

Когда ребенок будет готов к чтению слов, то в эту игру можно будет поиграть снова, но на этот раз, поменяв буквы на слоги.

Чем труднее дело, тем веселее его надо делать. Например, можно подобрать забавные слова для чтения или использовать любимый детьми юмор абсурда.

- Прочти, что мы сегодня будем есть на ужин, - предлагаем мы малышу и выкладываем вперемешку слова, обозначающие съедобные и несъедобные предметы.

Ребенок, читает:

- Хлеб, масло, сыр, - и вдруг неожиданно прочитывает, - мыло, - и начинает смеяться.

Детям очень нравится читать имена своих друзей и знакомых. Можно еще немного обыграть упражнение и, например, сказать:

- Угадаешь, чье имя я выложила? Ну-ка прочти!

Вот еще одна игра, которая поможет ребенку услышать, из каких букв состоит слово.

- Здесь было слово «репка», а безобразник Бармалей его разрушил! – говорю я, - попробуй его сложить снова.

Для того, чтобы сложить слово, ребенку придется постараться услышать все буквы и ничего не перепутать, а это уже труднее, чем просто прочесть слово, но победа над Бармалеем и мамина радость того стоят.

«Оленька давно легко читала слова из четырех – пяти букв, но больше пяти - шести слов читать не хотела. Однако я заметила, что ей очень нравится играть в слоговое лото. Тогда я сделала для нее лото со словами из четырех букв, в основном с именами знакомых ребят. Затем мы стали придумывать к игре интересные сюжеты. Вот один из них.

- Посмотри, Оленька! Это трехэтажный домик с окошками. В нем живут маленькие детки. Давай прочтем карточки и найдем, кто, где живет.

В первый же раз Оленька прочла 24 слова на двух карточках. Пришлось делать лото и со словами из пяти-шести букв».

Дети обычно очень любят различные лото. Например, они с удовольствием читают слова на двухсторонних карточках. На одной стороне слово, а на другой его изображение. Малыши неизменно радуются, когда прочитав название предмета, переворачивают карточку и видят, что «угадали». Это упражнение также помогает ребенку понять смысл слова, которое он читает.

Чтение слов с мягким и твердым знаком тоже можно обыграть. Покажем, как исчезновение этих, не имеющих собственного звучания букв из слова, приводит к изменению этого слова, и оно становится смешным или непонятным, например: путь - пут, льёт – лёт или съел – сел. Снова смех помогает малышу запомнить, как правильно читать такие слова.




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;