Тими Там

Эта игра учит ребенка различать твердые и мягкие звуки. Нарисуйте двух человечков. Том «твердый» — он угловатый, тощий, а Тим «мягкий» — он округлый и толстый. Познакомьте с ними ребенка:

- Видишь, это Том, его имя начинается очень твердо. Т-т-т. Он сам весь твердый, как этот звук, и выбирает все твердое. Любит Томатный Сок, носит всегда Пальто, играет в Морской Бой и Мыльные Пузыри. А это Тим, его имя начинается мягко. Тъ-ть-тъ. Он любит все, что звучит так же мягко, как его имя: ест Тянучки и Тефтели, играет в Мяч, Рисует и носит Пиджак, Ты будешь Тим, а я Том. Мы идем в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: РЮКЗАК или РАНЕЦ?

Также Тим и Том должны взять с собой КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКУ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ЛЕДЕНЦЫ, КРОССОВКИ, КЕДЫ, КЕПКУ, ПАНАМКУ и т.д. Ребенку с помощью взрослого нужно выбрать, что из этого понесет Тим, а что Том. Потом можно поменяться ролями, пусть ребенок побудет Томом, который собирает грибы (ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА), ягоды (ЗЕМЛЯНИКУ, ГОЛУБИКУ), ловит рыбу (ЛЕЩА, САЗАНА) и т.д.

Заблудились в лесу

Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый «громкий» звук в слове.

- Ми-и-ишка!

- Маши-и-инка!

- Сло-о-он!

Этап третий: звуковой анализ слова

Ребенка учат выделять все звуки в словах из трех-пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).

Дом звуков

Взрослый рисует «комнаты» для звуков. Например, для слова «кот» надо нарисовать дом из трех комнат: три квадратика.

- В каждой комнате должен жить звук, давай их расселим.

Ребенок произносит звук, который будет «жить» в этой комнате, и кладет на квадратик фишку.

-К,О,Т.

Частая ошибка - ребенок правильно называет первый и последний звуки и «теряет» средний. Взрослый может удивиться:

- Разве здесь живет «КТ»? Здесь живет «Ко-о-от»! (тянет пропущенный звук).

Дом в лесу

Задача та же, только домик надо нарисовать из четырех комнат.

- В этом доме хотят поселиться ЛЕВ, СЛОН и ЖИРАФ. Как ты думаешь, для кого из них этот дом построили? А смогут ли в нем жить ЛИСА, ВОЛК, УЖ, СОВА, СОБАКА, КРОТ, ВОРОНА?

Если ребенок испытывает трудности, нарисуйте дополнительно трехкомнатный и пятикомнатный домики, попросив «расселить» зверей в подходящий для каждого из них дом.

Дом в лесу-2

Это усложненный вариант предыдущей игры. Ребенок учится не только учитывать количество звуков в слове, но и находить ударный звук.

Взрослый рисует четыре одинаковых четырехкомнатных домика.

- В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ или ВОЛКУ.

Подскажите ребенку выход - поставьте ударение в слове «слон», закрасив соответствующий квадратик в одном из домиков.

Стройка

Игра для закрепления навыка расстановки ударений.

- Со склада стройматериааов на стройку нужно привезти сначала ЦЕМЕНТ, затем КИРПИЧ, следом ПЕСОК потом ГЛИНУ, за ней СТЕКЛО, а под конец - ДОСКИ. Ты будешь шоферам.

Взрослый делает шесть карточек с числом квадратиков, соответствующим количеству звуков в каждом слове, и заштрихованными ударными звуками. Это и будут необходимые стройматериалы. Взрослый просит ребенка:

- Найди и отвези на стройку ЦЕМЕНТ и т.д.

Этап четвертый: буквенный период обучения

Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным. Вы можете учить с ребенком буквы на прогулке, в дороге, в гостях.

Звуковое лото

Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает:

- У кого есть слово на эту букву?

Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

Машины

Ребенок должен сложить в машину марки «Л» все карточки со словами на эту букву, а в машину марки «М» — все слова, начинающиеся с буквы «М».

Дорисуй букву

Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающее, чтобы получилась та или иная буква.

Можно также вернуться к игре «Дом звуков», но теперь вместо произнесения звуков и раскладывания фишек ребенок должен сказать взрослому, какие буквы нужно написать, чтобы поселить в домик того или иного зверя.

Этап пятый: слияние слогов в слова

На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Учите ребенка читать слоги протяжно, как бы «пропевая» их («ССОО-ССННАА», «ММАА-ШШИИ-ННАА»). Это поможет ребенку избежать «рубленого» слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.

Запаситесь кубиками или карточками с изображением букв. Пусть ребенок пытается сложить слова, которые вы ему предлагаете. Начните с самых простых. Покажите ему, как складывать слова, на примере отрывка из стихотворения Г. Виеру «Мама»:

Ну-ка, М дай руку А,

Ну-ка, МА,

МА и МА, а вместе МАМА —

Это я пишу сама.

Работа с ударением ускорит и облегчит переход к чтению словами. Вот несколько игр, помогающих ребенку усвоить принцип слогослияния.

Перестановка ударений

Пусть ребенок поэкспериментирует с ударениями в словах, отвечая i на ваши вопросы.

- Как тебя зовут?

- ПашА. ПАша.

- Что это такое?

- ТЕлевизор, телЕвизор, телевИзор, телевшОр.

Укротитель

Ребенку даются карточки с написанными на них печатными буквами названиями диких животных, которых ему надо укротить, поставив ударение на соответствующую гласную (ударение «ставится» с помощью специальной фишки). Например, в слове БИЗОН, ребенок должен положить фишку на букву О. Если ребенок слишком долго думает или ставит ударение неправильно, животное «убегает» в лес (джунгли, степь и т.п.). Укротителю нужно правильно позвать его (см. игру «Заблудились в лесу»), чтобы оно вернулось.




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;