Статьи | Буквы | По слогам | Бегло читаем | Начало |

Как помочь ребенку овладеть грамотой...

Наталья Геда

Сегодня в России разработаны десятки методик обучения детей дошкольного возраста чтению, письму и счету. При этом за последние 20 лет наши дети не стали грамотнее.

Одним из важнейших этапов развития интеллектуальных способностей детей является, конечно, этап овладения грамотой: то есть, знакомство с азбукой и формирование первичных навыков чтения, письма и счета. Разделять этот единый процесс на три подпроцесса – обучения отдельно чтению, отдельно письму и отдельно счету – нерационально, и потребует от родителей втрое больших усилий. Традиционные методики обучения грамоте относились к формированию этих трех навыков таким образом, как будто это один и тот же навык. На самом деле, это и в самом деле так, и это – навык преобразования чувственной информации в сверхчувственную, абстрактную и первое знакомство с множеством знаковых систем для кодирования этой сверхчувственной информации.

До момента овладения грамотой познавательные способности ребенка на 90% были направлены на познание окружающего мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Между тем, при всем своем многообразии, мир материальных объектов весьма ограничен по сравнению с нематериальным миром человеческой культуры и духовности. Между этими мирами существуют переходная зона, тамбур, коридор – это все и есть грамота, как первичное овладение знаковыми системами. Еще до того, как начать свое знакомство с букварем, ребенок должен узнать от родителей, что в мире есть очень много вещей, которые, при всем желании, невозможно увидеть, услышать и потрогать. Часть из них видели, слышали и имели с ними дело другие люди, которые оставили об этом свои свидетельства на страницах книг, другая часть вообще доступна только умозрению. И единственный способ узнать об этих вещах – прочесть о них в книгах. Вряд ли стоит говорить об этом прямо – так, как я эту мысль сформулировала. Скорее, ребенок должен усвоить ее опосредованно – через общение с родителями и через постоянный контакт с книгами. Книги должны быть для ребенка загадкой, которую им предстоит отгадать, вызовом, на который следует ответить, они должны интриговать и увлекать ребенка за собой, как Белый Кролик увлек Алису в кроличью нору.

Все это, конечно, красиво звучит, но не объясняет, как добиться результата на практике.

В самом деле, как?

Грамота как педприкорм

Первая аналогия, которая приходит мне в голову, когда я начинаю думать об обучении ребенка грамоте – это введение «твердой пищи" в его «познавательный рацион». Все мамы, так или иначе, сталкивались с этой проблемой – когда дети не хотят есть специальным образом приготовленные для них продукты или пюре из баночек, когда они плюются и разбрасывают еду, приводя родителей в отчаяние. Между тем справиться с этой проблемой (а точнее, вовсе не иметь ее) довольно просто – кормить ребенка грудью так долго, как это возможно в конкретной семье – и давать ему понемножку пробовать любые продукты с вашего повседневного стола (разумеется, кроме соленых и копченых деликатесов, сластей и алкоголя). Такой прикорм, в отличие от стандартного «медицинского», называют «педагогическим» или «естественным»: при таком подходе еда рассматривается не как собственно еда, а как элемент познания мира – и очевидно, что при надлежащем контроле и разумном ограничении со стороны родителей такой подход дает куда лучшие результаты как в формировании детской диеты, так и в развитии детского интеллекта.

С овладением грамотой все обстоит примерно так же: информация, закодированная посредством различных знаковых систем, и есть «твердая пища» человеческого ума, – в отличие от «грудного молока» чувственных ощущений материального мира. Поэтому почти всегда приучение к интеллектуальной «твердой пище» происходит тем более легко и естественно, чем менее искусственным и нарочитым образом это делается.

В качестве конкретного примера могу привести ситуацию своей собственной семьи. Обоих детей, и дочь и сына, я учила грамоте сама, не доверяя этот процесс никаким дошкольным учреждениям. И в том и в другом случае это происходило между 5 и 6 годами. И в том и в другом случае я не пользовалась никакими специальными методиками: овладение грамотой происходило при помощи обычной азбуки (купленной практически наугад), магнитной азбуки, кубиков с буквами и других нехитрых подручных средств. Никаких особых трудностей в овладении грамотой у нас не было ни с дочкой, ни с сыном, равно как и каких-то сумасшедших успехов - однако с Лизой я провозилась вдвое или даже втрое дольше, чем с Ваней, и вовсе не потому, что у нее интеллектуальные способности ниже, чем у сына. Дело в том, что Лизу я учила грамоте специально, а Ваня овладел ею в значительной степени походя, как бы между делом. Такова, к сожалению, не совсем веселая участь первых (а также единственных) детей – на них родители вынуждены как бы учиться и отрабатывать свои педагогические навыки, в то время как со вторыми и последующими детьми все происходит куда более гладко и «естественно».

Со старшей дочерью обучение грамоте у нас «случилось»- грянуло, как гром среди ясного неба: не успела я оглянуться, как Лизе стукнуло пять лет, и впереди отчетливо замаячила перспектива школы. Поскольку я очень хорошо знала, чем такая перспектива грозит моему ребенку, в этом месте я сделала ту же ошибку, что и многие другие родители: я запаниковала и начала форсировать события – то есть, купила азбуку (до того не отсутствующую в нашем быту) и прочие дидактические материалы и объявила Лизе, что «теперь мы будем учить буквы». Как я теперь понимаю, очень часто это бывает ошибочным шагом (хотя наверняка есть дети, которые только и ждут, когда их начнут учить читать). В нашем случае это тоже было в некотором смысле ошибкой: несмотря на все старание с обеих сторон, девочка все равно «давилась» получаемой информацией и усваивала ее медленно и плохо (хотя, конечно, усвоила в итоге – но как бы насильственным образом и без удовольствия, чем объясняется позднее пробуждение у нее непосредственного интереса к чтению).

Что касается Ивана, то он учился грамоте на фоне Лизиного обучения в младших классах школы. Азбуки (и печатная, и магнитная, и на кубиках), учебники, учебные задания, тетради, школьная канцелярия - все это постоянно находилось в поле его зрения и было доступно для изучения (но, разумеется, не порчи). Кроме того, в нашей семье было принято ежевечернее чтение вслух и беседы на различные познавательные темы. Поэтому Ванино обучение грамоте состоялось как-то само собой, между делом. Конечно, азбуку я ему показала, буквы назвала и объяснила, как они называются; затем я поощряла его манипуляции с кубиками и магнитной азбукой, рисовании букв и проч., но не меньше внимания на этом этапе я уделяла рисованию как таковому и заучиванию стихов с голоса. В итоге Иван овладел грамотой (то есть, начал слитно читать, писать печатными буквами и считать в пределах десятка) в несколько раз быстрее сестры, и не потерял интереса к предмету в процессе овладения им, что привело к тому, что круг чтения у Ивана до сих пор разнообразнее и шире, чем у его старшей сестры.

Очевидно, что Лизино приобщение к грамоте происходило как бы в режиме «медицинского прикорма» - и имело ряд негативных последствий, в то время как получивший первичные навыки грамоты в режиме «естественного прикорма» Иван обошелся без таковых. Однако, в обоих случаях все обошлись без дисграфий, дислексий и прочих функциональных расстройств, с которыми сейчас сталкиваются все больше и больше родителей школьников – и это несмотря на то, что наше обучение в методическом смысле было крайне примитивным и чуждым каких-либо изысков. Что же является причиной сложностей первичного овладения грамотой, с которыми, если верить статистике, сталкиваются сейчас все больше и больше родителей?

От жажды умираю у ручья

Эта строчка из баллады французского поэта Франсуа Вийона как нельзя лучше характеризует современную ситуацию в области предшкольной подготовки. В настоящее время в России разработаны десятки методик обучения детей дошкольного возраста чтению, письму и счету. При этом, судя по всему, количество проблем в этой области не снижается, а только возрастает с каждым годом.

На самом деле, это вполне понятно: ситуация, при которой автор каждой новой методики спешит заявить, что все предыдущие методики неэффективны и ущербны, явно нездорова и приводит к потере доверия к каким бы то ни было методикам вообще – и, далее, к утрате веры в возможность простого и естественного овладения грамотой. Современным родителям, к сожалению, кажется, что научить ребенка читать, писать и считать – это какой-то неимоверный труд, доступный только посвященным. Между тем они берутся (пока еще берутся, кто знает, что будет еще лет через 10) учить своих детей ходить, кататься на велосипеде, плавать, и т.д. и т.п. А это, в принципе, одно и то же (хотя, разумеется, я не отождествляю кинестетические и интеллектуальные навыки): в том смысле, что все эти процессы не разложимы до конца на мельчайшие исходные элементы, которые только нужно повторить в нужной последовательности, чтоб получить желаемый результат. Как мы ходим? Как ездим на велосипеде? Как плаваем? Как читаем? Во всех этих случаях можно перечислить некоторую последовательность отдельных элементов процесса, из которых он выстраивается. Но никогда это перечисление не будет исчерпывающим: в какой именно момент количество переходит в качество и ребенок начинает ходить (плавать, ездить, читать) – очень сложно рационально объяснить. Все попытки это сделать омертвляют процесс, превращая его в сухую бездушную схему («ежик забыл, как дышать, и умер»), попытка воспроизведения которой обычно не увенчивается успехом.

Во всяком случае, перед началом обучения родителям вовсе не обязательно досконально знать какую-то суперспасительную методику слогослияния. Единственное, что они должны твердо знать, это то, что овладение грамотой – это обычный этап роста ребенка, не сложнее и не проще других, с которыми они уже сталкивались. И если они справились со сложностями на предыдущих этапах – значит, справятся и тут. Сложности наверняка будут – а что, ходить ребенок учился без сложностей? А с велосипеда он не падал? А в реке не захлебывался? Все это не более и не менее, чем нормально – поэтому нормальными являются и затруднения ребенка при распознавании некоторых букв, и при сложностях с соединением букв в слоги, а слогов – в слова. При спокойном и педагогически правильном (то есть, настойчивом без давления и ненавязчивом без легкомыслия) отношении к процессу рано или поздно (то есть, в течение или одного, или трех, или пяти месяцев) количество усилий ребенка перерастет в качество и он, после целой серии безуспешных попыток прочесть слово целиком, сделает это, к своему и вашему удовольствию. Совершенно неважно, с какой скоростью ребенок овладевает грамотой. Какова бы ни была эта скорость, и когда бы вы не начали – в 5, 5,5 или 6 лет – к 7 годам он или она будет уметь читать, писать и считать по-любому. Это нужно твердо уяснить и перестать требовать от ребенка немедленных и впечатляющих успехов. Ваш ребенок совершенно не обязан быть вундеркиндом, в то время как владение грамотой есть необходимая база его дальнейшего успешного овладения пространством культуры. Поэтому нужно крайне бережно относиться к его усилиям, уважать их и признавать за ребенком право на ошибки и затруднения – равно как и обязанность их преодолевать при помощи труда (более или менее упорного, в зависимости от способностей ребенка и общей педагогической ситуации).

Таким образом, первое, что следует раз и навсегда уяснить молодым родителям дошкольника на этапе овладения грамотой – это что способности их ребенка к чтению, письму и счету никак не зависят от рыночных боев авторов модных образовательных методик. Увы, к сожалению, сегодня образование во многом превратилось в бизнес, и одной из самых доходных ниш на этом рынке является ниша дошкольного (в том числе раннего) развития детей. Поэтому к разнообразию методик на современном образовательном рынке следует относиться, как и ко всему остальному, спокойно и рационально: всем интересоваться, обо всем иметь представление, держаться лучшего и проверенного временем.

Итак, какие же методики обучения чтению (как основы грамоты) сейчас популярны в России?

Методики обучения чтению

1. Метод целых слов: метод, при котором дети запоминают буквы путем сопоставления первых со звуками, входящими в состав самых обиходных слов. Буквы запоминаются путем наводящих вопросов: «С чего начинается мама? Чем заканчивается стол?» - после чего ребенку показывается в букваре или тут же рисуется на бумаге соответствующая буква. Здесь процесс познания как бы разделяется на 4 последовательных этапа: осознание, что слово состоит из звуков; вычленение отдельных звуков из слова; соотнесение звука и буквы; закрепление этого соотнесения «замком» в виде конкретного наглядного представления: «арбуз» для А, «бегемот» для «Б» и т.д.На этом методе основываются традиционные азбуки большинства индоевропейских языков с момента появления таковых, то есть это наиболее старый из всех методов.

В новейшей методике дошкольного обучения «методом целых слов» еще называют методики Глена Домана и Сесиль Лупан, которые сводятся к рекомендации вместо изучения алфавита и правил чтения заучивать сразу же целые слова. Этот метод не кажется мне заслуживающим серьезного рассмотрения, поэтому я не буду останавливаться на нем подробнее.

2. Фонетический (фонематический) метод: построен на знакомстве детей со звуками (фонемами) как таковыми, без привязки к конкретным словам. Советские лингвисты и методисты русского языка, утвердившие фонологический подход как единственный правильный, основывались на утверждении, что для детей сопоставление звука и буквы с дополнительным соотнесением того и другой с образом целого слова – слишком серьезная интеллектуальная работа, в которой есть лишний этап – последний. Методисты и ученые подвергли сомнению традиционную методику освоения азбуки при помощи слов-«замков» и оставили в качестве необходимых элементов только соотнесение между собой звуков русского языка и букв русского алфавита. Что с течением времени снизило эффективность обучения грамоте в разы (к сожалению, это не сразу стало очевидным).

В настоящий момент фонематический метод доминирует в современной школе, что, судя по всему, и привело к устрашающему росту случаев дислексий и дисграфий у современных школьников. То, что взрослым кажется простым и логичным, вовсе не так же оценивается детьми. Фонемный анализ оказывается полезным на этапе овладения орфографией, следующего за этапом первичного овладения грамотностью. Что касается конкретно обучения чтению, то для него фонематический подход оказывается скорее сбивающим с толку, чем облегчающим овладение азбукой и правилами чтения. Тем не менее, фонематический подход продолжает лидировать в современной школе.

3. Слоговой метод:

- традиционный слоговой метод заключался в обучении соединению двух или более букв в слог с дальнейшим соединении слогов между собой («а» и «зэ» - «аз», «бэ» и «у» - «бу», «ка» и «а» - «ка», «аз-бу-ка» - «азбука»!). Ребенок знакомился с двухбуквенными слогами сразу же после ознакомления с новой буквой – для того, чтобы получить представление о минимальных элементах, из которых складываются простейшие слова. Сразу после перечисления двухбуквенных слогов шло ознакомление с простейшими словами на данную букву, минуя этап трех-четырех- и пятибуквенных слогов.

Страница традиционной азбуки обычно строится так:

  • - буква (прописная, строчная и печатная);
  • - изображение слова (слов), начинающихся с этой буквы;
  • - перечисление простейших открытых или закрытых слогов с этой буквой;
  • - примеры слов, в которые входят перечисленные слоги (с разбиением на слоги или без него);
  • - простейшие словосочетания и предложения, в которые входят приведенные слова.

Такое построение страницы азбуки давало детям четкое представление о сложной иерархии значений и смыслов, присутствующей в структуре языка. Ни один из элементов системы не выпячивался и не игнорировался. Каждый выполнял свою роль в формировании единого смысла высказывания. Ребенок сразу, с букваря учился понимать, что ни знание букв, ни знание слогов, ни даже чтение целых слов – ничто без умения понимать смысл всего текста.

- современный (коррекционный) слоговой метод возник в 70-80-е годы, как реакция на рост числа специфических расстройств чтения и письма, вызванного фонологическим подходом к обучению грамоте. Построен на предположении, что облегчить переход к чтению целых слов может поступенчатое ознакомление детей со всеми типами слогов, существующих в русском языке (от одно- до пятибуквенных), с дальнейшим обучением чтению через нахождение в целых словах уже знакомых слогов. Таким образом, можно сказать, что новейший слоговой метод является «разжеванным» вариантом традиционного слогового метода, поскольку создатели традиционных азбук никогда не опускались до того, чтобы пытаться проделать за ребенка всю познавательную работу, что постоянно пытаются делать современные методисты. А именно этим, по сути, и является требование заучивать последовательно все возможные слоги перед тем, как читать слова. В таком подходе обнаруживается предельная степень недоверия к естественному ходу образовательного процесса с предельной степенью обессмысливания его: очевидно, что в процессе заучивания слогов дети теряют всяческий интерес к чтению, как таковому. Потому при таком подходе удается достигать впечатляющих результатов в технике чтения при больших затруднениях с пониманием общего смысла прочитанного. Разумеется, при этом теряется сама суть процесса: неужели цель обучения чтению заключается в том, чтобы узнавать все возможные слоги и бойко соединять их между собой?

4. Метод чтения по складам (метод Зайцева): основан на методике Льва Толстого, который успешно пользовался им для обучения крестьянских детей в школе в Ясной Поляне. Собственно, самую суть этого метода довольно внятно изложила Ирина Маркеева в своей статье «Обучение чтению». Эта суть заключается в полном игнорировании слога как мельчайшей значимой части слова и перенесением акцента внимания на т.н. «склад» - то есть, минимально удобную для членения в процессе чтения часть слова. На «склады» слово может разбиваться не по правилам, а так, как будет удобно ребенку – лишь бы облегчить ему процесс соединения частей слова в целое слово. Так, слово «улитка» можно разбить и на склады «у»-«ли»-«т»-«ка» и «у» -«лит» - «ка», и т.д. и т.п.

Чаще всего в стихийных домашних условиях родители начинают учить детей чтению именно по складам, даже не подозревая об этом.

Подлинным мессией складового метода обучения стал в 90-е годы прошлого века явился Н. Зайцев, который преобразовал этот стихийно-интуитивный метод «домашнего тыка» во внушительную наукообразную методику, завоевавшую на сегодняшний день огромную армию поклонников.

Зайцев заявил себя как реформатора всех предыдущих методик обучения грамоте, начиная с древнейших: так, он подверг сомнению необходимость первичного ознакомления ребенка с русской азбукой. Вместо азбуки Зайцев предлагает использовать свои кубики, на гранях которых размещаются все склады русского языка, а внутри – разные материалы, производящие шум. Такие кубики задействуют основные чувственные анализаторы ребенка – зрительный, слуховой и кинестетический, и использовать врожденную любовь ребенка к игре и манипулированию предметами. Вместо 33 букв азбуки дети запоминают несколько сотен складов, которые позволяют им довольно быстро овладеть слоговым чтением – правда, никто не гарантировал лучшего понимания и усвоения прочитанного.

Таким образом, на этапе обучения грамоте родители впервые сталкиваются с обычным для современной педагогики умножением сущностей и должны запастись специальной бритвой Оккама для их отсечения – эта бритва пригодится им еще не раз в дальнейшем обучении ребенка. Из всего вышеперечисленного можно смело пустить «под бритву» фонематический метод, поскольку нет никаких убедительных доказательств пользы от него на начальных этапах обучения, в то время как доказательств его вредности – более чем достаточно. Также без сожаления можно пустить «под бритву» и современный слоговой метод – для родителей, которые вовремя возьмутся за обучение ребенка грамоте и будут проводить его без лишнего фанатизма и лишней расхлябанности, этот метод будет просто не нужен – типичная лишняя сущность, быть может, и не особо вредная, но точно совершенно бесполезная. Что касается складового и традиционного слогового методов, то на первый взгляд может показаться, что между ними нет никакой существенной разницы двухбуквенные слоги из старых азбук сложно невооруженным глазом отличить от двухбуквенных же складов. Принципиальная разница двух этих подходов не явная: дело в том, что слоги в русском языке могут включать в себя куда больше букв, чем те простейшие открытые и закрытые слоги, которые приводятся на странице букваря, но РЕБЕНКУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СДЕЛАТЬ ЭТО ОТКРЫТИЕ САМОМУ. Ему объясняется простейший принцип, применять который в сложных случаях он будет уже сам.

Что касается методики Зайцева, то ее особенность в том, что склад в ней принципиально состоит только из одной или двух букв. Слова делятся на склады, ребенок учится эти склады складывать для образования целых слов – вот, в сущности, и все. Никакого самостоятельного постижения сложной структуры языка в данном случае не происходит – потому что для ребенка все постарались предельно упростить. На мой взгляд, если выбирать между упрощением и усложнением подачи материала (каким, по сути, и являются слоговой и складовой методы), то лично я выбрала бы усложненный, потому что только он позволяет не только учить ребенка чтению, но и достигать сверхэффекта – умения интуитивно находить решение сложных задач с применения алгоритма (или даже или без него). В то время как любая упрощенная методика позволяет овладеть только одним конкретным навыком, и не более того.

Так когда и как все-таки следует учить детей грамоте?

Оптимальным возрастом для старта процесса обучения грамоте следует рассматривать период между пятью и шестью годами. Почему не раньше? По двум причинам:

1. предыдущие годы следует направить на развитие речевых навыков, социально-бытовых навыков, конкретных познавательных способностей. Родителям следует помнить, что у детей с недоразвитой речью, с неразрешенными логопедическими проблемами риск появления дислексии и дисграфии наиболее велик. Поэтому первые годы жизни ребенка следует направить на то, чтобы как можно лучше развить его речь и воспитать умение правильно себя вести и правильно пользоваться этой речью – то есть, использовать ее не для эгоцентрической болтовни с самим собой, а для диалога с окружающими. Разумеется, для этого нужно, чтобы родители как можно больше общались с ребенком, учили с ним стихи, песенки, играли в речевые игры – а также в ролевые игры для формирования навыков правильного поведения. С некоторой осторожностью можно рекомендовать в первые годы жизни вводить второй язык – в виде устных речевых комплексов: песенок, игр, мультфильмов на иностранном языке. Однако это именно дополнительная опция, а не обязательная рекомендация. Обязательно на этом этапе нужно делать акценты на правильной речи ребенка и правильном, вежливом поведении;

2. только на этом этапе зрительные и слуховые анализаторы ребенка достигают той степени развития, которая необходима для овладения грамотой. В то же время его физические способности и мелкая моторика также готовы к сложным кинестетическим задачам. Кроме того, в возрасте 5 и более лет образное мышление ребенка находится на этапе бурного развития. Таким образом, этот возраст оптимален для начала обучения музыке, рисованию, ремеслам, спортивным играм и упражнениям – и грамоте, в которой есть элементы и музыки, и рисования, и ремесла, и даже физической культуры.

Таким образом, в возрасте с пяти лет и далее ребенок должен иметь возможность развивать свои способности к образному мышлению всеми доступными семье способами. Если есть возможность посещать соответствующие кружки и секции – нужно воспользоваться этой возможностью. Если нет – нужно делать это самим родителям вместе с ребенком: рисовать, мастерить, петь песни, учить стихи с голоса и, конечно, как можно больше читать вслух. В этом возрасте стоит время от времени обращать внимание ребенка на текст на странице – чтобы ребенок увидел перед собой тайну чтения и почувствовал всю глубину этой загадки. Не страшно, если ребенок воспринимает страницу книги как некий ребус, который он будет пытаться решать путем подстановки смыслов – страшно, если ребенок равнодушно отворачивается от книги, не усматривая в ней ни малейшего интереса. В этом возрасте нужно все время «натаскивать» восприятие ребенка на поиск и опознание уже знакомых букв – пытаться во время прогулок разбирать вывески магазинов, указатели улиц на домах, надписи на рекламных плакатах; дома – находить знакомые буквы и слоги в заголовки газетных и журнальных статей, надписи на корешках книг, в меню компьютерной программы. Под рукой у ребенка все время должны быть буквы – в виде разрезной, магнитной азбуки, азбуки на кубиках и т.д. У многих детей и в самом деле проще получается овладеть чтением через конструирование слов из подручного материала. Для других, с ведущим слуховым анализатором, можно смело рекомендовать звуковую (или говорящую) азбуку, пользуясь которой ребенок получает представление о связи между буквой и звуком самым простым и непосредственным образом – путем нажатия на соответствующую букву на электронном табло.

Что касается методик обучения чтению, то тут я остаюсь верной традиционному методу целых слов и традиционному слоговому методу. Я считаю, что устоявшийся веками путь от букв алфавита – через слоги – к целым словам и тексту ничуть не устарел, скорее, стал еще более актуальным. И, конечно, нельзя отнимать у детей традиционные арбузы, бегемотов и гусей в качестве «замков», устанавливающих связи между звуком, буквой и словом. На этом этапе развития мышления дети никак не могут обойтись без таких «замков», каким бы нелогичным это не казалось взрослым, в особенности методистам.

На обучении письму и счету я не буду останавливаться отдельно, поскольку дети обычно учатся писать печатными буквами во время занятий рисованием (например, нарисовав животное, ребенок может тут же самостоятельно или по просьбе взрослого написать его название или имя), а цифровые ряды учат параллельно буквенным рядам. Таким образом, если ребенок нормально овладевает азбукой и техникой чтения, он не может не овладеть при этом письмом и счетом (до 10 или более) – разве только родители приложат какие-то специальные усилия к этому. Таким образом, навык чтения как бы «запускает» формирование всех прочих навыков в области начального овладения грамотой.

Что касается специальных методик, типа кубиков Зайцева и проч., то я не возьмусь их рекомендовать без особой на то причины. В первую очередь я бы порекомендовала родителям обойтись своими силами – пускай это будет «ненаучно», «интуитивно» - главное, чтобы был эффект, чтобы ребенок начал читать! А в чтении главное все-таки не техника соединения слогов, а понимание смысла прочитанного. И пусть лучше ребенок дольше читает медленно, но осознанно, чем быстро и без осознания текста.

Некоторые из них так хороши, что остается только сожалеть, что сейчас в продаже уже не найти подобных книг. Однако, при желании, можно подобрать из имеющихся в продаже азбуку, максимально напоминающую по структуре подачи материала старые образцы и далее пользоваться ей.

Ну, а для тех родителей, которым до сих пор осталось непонятным, как же научить детей читать, рекомендую почитать материалы на сайте Леонида Некина -

От души рекомендую к прочтению его наблюдения над обучением своих детей чтению – с одной оговоркой: рекомендацию давать детям конфеты за успехи в обучении я считаю категорически вредной. В обучении любые материальные стимулы скорее мешают, чем помогают развитию познавательных способностей, т.к. познается мир нематериальный (в подавляющем большинстве случаев), и любовь к познанию нельзя заменять суррогатом из любви к шоколадным конфетам или карманным деньгам. Однако, если закрыть глаза на выработку условного рефлекса на шоколад, во всем остальном рекомендации Леонида Некина можно считать очень здравыми, с которыми стоит познакомиться всем родителям, имеющим детей-дошкольников.


Комментарии

1

Наталья, как обычно, возразить особо нечего, все очень логично и убедительно. Внесу свой "плюсадин" по поводу фонетического метода: просто поразительно, насколько вредной эта штука оказалась в качестве обучающей чтению. Сказать, что количество разнообразных "дис"- лексий и графий выросло - ничего не сказать, я на практике это вижу. И, кстати, многие ученые, в том числе М.В.Панов, который ратовал за внедрение учения о фонемах в школьную программу, упирали на то, что ни в коем случае нельзя это использовать с нуля, можно вводить только тогда, когда человек уже хорошо знаком с основами чтения и письма.

2

Ну да, хотели как лучше, а получилось как всегда:(

Ужасно жаль десятки тысяч детей, которые, возможно, никогда уже не откроют книгу с интересом и удовольствием. Просто как на кладбище надгробную речь произносить:((

3

В целом неплохой обзор, но: Вы, вероятно, имели в виду Сесиль Лупан? Автора книги "Поверь в свое дитя"?
Вы не приводите серьезных аргументов в защиту тезиса, что ребенка не надо начинать учить читать раньше 5 лет. Так как я знаю довольно большое количество людей, научившихся читать около 4 лет, мне интересно, на чем зиждется это ваше убеждение.

4

Мне это все очень близко - учить между делом и всеми доступными способами.
Единственное, я не так оптимистична насчет дислексии-дисграфии - некоторые случаи, надо полагать, спровоцированы школьными методиками, в других же случаях - нарушение мозгового кровообращения solnet.ee/parents/log_58_2.html
и тем, у кого уже есть какие-то логопедические проблемы, не помешает бдительность. Т. е. не искать новую методику, если старая не работает, а идти на диагностику (не только у логопеда).

5

По поводу возраста: есть дети, которые читают с 3 лет. Есть дети, которые в 2 года уже умеют играть в шахматы. Если ребенок самостоятельно обращается к чтению - это замечательно, сколько бы ему ни было лет. Я же пишу о средневзвешенном времени, когда, по моему личному мнению, следует _учить_читать ребенка, который до того момента не проявлял самостоятельного интереса к чтению. Почему с 5 лет? Потому что, как я уже писала, с 2-х до 5 лет основной фокус внимания родителей следует направлять на развитие устной речи и социально-бытовых навыков. Более подробная аргументация приведена в моих предыдущих статьях - о воспитании и о развитии познавательных способностей.

6

Даше: я читала специальную литературу, посвященную этой проблеме, например - хотя бы А. Н. Корнев, "Нарушения чтения и письма у детей", СПб, "Мир", 1997. Также общалась с детьми - дислексиками и дисграфиками и их родителями. Так вот - собственно органические поражения мозга как причина функциональных расстройств письма и чтения - это вершина айсберга. В основном эти проблемы в таком количестве возникли все-таки после введения в массовую учебную практику фонологического метода обучения грамоте. Может, конечно, это по времени совпало с распадом СССР и нарастанием прочих системных проблем - но фактор неадекватно подобранной методики все-таки нельзя недооценивать.

7

Спасибо, нашла эту книгу в сети, читаю. pedlib.ru/Books/1/0306/index.shtml
Там говорится, что среди дислексиков большой процент тех, кто поздно заговорил (фразовая речь после трех лет). Так что мне немного тревожно.
А как решили проблему знакомые вам дислексики - через методики, с помощью логопедов, или медикаментозное лечение (ноотропы и пр.)? Или проблема сгладилась, но не ушла?

8

Даша, ключ к чтению и обучению вообще - это в первую очередь здоровая в познавательном смысле атмосфера дома - общение с ребенком, рисование, пение, чтение вслух. Только обязательно нужно, чтобы все эти полезные занятия не занимали бы 100% времени ребенка, чтобы они были как бы встроены в его свободную игру - потому что на 90% жизнь ребенка в этом возрасте должна состоять все-таки из ролевых игр. У ребенка должно быть достаточно времени на "продуктивное ничегонеделание" - как в "Винни-Пухе", когда Кристофера Робина спрашивают: "Что ты делаешь"? А он отвечает - "Ничего". И важнее этого якобы ничегонеделания в жизни ребенка от двух до пяти лет вообще ничего нет. То есть - родители не обязаны все время познавательно обслуживать ребенка. В конце концов, им всегда есть чем заниматься. Дети должны уметь сами занимать себя. И вот на основе этого базового умения уже должны выстраиваться все занятия взрослых с детьми.


Медикаментозное вмешательство , по-моему, нужно вообще рассматривать как крайнюю и вынужденную меру.

А вот если дисграфия или дислексия образовалась, то избавиться от нее куда сложнее, чем приобрести. И пожалуй, коротким комментарием тут не обойтись, нужно писать отдельную статью на эту тему, а я не уверена, что тут потяну - все-таки личного практического опыта помощи дисграфикам у меня пока нет, а теории - они и есть теории.

9

Рекомендую метод обучения чтению и письменной речи Степановой Валентины Васильевны из Смоленска. Данная методика часть целостной системы дошкольного и начального образования и воспитания. Данная система на сегодняшний день наиболее здравая, внятная, успешная, я бы сказала безальтернативная, если говорить об ее эффективности на практике. На сегодняшний день она особенно актуальна и социально значима.

10

Рекомендую метод обучения чтению и письменной речи Степановой Валентины Васильевны из Смоленска. Данная методика часть целостной системы дошкольного и начального образования и воспитания. Данная система на сегодняшний день наиболее здравая, внятная, успешная, я бы сказала безальтернативная, если говорить об ее эффективности на практике. На сегодняшний день она особенно актуальна и социально значима.

11

Рекомендую метод обучения чтению и письменной речи Степановой Валентины Васильевны из Смоленска. Данная методика часть целостной системы дошкольного и начального образования и воспитания. Данная система на сегодняшний день наиболее здравая, внятная, успешная, я бы сказала безальтернативная, если говорить об ее эффективности на практике. На сегодняшний день она особенно актуальна и социально значима.

12

Ну вот, метод порекомендовали аж трижды, а где про него почитать и посмотреть, про этот чудодейственный и безальтернативный, социально значимый и актуальный метод, или хотя бы в чем состоит это здравая, внятная и успешная система - и не сказали. Хоть плачь.

Зоя, Вы бы хоть ссылочку поместили, на сайт или на книжку.

13

Наталия, а что Вы думаете о методе Кушнира? Я сама научилась читать примерно так, но еще проще. Это одно из немногих четких воспоминаний раннего детства. Мне где-то между 3 и 4, я тяжело болею, вставать и играть нельзя, со мной на кровати сидит бабушка и читает мне книжку, водя пальцем по строчкам. Это продолжается уже довольно много дней, книжек мало, они очень простые, с крупными буквами, по две-три строчки на странице, остальное пространство занято картинкой. И вдруг в голове -- взрыв: я осознаю, что понимаю написанное. И да, я действительно сначала научилась читать "про себя", но довольно скоро освоила и чтение вслух (на меня в детском саду воспитательницы скидывали чтение сказок всей группе перед обедом). Этот способ мне, конечно, нравится первым сохранившимся ощущением "взрыва", интеллектуального инсайта, я бы хотела, чтобы моя дочь тоже испытала это наслаждение. Здесь на долю ребенка остается очень много аналитико-синтетической работы, но результат явно выходит за рамки собственно обучения чтению. Возможно, интерес к учебе в младших классах очень "советской" школы я не потеряла именно благодаря внутреннему знанию о том, что эти инсайты возможны и являются теми самыми "сладкими плодами учения". Интересно, воспроизводима ли эта методика? Или у нас с Кушниром просто похожий личный опыт?

14

Посмотрела. Да, это хорошее добавление, это нужно обязательно учитывать. Чтение вслух обязательно должно сопроводаться попытками детей осознать то, как мама читает и что именно она читает, и перечисленные Кушниром простые приемы - вполне рабочие. Да, я думаю, в любой семье, где чтение вслух в самом деле практикуется, родители сами интуитивно действуют похожим образом.
Но мне кажется неверным абсолютизация такого подхода. Одно другому не мешает, а наоборот, поддерживает: и восприятие чтения взрослых вслух с интуитивным усвоением сути процесса как ПОНИМАНИЯ текста в первую очередь, и собственное участие в процессе, в качестве читающего, артикулирующего, складывающего буквы в слова - это просто опять-таки 2 стороны одной и той же медали...
Джейн, спасибо за ссылку! Очень важное дополнение!

15

дети спокойно читают в 2 года.
а начинают учить буквы в год.
или даже до года.
с удовольствием и интересом.
визуального и ауди- развития хватает уже в это время .
поэтому 5-6лет--достаточно позднее начало.

кубики Зайцева интересны и эффективны.
скорость чтения с ними выше, и никто пока не доказал, что увеличение скорости чтения приводит к непониманию текста.

взгляд несколько субъективен. По вопросу информации о методике Степановой В.В.. Сайт в стадии написания, но кое что уже есть, можно на форуме задать вопрос. www.rostok-schoo.ru

Раннее обучение дошкольников - избранные игры и тренинги


Говорящая книга
(обучение чтению)


Складовой пазл
(обучение чтению)


Запоминание слогов

(запоминание букв)


Найди зашифрованное слово

(обучение чтению)


Расставь склады по местам
(обучение чтению)


Найди лишние склады в слове

(запоминание букв)


Развитие воображения


Прописи онлайн


Пошаговое рисование


Домашний логопед
(постановка звуков)


Алфавитные раскраски


какое слово зашифровано?


Развитие памяти детей


Изучение букв английского алфавита


Устный счет


Мой блог

Музыкальные игры