Игры обучающие читать по слогам и складам

В этой статье освящается тема "Игры обучающие читать".

Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче обучаться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже отлично освоил речь, но слова и звуки ему еще увлекательны, он охотно с ними экспериментирует, просто запоминает целые слова, а потом начинает различать в их буковкы, и взрослому остается только придать его энтузиазму направление, нужное для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для малыша кое-чем обычным и его экспериментаторский энтузиазм теряется. Согласно наблюдениям психологов, умственное развитие дошкольника более удачно проходит в процессе его игровой деятельности. Принципы обучения чтению дошкольников и младших школьников при помощи игр предложил детский психолог Д.Б. Эльконин.

Короткие тексты для чтения
(компьютер показывает пиктограмму слога и проговаривает его вслух)

Обучение детей чтению слоговым способом online:

Эти принципы лежат в базе большинства программ обучения чтению. Мы хотим предложить вашему вниманию программку занятий, состоящую из 5 шагов. На каждом из их ребенок учится, играя со взрослым в игры, разработанные челябинскими психологами Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушиным. Шаг 1-ый: добуквенный, звуковой период обучения Предшествует знакомству и работе малыша с знаками. Ребенку демонстрируют, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков. Звукоподражание Взрослый задает вопросы ребенку, к примеру: - Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж!) - Как шипит змея? (Ш-ш-ш!) - Как гудит поезд? (У-у-у!) Главный звук Взрослый читает ребенку стихи, выделяя основной звук. Отлично использовать тексты стихотворных азбук, к примеру, Е.Л. Благининой "Нау-чусь-ка я читать" либо С.Я. Маршака "Азбука в стихах и картинах" и т.д. Жужжит Над жимолостью Жук. Тяжкий На жуке Кожух (Е. Благинина) Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом (С.Я. Маршак) Магазин Взрослый - торговец, а ребенок - клиент, который "приходит" в магазин, чтоб избрать для себя что-то из продуктов.

За покупку необходимо расплатиться первым звуком слова. К примеру, если ребенок желает приобрести ложку, то он вынужден огласить "Л-л". Шаг 2-ой: определение звукового состава слова Малыша учат определять, из каких звуков состоит слово, различать твердую и мягенькую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Запрещенные звуки Эта игра помогает развить у малыша умение выделять звуки в слове и учит его работать по правилу - это одно из принципиальных критерий удачного обучения в школе. Взрослый и ребенок договариваются, что один из звуков является запрещенным, к примеру, нельзя произносить "3" либо "К". Взрослый указывает ребенку рисунки и спрашивает, что на их изображено, ребенок старается ответить, не называя запрещенный звук. Пусть на первом шаге запрещенный звук будет находиться сначала слова, а позже в конце. - Кто ползет и шипит? - мея. - Кто мурлыкает и всегда моется? - от. - Кто пятится вспять? - Ра. Тим и Том Эта игра учит малыша различать твердые и мягенькие звуки. Нарисуйте 2-ух человечков. Том "жесткий" - он угловатый, тощий, а Тим "мягенький" - он округленный и толстый.

Познакомьте с ними малыша: - Видишь, это Том, его имя начинается очень твердо. Т-т-т. Он сам весь жесткий, как этот звук, и выбирает все жесткое. Любит Томатный Сок, носит всегда Пальто, играет в Морской Бой и Мыльные Пузыри. А это Тим, его имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Он любит все, что звучит так же мягко, как его имя: ест Тянучки и Тефтели, играет в Мяч, Отрисовывают и носит Пиджак. Ты будешь Тим, а я Том. Мы идем в поход. Как ты думаешь, что с собой возьмет Тим: Ранец либо Рюкзак? Также Тим и Том должны взять с собой КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКУ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ЛЕДЕНЦЫ, КРОССОВКИ, КЕДЫ, КЕПКУ, ПАНАМКУ и т.д. Ребенку при помощи взрослого необходимо избрать, что из этого понесет Тим, а что Том. Позже можно обменяться ролями, пусть ребенок побудет Томом, который собирает грибы (ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА), ягоды (ЗЕМЛЯНИКУ, ГОЛУБИКУ), ловит рыбу (ЛЕЩА, САЗАНА) и т.д.

Заплутались в лесу Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Игрушки разбежались по комнате, их необходимо позвать, потянув ударный звук - самый "звучный" звук в слове. - Ми-и-ишка! - Маши-и-инка! - Сло-о-он! Шаг 3-ий: звуковой анализ слова Малыша учат выделять все звуки в словах из 3-х - 5 звуков и фиксировать их при помощи фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики). Дом звуков Взрослый отрисовывают "комнаты" для звуков. К примеру, для слова "кот" нужно нарисовать дом из 3-х комнат: три квадратика. - В каждой комнате должен жить звук, давай их расселим. Ребенок произносит звук, который будет "жить" в этой комнате, и кладет на квадратик фишку. - К, О, Т. Частая ошибка - ребенок верно именует 1-ый и последний звуки и "теряет" средний. Взрослый может опешиться: - Разве тут живет "КТ"? Тут живет "Ко-о-от"! (тянет пропущенный звук). Дом в лесу Задачка та же, только домик нужно нарисовать из 4 комнат. - В этом доме желают поселиться ЛЕВ, СЛОН и ЖИРАФ. Как ты думаешь, для кого из их этот дом выстроили? А сумеют ли в нем жить ЛИСА, ВОЛК, УЖ, СОВА, СОБАКА, КРОТ, ВОРОНА? Если ребенок испытывает трудности, нарисуйте дополнительно трехкомнатный и пятикомнатный домики, попросив "расселить" животных в подходящий для каждого из их дом.

Дом в лесу-2 Это усложненный вариант предшествующей игры. Ребенок обучается не только лишь учесть количество звуков в слове, да и отыскивать ударный звук. Взрослый отрисовывают четыре схожих четырехкомнатных домика. - В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ либо ВОЛКУ. Подскажите ребенку выход - поставьте ударение в слове "слон", закрасив соответственный квадратик в одном из домиков. Стройка Игра для закрепления навыка расстановки ударений. - Со склада стройматериалов на стройку необходимо привезти поначалу ЦЕМЕНТ, потом КИРПИЧ, следом ПЕСОК, позже ГЛИНУ, за ней СТЕКЛО, а под конец - ДОСКИ. Ты будешь шофером. Взрослый делает 6 карточек с числом квадратиков, подходящим количеству звуков в каждом слове, и заштрихованными ударными звуками. Это и будут нужные стройматериалы. Взрослый просит малыша: - Найди и отвези на стройку ЦЕМЕНТ. И т.д. Шаг 4-ый: буквенный период обучения Малыша знакомят с алфавитным обозначением звуков при помощи картинной азбуки, кубиков либо выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буковкы на снегу либо песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буковкы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и увлекательным. Вы сможете учить с ребенком буковкы на прогулке, в дороге, в гостях. Звуковое лото Взрослый раздает детям карточки с изображением различных предметов, растений либо животных. Позже указывает знакомую детям буковку и спрашивает: - У кого есть слово на эту буковку? Потом игра усложняется: на карточках печатными знаками пишутся слова, малыши должны узнавать предложенные буковкы сначала, середине и конце слова. Машины Ребенок должен сложить в машину марки "Л" все карточки со словами на эту буковку, а в машину марки "М" - все слова, начинающиеся с буковкы "М". Дорисуй буковку Взрослый отрисовывают элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающее, чтоб вышла та либо другая буковка. Можно также возвратиться к игре "Дом звуков", но сейчас заместо произнесения звуков и раскладывания фишек ребенок вынужден огласить взрослому, какие буковкы необходимо написать, чтоб поселить в домик того либо другого зверька. Шаг 5-ый: слияние слогов в слова На первых порах обучения малыша слог является основной единицей чтения. Учите малыша читать слоги протяжно, вроде бы "пропевая" их ("ССОО-ССННАА", "ММАА-ШШИИ-ННАА"). Это поможет ребенку избежать "обрубленного" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами. Запаситесь кубиками либо карточками с изображением букв. Пусть ребенок пробует сложить слова, которые вы ему предлагаете. Начните с самых обычных. Покажите ему, как ложить слова, на примере отрывка из стихотворения Г. Виеру "Мать": - Ну-ка, М, дай руку А, Ну-ка, МА, МА и МА, а совместно Мать - Это я пишу сама. Работа с ударением ускорит и облегчит переход к чтению словами. Вот несколько игр, помогающих ребенку усвоить принцип слогослияния. Перестановка ударений Пусть ребенок поэкспериментирует с ударениями в словах, отвечая на ваши вопросы - Как тебя зовут? - ПашА. ПАша. - Что же все-таки это такое? - Телек, телек, телек, телек. Укротитель Ребенку даются карточки с написанными на их печатными знаками наименованиями одичавших животных, которых ему нужно укротить, поставив ударение на подобающую гласную (ударение "ставится" при помощи специальной фишки). К примеру, в слове БИЗОН ребенок должен положить фишку на буковку О. Если ребенок очень длительно задумывается либо ставит ударение некорректно, животное "удирает" в лес (тропические заросли, степь и т.п.). Укротителю необходимо верно позвать его (см. игру "Заплутались в лесу"), чтоб оно возвратилось. Внимание, предки! Предлагаемые игры можно разнообразить зависимо от ваших способностей и фантазии. Не страшитесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более увлекательными и полезными. Возвращайтесь к пройденному материалу в ежедневной жизни. К примеру, пусть ребенок тренится ставить ударения в словах, когда вы ходите с ним по магазину самообслуживания в поисках ГРЕ-Е-ЕЧКИ, СА-А-АХАРА, РЫ-Ы-ЫБЫ и т.д. Либо, читая ребенку перед сном, выделяйте в тексте пройденный звук. Готовя ужин, попросите малыша отыскать на кухне все предметы, начинающиеся на определенную буковку. Все это поможет малышу лучше усвоить материал, и, не считая того, вы можете сохранить эффект непрерывности обучения, если у вас не выходит проводить занятия часто. Чтоб достигнуть фуррора и не отбить у малыша энтузиазм к развивающим занятиям, нужно следовать определенным правилам: - Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность шагов. Не ожидайте очень стремительных результатов. Учитывайте особенности собственного малыша: неким детям для усвоения материала нужно неделю играть с одной и той же буковкой, звуком, а другие за один денек могут уяснить пол-алфавита либо научиться верно расставлять ударения. - Используйте для занятий как можно больше приятных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов, рисуйте то, о чем речь идет в задании (животных, машинки и т.д.), так как небольшому ребенку тяжело принимать информацию на слух. - Опасайтесь монотонности и однообразия: не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более 10 минут, прерывайтесь на физкультурные разминки, рисование, кооперативный поиск чего-то подходящего для занятий. - Играйтесь с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он - учителем. Когда ребенок усвоит, к примеру, наименования букв, перевоплотился в Незнайку, который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки. Самое главное: наберитесь терпения и опасайтесь критики и отрицательных оценок! Помните, что вы играете со своим ребенком. Эти занятия должны доставлять ему наслаждение. Хвалите малыша за малые успехи, хотя бы за то, что он просто старается выполнить ваши задания.

Обучение буквам, слогам. Чтение слов и предложений для дошкольников


Обо обучении грамоте

Занятия по обучению грамотре необходимо проводить в русле общего речевого развития малыша. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые явления, как многозначность слова, близкие по смыслу слова слова, синонимия и антонимия,ритм и рифма, интонация и т.д..

Наш подход в вопросе обучения чтению опирается на методику формирования элементов грамоты, но наряду с этим требует уточнения основных позиций.

На занятиях по обучению чтению необходимо использовать определенные упражнения по профилактике дислексии и диграфии. Следует помнить, что у детей, с нарушением нарушения устной речи, возможны трудности в освоении чтением и письмом.

Предметом изучения на уроках по обучению чтению является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. большой опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «звук». Такая очередность изучения даст избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.

При планировании занятий необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий. Например: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомят с буквой С, на уроках по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по чтению – осуществляют звуковой анализ этих слов.

Наиболее типичными пробламами у детей являются:

Из сказанного выше заметна большая роль занятий по обучению грамотре в дошкольном возрасте в предупреждении дислексии и дисграфии при изучении ребенком письменной речью.

Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы,символы ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают многоаспектное воззрение – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.

Статья была посвящена теме "Игры обучающие читать".

Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"




Чтение по складам; Обучение буквам русского алфавита; Короткие тексты для чтения; Статьи на тему подготовки детей к школе; Логопедия для дошкольников; Обучение дошкольников чтению; Статьи на тему подготовки дошкольников к школе;