В этой статье освящается тема "Обучение чтению 1 класс".
В настоящее время существуют три методики обучения ученика чтению. Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать: Что она даст ребенку? Что даст родителям? Что – учителям?
Традиционная методика обучения ученика чтениюОна самая распространенная и самая древняя. Возраст этой методики обучения малыша чтению – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике. Обучение основано на фонемном принципе. Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определенными звуками были закреплены определенные значки. Эти значки назвали буквами.
Процесс обучения ученика чтению идет в обратном порядке. Сначала его знакомят с буквами. Учат: как эти буквы озвучиваются. Потом учат буквы-звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причем, даже годовалый малыш способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет! Долгое время ребенок не способен запомнить закономерности чтения. Буквы начнет забывать, а секрет чтения так и не раскроет.
Обучение детей буквам, слогам. Чтение для детей 3,4,5 лет
Только в возрасте 5 – 7 лет дошкольник научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для малыша очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз ученик, тыча пальчик в каждую букву, озвучивает их. И только на третий, четвертый, пятый раз догадается: что за слово написано. Когда дошкольник в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же ребенок осмыслит предложение целиком? И захочет ли расшифровывать следующее?
В конце первого класса дети должны читать со скоростью 35 слов в минуту. Этот норматив установлен стандартом.
Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух.
Обучение чтению лучше всего проводить в игровой форме, ведь дети не понимают того, что от них хотят взрослые. У детей как правило, слабо развита оперативная память и еще не отработан навык произнесения звуков, поэтому, взрослый должен всегда в случаях, когда у малыша возникают затруднения помогать ему. Составляйте вместе слова из складов по 5-10 минут в день.
Еще в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал методику для обучения детей чтению. В основе методики складовый принцип. Обучение начинается не с буквы, а со склада (МУ – МО – МА – МЭ – МЫ; МЮ – МЁ - МЯ – МЕ – МИ).
Идея обучать ученика читать по складовому принципу родилась в начале XIX века, начиная с «Азбуки» Ф. Кузьмичева. Сторонником складового принципа был Л. Н. Толстой, использовавший принцип в своих школах.
Окончательно в стройную методическую систему складовый принцип воплотился в «Кубиках Зайцева». Борьба звуковиков и складовиков продолжается больше столетия, несмотря на очевидность преимуществ складового принципа перед звуковым.
В 1873 году Л. Н. Толстой отметил, что по складовому способу « ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя неспешно, но правильно читать, а неспособный – не более чем в 10 уроков». (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения чтению. – ПСС, т.17, М., 1936.)
Обучать не с буквы, не со склада, а с слова! Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США). Перед медиками стояла задача: найти методику лечения детей, с нарушениями умственной деятельности. Специалисты под руководством Домана, основателя Института, искали возможность усилить умственную деятельность больных детей через изучение малыома чтению. Но как ни бились врачи, пытаясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным технологиям, - ничего не шло впрок. Дети не понимали: как из букв получаются слова. К сожалению английские правила чтения чрезвычайно сложны. Слоговый принцип здесь тоже не подходит.
Пригодным оказался лишь принцип обучения через слово. Запоминать полностью написанные слова и ассоциируя их с знакомыми предметами для слаборазвитых детей оказалось очень простым. Больные дети через подобное обучение быстро догоняли обычных детей в развитии. И они не только стали здоровыми, одако обучились читать.
Очень часто выдающиеся открытия совершаются не специалистами. Так случилось и с обучением малыша чтению. Передовую технологию обучения малышей читать словами усовершенствовали не педагоги, а врачи. Перед докторами стояла совсем иная задача: не научить ученика читать, а активизировать его мозг. Выход превзошел ожидания. Мозг не здоровых детишек так активизировался, что они быстро осваивали чтение, причем сразу беглое.
Статья была посвящена теме "Обучение чтению 1 класс".