Статьи | По слогам | Бегло читаем | Начало |

Как научиться читать по слогам

В этой статье освящается тема "обучения чтению по слогам".

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)

Слог — это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: 
го-ра, ма-ши-на.

Правила деления слов на слоги в русском языке
 

 1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. 
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборона  о-бо-ро-на; строка  стро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

 3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да, сте-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-ски, ди-кта-тор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сань-ка, сим-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Внимание!

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

  •  два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
  •  два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключениесоставляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка

Онлайн игры и тренинги по обучению детей чтению слоговым способом:


Запустить онлайн упражнение по обучению чтению по складам


Методики обучение ребенка чтению

В настоящее время существуют три методики обучения ребенка чтению. Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать: Что она даст ребенку? Что даст родителям? Что – учителям?

Традиционная методика обучения ученика чтению

Она самая распространенная и самая древняя. Возраст этой методики обучения ученика чтению – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике. Обучение основано на фонемном принципе. Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определенными звуками были закреплены определенные значки. Эти значки назвали буквами.

Процесс обучения ребенка чтению идет в обратном порядке. Сначала его знакомят с буквами. Учат: как эти буквы озвучиваются. Потом учат буквы-звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причем, даже годовалый малыш способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет! Долгое время дошкольник не способен понять закономерности чтения. Буквы начнет забывать, а секрет чтения так и не раскроет.

Только в возрасте 5 – 7 лет малыш научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для ученика очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз ребенок , тыча пальчик в каждую букву, озвучивает их. И только на третий, четвертый, пятый раз догадается: что за слово написано. Когда дошкольник в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же ученик осмыслит предложение целиком? И захочет ли расшифровывать следующее?

В конце первого класса дети должны читать со скоростью 30 слов в минуту. Этот норматив установлен государственным образовательным стандартом.

Методика обучения малыша чтению «Кубики Зайцева»

Еще в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику для обучения детей чтению. В основе методики складовый принцип. Обучение идет не с буквы, а со склада (МУ – МО – МА – МЭ – МЫ; МЮ – МЁ - МЯ – МЕ – МИ).

Идея обучать малыша читать по складовому принципу родилась в начале XIX века, начиная с «Азбуки» Ф. Кузьмичева. Сторонником складового принципа был Л. Н. Толстой, использовавший принцип в своих школах.

Окончательно в стройную систему складовый принцип был сделан в «Кубиках Зайцева». Борьба звуковиков и складовиков продолжается больше столетия, несмотря на очевидность преимуществ складового принципа перед звуковым.

В 1873 году Л. Н. Толстой заметил, что по складовому способу «способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя неспешно, но правильно читать, а неумеющий – не более чем в 10 уроков». (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения грамотре. – ПСС, т.17, М., 1936.)

Обучение ребенка чтению по способу Домана

Обучать не с буквы, не со склада, а сразу с слова! Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США). Перед медиками стояла задача: найти методику лечения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под предводительством Домана, основателя Института, искали как усилить умственную деятельность больных детей через обучение учеником чтению. Но как ни старались врачи, пытаясь научить читать умственно отсталых детей по обычным технологиям, - ничего не шло впрок. Дети не понимали: как из букв получаются слова. К тому же английские правила чтения сложны. Слоговый принцип в случае с английским языком тоже не подходит.

Пригодным является лишь принцип обучения через слово. Запоминать целиком написанные слова и отождествлять их с соответствующими предметами для слаборазвитых детей оказалось очень простым. Больные дети через подобное обучение быстро догоняли обычных детей в развитии. И они не только стали здоровыми, они обучились читать.

Очень часто значительные открытия производятся не специалистами. Так получилось и с обучением ученика чтению. Необычную технологию обучения малышей читать словами усовершенствовали не педагоги, а врачи. Перед докторами стояла иная задача: не научить малыша читать, а активизировать его мозг. Результат превзошел ожидания. Мозг не здоровых детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем беглое.

Статья была посвящена теме "Слова по слогам".

Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"

 

Раннее обучение дошкольников - избранные игры и тренинги


Говорящая книга
(обучение чтению)

 


Складовой пазл
(обучение чтению)

 


Запоминание слогов

(запоминание букв)

 


Найди зашифрованное слово

(обучение чтению)

 


Расставь склады по местам
(обучение чтению)

 


Найди лишние склады в слове

(запоминание букв)

 


Развитие воображения

 


Прописи онлайн

 


Пошаговое рисование

 


Домашний логопед
(постановка звуков)

 


Алфавитные раскраски

 


какое слово зашифровано?

 


Развитие памяти детей

 


Изучение букв английского алфавита

  


Устный счет

 


Мой блог

Музыкальные игры