Связанная речь у детей

Связная речь является пред­посылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, которое может по мере необходимости заменять устную речь.

Что надо понимать под связной речью – это развернутые, состоящие из нескольких, или многих предложений высказывания устной речи, это умение последовательно излагать свои мысли.

Связная речь типа описания или рассказа развивается у детей только после 3 лет, так как лишь в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в связной речи и появляются необходимые предпосылки для овладения ею.

После того как у ребенка появляется самостоятельная практическая деятельность, в процессе которой у него возникают разные мысли, он хочет ими поделится с окружающими Особенно активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами. После трех лет, особенно к 4-5 годам, когда процесс игры ребенка все усложняется, постепенно формируется регулирующая функция речи.

Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятель­ной практической деятельностью ребёнка, в процессе ко­торой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связ­ная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе всё усложняющейся игры у ребёнка постепен­но формируется регулирующая функция речи.

Ребятишкам бывает трудновато проследить причинно-следствен­ные связи между событиями и передать их в логической последовательности. Именно по этой причине рассказ 4-5-летне­го ребёнка нередко представляет собой простое нагро­мождение фраз. Не закончив одной мысли, ребёнок пере­скакивает на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выра­жены слабо или даже полностью отсутствуют, что затруд­няет их понимание.

Рассказы принято делить на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, пере­дают реальные события (факты), что делается или на ос­нове их непосредственного восприятия или по памяти. Вторые строятся на творческом вооб­ражении, благодаря чему рассказ о реальных событиях может быть дополнен какими то деталями которых не было в реальной истории.

По своей форме рассказы могут быть описательными и сю­жетными. Описательный рассказ – этого когда мы просто описываем реальные события, описываем изображенные на картинке вещи, растения, животных. В описательной форме нет действующих лиц, событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки В сюжетном рассказе уже имеется завязка действия, его развитие, доходящее до своего кульминационного момента, также присутствует завершение действия, или развязка.

Если вы хотите проверить состояние связной речи своего ребенка , то надо попросить его рассказать что он видит на картинке, или составить рассказ по картинкам.

Дети, которые хорошо владеют связной речью, смогут составить по картинке большой и связный рассказ, который нередко могут дополнить даже событиями из своей собственной жизни.

Для того чтобы более точно узнать о состоянии связной речи ребёнка предложите ему составить рассказ по кар­тинке, посвященной жизни животных зимой. Ребёнок дошкольного возраста, уже «наслы­шан» о лисах и зайцах и знает их повадки, образ жизни и характер «взаимоотношений». А вот сумеет ли он связ­но и последовательно изложить, например, историю встречи лисы с зайцем в сказочном зимнем лесу, отметив при этом и красоту самого леса?

Если вы не очень довольны тем как у вашего ребенка развита связная речь, то надо приступать к ее развитию, но при достаточно развитом для его возраста словарным запасом.

Для того чтобы научится связному рассказу можно использо­вать ряд приёмов.

Начать надо с того что заинтересованно о чём-то расспра­шивать ребёнка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, о какой либо игре, о посещении зоопарка, театра, просмотренном мультфильме и т. п. Слушать ребенка надо внимательно, и направлять его с помощью наводящих вопросов.

Необходимо учить ребенка следить за последовательностью событий, за их причинно-следственными связями. Например после прочтения сказки, или стиха, какой – либо другой книги задавайте ему по содержанию вопросы, учите пересказывать. И старайтесь его пересказ все время направлять в нужное русло. Учите давать ребенка полный ответ.

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребёнка к соблюдению определённых правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между собы­тиями. Ребёнок должен научится понимать что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Все это ему с последствии очень пригодится, особенно в школе




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;