Развитие связной речи у дошкольников

Самые простые виды высказывания связной речи:

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ - это умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умения:

  1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
  3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,

Начинаем с пересказа знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Курочка Ряба” и т.п. Делается это для того чтобы ребенок научился последовательно излагать сюжет сказки он использует наглядные модели сказки. Дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки. Логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки.

Элементами – заместителями могут быть картинки с изображением персонажей сказки, после этого эти заменяются символами- заместителями (силуэты или геометрические фигуры).

Рассказ по сюжетной картинке

Большие трудности у детей возникают при составлении рассказа по сюжетной картинке. Рассказ по сюжетной картинке требует от ребенка умение выделять главных персонажей, проследить последовательность, взаимосвязь этих картинок, составить начало рассказа и его завершение(конец).

Как показывает практика дети по сюжетным картинкам просто перечисляют действующие лица и объекты картины.

Как преодолеть эти недостатки и сформировать навык рассказывания по картинке.

Работа делится на три этапа:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  2. определение взаимосвязи между ними;
  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

На этом этапе работы используются: пособие “Логико-малыш”, “Лимпопо”, “Оживи картинку”.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Когда ребенок овладеет навыком связного высказывания и пересказывания, можно будет включать творческие элементы. Ребенку можно предложить придумать начало или конец рассказа, или превратить рассказ в сказку, или изменить сюжетную линию, добавить новых героев, присвоить из новые качества.

Рассказ – описание пейзажной картины.

Рассказы- описание тоже являются одним из видов связной речи. Данный вид особенно сложен для детей. На пейзажных картинах нет живых объектов. В данном случае элементами модели рассказа являются объекты природы.

Работа по таким картинам проходит в несколько этапов:




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;