Уметь сосредотачиваться на различных ввуках – это одна из важных особенностей
человека. Без этой особенности нельзя научится понимать речь – это основное средство
общения между людьми. Ведь если ребенок умеет слушать , то он и научится правильно
говорить. Он научится произносить правильно звуки, использовать возможности голоса
(говорить выразительно, менять скорость и громкость речи).
Дело в том если у ребенка хорошо развит его физический слух это не значит что у ребенка не может быть проблем различать на слух звуки речи. Эту способность надо развивать у ребенка с первых дней жизни.
Цель игры: развитие речевого слуха - различение на слух голосов знакомых людей.
Игра проводится в группе. Ребенок поворачивается к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза). Игроки по очереди называют имя ребенка, а ребенок должен слушать внимательно и постараться угадать, кто его зовет. Можно усложнять задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию. Если ребенок угадывает, кто его позвал, он может поменяться с этим игроком ролями. Если не отгадывает - продолжает «водить».
Также эту игру можно использовать когда дети учатся называть друг друга
по имени.
Цель: развитие речевого слуха - умения внимательно слушать слова.
Оборудование: мячик.
Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «холодный» и «горячий» - сравнить контрастные по температуре объекты. Например, зимой можно сравнить снег и горячую батарею. Лучше, если у ребенка будет возможность почувствовать температуру объекта - дотронуться до него.
Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.
- Ну-ка, дотронься до оконного стекла - какое стекло? Холодное. А чай, который ты пил, - какой? Правильно, горячий. Теперь давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч со словами «холодный» или «горячий». Если я скажу «холодный» - можно трогать мяч. Если скажу «горячий» - мяч трогать нельзя.
Взрослый катит ребенку мяч со словами «горячий» или «холодный». Можно произносить слова громко, обычным голосом или шепотом. Играть можно и в группе. В этом случае дети садятся напротив педагога. Взрослый катит мяч каждому из детей по очереди. За правильный ответ ребенок получает фишку, побеждает тот, кто набрал больше очков.
Цель: развитие речевого слуха - умение правильно воспринимать словесную инструкцию.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2-3 метров от педагога, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы.
Взрослый предупреждает ребенка:
- Сейчас я буду давать тебе задания, а ты внимательно слушай и выполняй! Посади куклу в машину. Построй башню из кубиков. Покатай куклу в машине. Возьми бумагу и карандаш, нарисуй яблочко.
Инструкции могут быть самыми различными. Усложнять задание можно, меняя силу голоса: произносить слова инструкции шепотом, или увеличивая расстояние между говорящим и слушающим, или говорить за ширмой. Кроме этого, в дальнейшем можно давать инструкции, подразумевающие действия с любыми предметами в комнате или в квартире.
- Включи телевизор. Достань с полки книжку сказок. Налей в стакан сок.
Можно давать многоэтапную инструкцию.
- Возьми кубики, сложи их в кузов грузовика, отвези в детскую, построй из кубиков стену.
Цель: развитие речевого слуха - умения внимательно слушать слова.
Ход игры: Ребенок (или дети) становятся напротив педагога. Сначала педагог предлагает детям потопать и похлопать.
- Давайте потопаем ножками - вот так! А теперь похлопаем в ладоши! Топаем! Хлопаем! Топаем! Хлопаем!
Во время объяснения взрослый сначала топает и хлопает вместе с детьми, затем просто произносит команды, а дети выполняют движения. Затем педагог предлагает новые правила.
- А теперь я вас запутаю: буду называть одни движения, а показывать другие. А вы слушайте внимательно и выполняйте то, что я говорю, а не то, что я показываю.
Это довольно сложное задание, поэтому поначалу следует выполнять его медленно. В дальнейшем можно постепенно ускорять темп, а также увеличивать количество команд и движений - не только топать и хлопать, но и прыгать, ходить, приседать и т. д. Количество команд и темп выполнения задания должны соответствовать возможностям детей.
Основная задача игр, направленных на развитие восприятия речи на слух, - открыть для малыша особый мир звуков человеческой речи, сделать эти звуки привлекательными и значимыми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.