Развитие фонематического слуха у детишек

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. (Аристотель)

Не для кого не секрет, что дети учатся говорить со слуха. Но вряд ли все знают что «слухов» у людей, три.

Давайте разберем какие:

  1. Физический – которые позволяет слышать звуки окружающего мира: пение птиц, журчание ручья, шум водопада и др.
  2. Музыкальный – это тонкий слух, который позволяет человеку наслаждаться прекрасными звуками музыки.
  3. Речевой – вот именно этот звук имеет особенное значение, благодаря этому слуху люди обретают способность различать тонкости звуков человеческой речи.

Уже доказано что можно иметь хороший физический слух или музыкальный, но плохой речевой звук, а также наоборот.

Если быть более точным, то надо заметить что в речевом слухе есть еще один слух – это фонематический. Что мы понимаем под фонематическим слухом – понимается способность способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове. Когда ребенок приходит в школу, он должен уметь различать отдельные звуки в слове. Это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, ребенок учится представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге, или наоборот привыкнуть к тому что произносятся они несколько иначе, чем пишутся.

Если фонематический слух плохо сформирован, то это отражается на звукопроизношении ребенка, ребенок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не может овладеть их правильном произношении. Особые трудности возникают у детей на этапе обучения грамоте, а если говорит точнее то именно к чтению и письму. Все это приводит к таким речевым нарушениям, как дслексия и дисграфия. За этими проблемами следуют снижение успеваемости, появляется чувство тревожности у ребенка, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Поэтому развивать фонематический слух ребенка крайне важно.

Вот некоторые советы для определения развития фонематического слуха:

- для начала надо проверить как развит физиологический слух, так как ребенок из-за плохого слуха может не правильно дифференцировать на слух некоторые звуки, и поэтому не овладевает их правильным произношением. Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Если слышит то надо отметить на каком расстоянии.

Слышит ли ребенок шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха. Когда вы проверяете слух ребенка то надо чтобы взрослый повернул ребенка спиной к себе или прикрыл рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог считывать с губ.




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;