Речь является одним из самых основных слуховых опытов. Сам слуховой аппарат человека сформирован таким образом что он улавливает любые колебания воздуха, даже самые слабые по интенсивности. На слух мы может определить расположение источника звука, воспринимаем неречевые звуки, например музыкальные, воспринимаем и различаем речь? Даже новорожденные способны определить с какой стороны расположен источник звука.
Игры, которые развивают слуховое восприятие, очень важны, так как большое количество информации мы воспринимаем именно на слух. Большая часть информации, содержащейся в мире вокруг нас, рассчитана на визуальное (зрительное) восприятие: это мультфильмы которые любят дети, компьютерные игры, даже песни с обязательными клипами.
Развивать слуховое восприятие надо как можно раньше. В 2-3 месячном возрасте дети уже реагируют на голоса. Правда это мало для развития слухового восприятия. Детей надо учить различать высоту и силу звука, сопоставлять силу звука с расстоянием. Очень важно тренировать слуховое восприятие.
Развитое слуховое восприятие формирует у детей раннего и дошкольного возраста формирует представление о звуках окружающего мира. Овладение разными звуковыми характеристиками дает ребенку представление о целостности мира в процессе развития ребенка
Звук является регулятором поведения и деятельности человека. Если ребенок в пространстве
хорошо определяет звуковой источник, перемещение звуковых объектов, изменение громкости
и тембра звука – то все это обеспечивает адекватное поведение во внешней среде.
Особенную роль слух играет в восприятие речи. Слуховое восприятие необходимо прежде всего для того чтобы обеспечить общение и взаимодействие между людьми. В процессе развития слухового восприятия, формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение фонематической системой и другими компонентами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта.
Также на развитии слухового восприятия, слуховой основе базируется восприятие музыки , а это в свою очередь способствует формированию эмоционально – эстетической стороны жизни ребенка, также является средством развития ритмической способности и обогащает двигательную сферу.
Если у ребенка плохо развит слуховой анализатор, слуховое восприятие – это негативно отражается на различных сторонах развития ребенка, и прежде всего это способствует тяжелым нарушения речи.
У детей врожденная или приобретенная глухота речь не развивается, что создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет на весь ход психического развития. Состояние слуха создает препятствия для его речевого развития.