Чтение и письмо – это довольно сложные психофизиологические процессы. Письменная речь – является наиболее сложным образованием. Формирование письменной речи происходит на базе устной речи и является зрительной формой существования последней. Процессы чтения и письма во многом вещах сходны, так как проходят одни и те же этапы. В процессе обучения чтению можно условно выделить две взаимосвязанные стороны: техническую и смысловую.
На первых порах если ребёнок нетвёрдо знает пока буквы, он может заменять одну
букву на другую, которые имеют одинаковые элементы. В этом случае необходимо чтобы
вы вместе с ребёнком проанализировать, в чём сходство, а в чём различие этих букв,
можно сконструировать эти буквы из палочек, пластилина или ниток. Детишки очень
любят игру, когда взрослый рисует букву на спине, или ладони ребенка, а он должен
угадать что это за буква.
Но бывает и так что ребенок слабо различает не сами буквы, а звуки. Это говорит о том что у ребенка есть проблемы с фонематическим слухом. Поэтому надо обязательно постараться устранить проблемы, связанные с нарушением произношения звуков, в этом вам поможет логопед. Еще очень важным является сформированность операций фонемного и слогового анализа и синтеза. Если эти операции не будут сформированы, то у ребенка будут большие трудности в овладении письмом и чтением.
Все проблемы которые были описаны выше встречаются в основном на первом этапе. Но есть еще одна, которая можете преследовать ребенка на всех этапах. Эта проблема – самоконтроль.
Также трудности при обучении чтению могут быть связаны с нарушениями пространственного восприятия.
Например такими как:
Эти нарушения также могут проявляться в повседневной жизни, например, дети часто путают расположение предметов на парте, и если вы им даете задание переложить тетрадь слева на или правее, они выполняют все наоборот.
Для нас с вами – работать с нашими детьми, с такими, какие они есть. Помогать им преодолевать трудности, потому, что они преодолимы в своем большинстве, преодолимы, если вы заодно со своим ребенком, и готовы соблюдать общедидактические принципы.
Например, такие: