Кубики Зайцева - учим читать детей

Существует множество пособий и методик, с помощью которых можно научить малыша читать. Буквари, азбуки, карточки Глена Домана, складовые картинки и многое-многое другое. Все это направлено именно на обучение чтению. Однако же психологи наперебой твердят, что маленького ребенка нельзя, как школьника, посадить за парту и обучать, ведь ведущая деятельность малыша дошкольного возраста — это игра. И даже если в азбуке или букваре нарисованы не октябрята, а зайчики и медвежата, это вовсе не значит, что обучение становится по-настоящему игровым.

Малышам

Запоминаем алфавит

Чем больше играете, тем
лучше запоминаете слова

Складовое чтение

Найди зашифрованное слово

Складывание букв в слова

Ускорение чтения

Обучаемся читать с легкостью
Беглое чтение

Кубики Зайцева - игровой процесс

Что наша жизнь? Игра! Вот что спасает и маму, и малыша! Ведь ребенок дошкольного (да и младшего школьного) возраста больше всего на свете любит играть, причем готов это делать сутки напролет. Кубики Зайцева предназначены для обучения во время грового процесса. Играя, кроха учится общаться с миром, начинает лучше понимать его, он как бы делает разведку в большую жизнь. В игре проявляются и развиваются разные стороны личности малыша, складывается его характер. Играя с ребенком, вы можете помочь ему очень и очень многому научиться, в том числе чтению. И при этом ваш малыш даже не будет подозревать, что идет занятие! Только не забывайте, что ваше общение должно быть искренним, неподдельным. Это вовсе не то же самое, что заигрывание с ребенком посредством вплетения в учебный процесс басен про умных зайчиков или веселых белочек... Чтобы вам сопутствовал успех, попробуйте просто жить с детьми в том мире, который им по-настоящему интересен. Ребятишки очень любят играть во взрослых, а мы, взрослые, должны научиться (или хотя бы попытаться) быть немножко детьми, если хотим стать их друзьями. А единственная действительно игровая методика, настоящая игра, которая может научить малыша читать — это Кубики Зайцева.

Кубики Зайцева, главное — склад

"Кубики Зайцева" — уникальная игра-пособие но обучению чтению малышей от 2 лет. Состоит она из набора картонных кубиков со складами, комплекта обучающих таблиц, аудиокассеты и книжки автора с подробными методическими рекомендациями. Милые мамы, папы и бабушки, обратите особое внимание: будьте готовы потратить силы и время — наполнять и склеивать кубики вам придется самим. Обучение в этой методике построено по складовому принципу, известному еще со времен Л. Н. Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т.д. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. С помощью Кубиков Зайцева, по складам же легче и естественнее научить его читать.

Конечно, лучше всего познакомиться с тонкостями методики на специальных семинарах, где опытные педагоги объяснят, что и как нужно делать. По если такой возможности нет, достаточно просто прочитать книжку, которая входит в комплект с Кубиками Зайцева, — и пора начинать!

Методика очень простая

Играть в кубики Зайцева можно как в обычные строительные — делать домики, паровозики, постепенно знакомясь со складами. Дети (или взрослые для детей) поют склады, написанные на кубиках и таблицах, которые к ним прилагаются. Малыш смотрит, как вы пишете слово, показывает, где какое слово написано, где какой кубик, затем "пишет" указкой по таблицам слова, потом учится составлять слова из кубиков. Постепенно, совсем незаметно для себя кроха начинает читать. Причем с каждым днем все больше и больше. Что же касается правил, то методика Зайцева предусматривает и это: весь материал на кубиках и таблицах построен так, что дети сами познают правила фонетики русского языка.

Большинство родителей, естественно, волнует вопрос, когда можно и нужно начинать занятия по кубикам Зайцева. Обычно после 2 лет, но некоторые родители начинали и раньше, причем добивались неплохих результатов. При этом самое главное — учесть, что в каждом возрасте свои игры и принципы обучения, своя скорость усвоения, и это надо помнить, занимаясь с ребенком. Эффективно начинать занятия в момент активного освоения устной речи (1,5-2 года). Это дает необыкновенный толчок в развитии и незаметное, естественное освоение чтения — письменной речи наравне с устной. Малыш сразу воспринимает „правила игры" - все слова можно увидеть и услышать. И запоминает эти два „образа слов" одновременно. Еще один благоприятный момент — 4,5-5 лет. Ребенок уже достаточно зрелый, чтобы по-настоящему читать, наверняка очень любит книжки и будет понимать, зачем нужно читать. В этом возрасте обучение проходит наиболее быстро.

В кубики Зайцева можно играть дома с мамой или я группе детей. После того как нашли группу, занимающуюся по этой методике, надо сначала выяснить, как, собственно, все происходит. Если дети сидят за партами и им время от времени показывают склады на кубиках или таблицах, то эти занятия не по Зайцеву. Когда ребятишкам предлагают за одно занятие „выучить" один кубик - это не по Зайцеву. Если просят составить схему слова или произнести названия букв, а потом уже напишут само слово кубиками — тоже не то. По Зайцеву занятия проходят непринужденно и весело, дети не сидят за партами, а бегают по комнате с кубиками или от таблицы к таблице. Все кубики вводят сразу же на первом занятии, названия букв не разбирают. И сразу пишут много слов.

Когда заниматься кубиками Зайцева?

Если вашему ребенку 4-6 лет, имеет смысл отвести его в группу, где занимаются по Зайцеву. Дети такого возраста любят коллектив, тянутся друг за другом, соперничают, кто лучше, кто быстрее, и обучение в группе их очень увлекает. А параллельно хорошо заниматься кубиками Зайцева и дома. Особенно если вам удастся создать ребенку мотивацию к обучению. А вот детишки в возрасте от 3 до 4 лет не всегда хорошо адаптируются в группе. Особенно это касается тех малышей, которые не ходят в детский сад или кружки. Приходя на занятия, они будут долго привыкать к работе в коллективе и слушать педагога. Таким крошкам лучше заниматься кубиками Зайцева дома с мамой. Дети до 3 лет еще неспособны эффективно заниматься в группе. Они быстро устают, не умеют внимательно слушать педагога, не могут заниматься больше 10-15 минут подряд. Согласитесь, из-за такого небольшого „урока" не стоит никуда водить или возить маленького ребенка. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, и ваш малыш успевает забыть, что было на прошлом уроке. С крошками лучше заниматься кубиками Зайцева каждый день понемножку и делать это старайтесь конечно же дома.

Кубики Зайцева - это что за чудеса?

Постарайтесь обставить появление кубиков Зайцева в доме неожиданно. Ребенок уже достаточно большой, чтобы оценить явление подарка, но при этом еще верит в чудо. Пусть однажды утром малыш проснется (или в один прекрасный день приедет от бабушки) и увил готовые кубики на полочке и таблицу на стене. Он, конечно, кинется к ним потрогает, посмотрит, а потом спросит у вас, что это и откуда. Сделайте вид, что удивлены не меньше, чем он. Вместе поинтересуйтесь у папы или у старшей сестры, откуда появились в доме эти необычные кубики. Если ваш ребенок легко и с удовольствием знакомится со всем новым, может сразу начать писать слова, и пусть все проходит весело и непринужденно. В первый раз напишите минимум слов начиная с имени ребенка, слов «мама», «папа», их имен, клички любимой собачки.

Постепенно вы будете писать много других слов, и, чем больше напишете, тем быстрее ребенок захочет писать и читать сам. Если же малыш с осторожностью относится ко всему новому, начните играть в кубики Зайцева, как в обычные — стройте башни, дома, крепости, делайте домики для кукол, мосты гаражи, возите кубики в грузовике. При этом сначала не обращайте внимания на склады. Если у вас двое детей, предложите одному строить „железный" замок из железных (серых) кубиков, другому „деревянный" (желтый) терем или дворец. Или один строит все из маленьких кубиков, другой — из больших.

Когда ребенок привыкнет к кубикам, полюбит с ними играть, вдруг обратите внимание, что на кубиках что-то написано (как это вы раньше не замечали). Пусть для начала это будут смешные слова — „абракадабры". То есть прочитывайте случайные комбинации складов (на 2-3 кубиках). Попросите ребенка самостоятельно составить смешное слово, а вы его прочитаете. Попробуйте вместе придумать, что же это такое "ЛА РИ КУ" или „ШИ ME ПО"... Постепенно, не торопясь, переходите написанию настоящих слов, играм с кубиками и таблицами.

Кубики Зайцева - основные принципы Поем и бегаем!

Детям очень нравится слушать складовые попевки (это песенки, перечисляющие все склады, обозначенные на одном кубике или написанные в одном столбце на таблице, — например „БА-БО-БУ-БЫ-БЭ"). Если совсем маленьким деткам лучше петь попевки, не показывая склады на кубиках или таблицах, то ребятам постарше как раз нравится смотреть на склады во время нения. Постепенно они начинают пытаться петь сами — показывая по таблице или поворачивая кубик. Запомнив складовую попевку (а значит, и порядок складов на кубике), они смогут найти нужный склад, пропев и показав все по очереди, даже если один из них — самый нужный в этот момент, — как назло, выпал из головы. Самое интересное — бегать и слушать попевки одновременно. Кубики стоят на полке (или лежат на столе). Вы сидите в некотором отдалении от них (чем дальше, тем лучше). Предложите малышу выбрать любой кубик и принести вам. Обрадуйтесь, поверните его „лицом" к ребенку той стороной, с которой начинается складовая попевка. Порядок правильного произнесения складов на кубиках можно определить по таблице. Заранее потренируйтесь переворачивать кубик, показывая склады один за другим нужной стороной. Послушайте, как поет складовые попевки автор методики Николай Зайцев. Они записаны на кассете, входящей в комплект. Если же вам не нравится эта мелодия, придумайте свою или пойте на мотив какой-нибудь известной песенки.

"Пропойте" кубик от начала до конца и отложите его в сторону (например, в коробку). А ребенок пусть несет следующий. Не просите малыша повторять за вами склады и тем более петь самостоятельно. Когда он захочет и сможет это делать, запоет сам. Заканчивайте игру тогда, когда малышу надоест (он может ограничиться 1-2 кубиками или попросит вас спеть каждый неоднократно).

После игры верните все кубики на ту полочку, где они обычно лежат. Можете петь попевки в процессе любой другой игры по кубикам.

Кубики Зайцева - пишем слова

Спросите у ребенка: "Что тебе написать?" Дети очень любят смотреть, как составляют их любимые слова. Писать их можно кубиками или указкой по таблице. После того как запас предложенных слов будет исчерпан, попросите малыша придумывать слова на определенную тему. Можно, например, играть в магазин, зоопарк, путешествие, праздничный пир или маскарад.

Магазин. Выберите какой-либо отдел магазина, например „Молочные продукты". Что там продается? Ребенок начинает перечислять, вы пишете (показываете последовательно склады слова по таблице указкой или составляете из кубиков). Потом „переходите" в другой отдел магазина, например „Игрушки".

Зоопарк. Скажите крохе: „Давай пойдем в зоопарк! Кого мы там увидим?" Перечисляйте разных зверей, птиц и т.д. „Кто плавает в бассейне?'', „Кто живет в доме птиц?" - здесь перечисляются только водоплавающие пли же птицы.

Едем в путешествие! Что возьмем с собой? На чем поедем? Кто с нами поедет? Что увидим из окна? Куда поедем? В лес? На море? Что там будем делать? Кого там увидим?

Предложите ребенку придумать как можно больше слов на определенную букву (или склад) просто так или на какую-то тему. Когда вы играете кубиками, написав несколько слов, обязательно попросите малыша найти, где какое слово, или угадать, что написано. Если ребенок умеет считать, активно используйте числительные в своих играх с кубиками и таблицами (на таблице №1 есть все цифры и знаки).

Кубики Зайцева - учимся писать

После того как вы несколько раз поиграли с ребенком в кубики и таблицы и он увидел много слов, написанных вами, наступает новый этап. Теперь предложите ему попробовать написать что-то самостоятельно.

Например, дайте малышу кубики, из которых он сможет составить свое имя. Как правило, все детишки быстро справляются с таким заданием, потому что это им невероятно интересно. Ну а в следующий раз предложите найти „свои" кубики и написать имя. Потом переходите к другим словам. Писать гораздо легче, чем читать. Зайцев подчеркивает, что путь к чтению лежит через письмо. Если ребенок все же затрудняется, начните с переписывания. Пусть "списывает" кубиками слова, написанные по складам на складовых картинках (они есть в дополнительном пособии Зайцева), и т.д. Интересно переписывать слово, составленное из кубиков, указкой по таблице.

Если ребенок запомнил многие кубики, научился писать слова, усложняйте задания: предлагайте придумывать слова не просто так, а по определенным правилам. Например, придумать и написать слова, где повторяется одна и та же буква (гласная): ЖАБА, ПАЛКА, КАРАВАН, БАРАНКА, СУНДУК, БУРУНДУК, МОЛОКО, ХОРОШО, ПОРОШОК, ЧИЖИ и другие. Игрок получает столько очков, сколько кубиков в придуманном им слове. Вы можете использовать те игры, которые указаны в пособии, или, что еще лучше, придумывать десятки новых — и пусть кто-то потом скажет, что учиться читать — это скучно и сложно!

Ну и, наконец, еще один важный вопрос: как быстро ребенок может научиться читать по „Кубикам Зайцева"? Какие сроки вы хотите определить? Когда ваш малыш прочитает первое слово? Или когда он сможет уверенно прочитать любое слово, написанное кубиками? Или может, вам интересно, когда он будет прочитывать любое слово в книге, на уличных вывесках или где-то еще? И уж, конечно, хочется знать, когда он начнет сам себе читать книги? На самом деле все это зависит от возраста, в котором начаты занятия, и от того, занимаетесь ли вы с ребенком дома самостоятельно или же водите в группу.

Поговорим о домашних занятиях. Если вы стали играть со своим крошкой примерно в 1,5-2 года, то с момента начала занятий до прочтения первого слопа у вас уйдет до 3-4 месяцев, никак не меньше. А до перехода к возможности прочитать любое слово или написать кубиками — примерно столько же. А вот читать книги самостоятельно ему еще слишком рано.

Если ребенку уже 3-3,5 года, первое слово он может прочесть самостоятельно как через 2-3 недели, так и через месяц, а прочитывать незнакомое слово научится еще через несколько месяцев. До того момента, когда ваш малыш начнет сам читать книги, пройдет примерно около года, так как ребенок ни физически, ни психологически пока еще не готов к такому занятию. Но он вполне сможет читать задания в игровых раскрасках, угадывать ребусы. Уже будет активно тренироваться в письме кубиками и по таблице простейших „диктантов" в 2-3 предложения.

Дети 4-5 лет смогут прочитать слова на первом-втором занятии, учатся прочитывать любое слово за несколько недель, а сами читать книги — за 2-3 месяца. Конечно, если вы будете заниматься с ними каждый день (хотя бы но 15-20 минут), а не раз в неделю. Дошколята 6-7 лет начинают прочитывать слова примерно через 15-20 минут первого занятия, читать любые слова после 3-5 занятий. А затем, при некотором усердии, быстро начинают сами себе читать книги. Если заниматься в группе, сроки могут растянуться.




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;