Что такое складовая азбука?

Кубики Зайцева - пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика дает хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

Обучение по кубикам Зайцева ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Буквы на кубиках Зайцева и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

Малышам

Запоминаем алфавит

Чем больше играете, тем
лучше запоминаете слова

Складовое чтение

Найди зашифрованное слово

Складывание букв в слова

Ускорение чтения

Обучаемся читать с легкостью
Беглое чтение



Кубики Зайцева различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает еще и "память тела": сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.

В аудиозаписи, прилагаемой к комплекту кубиков Зайцева, - столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а еще лучше пропевание с музыкальным сопровождением - мощное средство воздействия на память.

"Побочные" результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:

Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза).

Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, в частности, по кубикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю): Взрослые иностранцы, не знающие ни одной русской буквы, на первом занятии минут через 30-40 начинают составлять из кубиков слова, произносимые преподавателем, а через некоторое время уже и прочитывать их.

Достигните ли вы таких результатов или даже превзойдете их, будет зависеть от точности соблюдения методических рекомендаций, изложенных в "учебнике" - пособии для родителей, прилагаемому к комплекту кубиков Зайцева.

Как выглядят кубики Зайцева?

Кубики различаются по цвету, размеру, весу (заполняются железками или деревяшками, имеющимися в наборе), звенят или глухо стучат при встряхивании, создавая различные по качеству вибрационные колебания, ощущаемые рукой.

Даже с завязанными глазами и заткнутыми ушами кубики Зайцева легко разобрать на двенадцать групп:
  1. Большие "золотые".
  2. Маленькие "золотые".
  3. Большие "железные".
  4. Большой "двойной железный".
  5. Маленькие "железные".
  6. Маленький "двойной железный".
  7. Большие "деревянные".
  8. Большие "двойные деревянные".
  9. "Железно-деревянный".
  10. Маленькие "деревянные".
  11. Маленькие "двойные деревянные".
  12. Бело-зеленые со знаками препинания.

Почему кубики Зайцева разного объема и цвета? Зачем нужны железки и деревяшки?

Железки и деревяшки нужны. Все нужно. Для воздействия на все органы чувств, образования ассоциаций, облегчения запоминания.

Информацию несут и передают цвет, звук, пиктограммы (сигналы светофора, звонки, гудки, дорожные знаки), вес, тактильные ощущения, вибрационные, запах и прочее.

Для быстрого распознавания и надежного запоминания кубиков Зайцева используются такие приемы: Одна двухлетняя девочка, только что познакомившаяся с кубиками, вдруг начала их раскладывать. Закончив работу, подвела итог: "Эти звенят, а эти стучат". На столе лежали отдельными группами "золотые", "железные" и "деревянные".

Задайте группе трехлеток вопрос: "Что звонче, железо или дерево?" Услышите дружный ответ: "Железо!" Если дать детям кубики потрясти, а потом спросить, что в них лежит, уверенно скажут: "В этих - железки, в этих - деревяшки". Хоть и не видели, а знают. Уверенности еще и цвет кубиков придает. Он, разумеется, не случаен: специально под "золото", "железо" и "дерево" подобран ("золотые" более нежные звуки издают).

Кубики Зайцева можно и по-другому разделить: попросить ребят на один стол большие снести, а на другой маленькие. В так называемых "твердых" и "мягких" ничего твердого и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.

МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М произносятся с большим объемом резонатора (челюсть опущена, язык отведен назад и вниз), а МЮ-МЕ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперед и вверх).

Два тона в русской речи: низкий и высокий. Чем тверже (с большим объемом резонатора) произносим твердые и чем мягче (с меньшим объемом) мягкие, тем отчетливее, различимее наша речь.

Гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, далекие от науки определения и пояснения (из современных школьных учебников).

Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твердые от мягких, но почему обязательно только через термины и определения?


Войдите в положение ребенка: буквочки маленькие, черненькие, друг на друга похожи, да еще вон скольких пород да видов с "научными" названиями: не просто бэ, как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом еще и твердая. Но может и мягкой быть (белка). И глухой (юбка, гриб). И еще фонемой. Кого такое не отпугнет?

А что у Зайцева? Увидеть можно, потрогать, потрясти. Если дети собирают, день ото дня быстрее, из кубиков Зайцева слова вроде КА-ТЯ, ВА-СЯ, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, СУ-П, КА-ША, ЧА-Й, СО-К, КО-Ш-КА, СО-БА-КА, П-ТИ-Ч-КА, МА-ШИ-НА, КУ-К-ЛА, МЯ-ЧИ-К, БА-НА-Н, Г-РУ-ША и т.п., естественно предположить, что они действуют осознанно, разыскивают кубики по "приметам". Четырехлетки начинают это делать на третьем-пятом занятии, первоклассники уже на первом-втором. Термины и определения потом "прицепим".

Настенные "ноты", или Поем по кубикам Зайцева

Таблицы 1, 2, 3 размещаются на стене. Нижний край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки дети должны почаще работать с поднятой головой. Забудьте навсегда рекомендации, сблизоручившие страну, о низеньком-близеньком (на уровне глаз, не дальше вытянутой руки ребенка) расположении учебных материалов. Хочешь поближе рассмотреть, потрогать - вот тебе кубики, увидеть все сразу, что на кубиках есть, да не в беспорядке, как на столе, выложенное, а в системе - вот тебе таблицы. Буквы на них, кстати, и с десяти метров видны.

Указки должны быть не менее полутора метров длиной, чтобы дети отстранялись от таблиц, привыкали окидывать взглядом все табличное поле.

Под таблицами полка в три доски. Для кубиков, разумеется.

Таблица 1 в системе "звонкие-глухие", а таблица 3 в системе "твердые-мягкие" представляют 246 складов русского языка, называемых в научно-методической литературе также единицами письма и чтения. От себя добавим, что они являются еще и акустическими, и произносительными единицами. Обучение чтению по складам оказалось эффективным не только для русского, но и ряда других языков (английского, украинского, белорусского, казахского, татарского), по которым нами сделаны разработки. Американцы, кстати, перевели "склады" как "zai-units" ("заи", "зай-единицы"), украинцы для "Рiдной мовы за методикою Зайцева М.О." как "слог Зайцева".

В правом верхнем углу таблицы 1 - цифры и знаки математических действий, в левом нижнем - знаки препинания.

Кубики и таблицы у Зайцева поются. Отслеживание "песенок" глазами (поначалу за учительской указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это еще и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям, совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.

Человек, грамотно печатающий на компьютере, и в тетради пишет без ошибок. Скажем детям, что таблица 1 - "компьютер" , печатающий складами.

Неплохо бы и в самом деле такой иметь, с большим-большим дисплеем. Таблица 1, пока что - его модель, тренажер для приобретения, закрепления и автоматизации навыков грамотного письма.

Таблица 2 представляет собой пять алфавитных блоков, выполненных разными типами шрифтов. На каждом из пяти блоков из двух частей приведены сверху "просто" буквы, снизу их названия.

Баян и балалайку - в студию, или Попевки Зайцева

Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память.

Кубики и таблицы распеваются на 35 популярных, в основном, народных мелодий под аккомпанемент баяна и балалайки.

Уже на первом-втором занятии пропеваем от начала до конца всю таблицу 1. Основное правило: что пропеваем, то и в таблице показываем.

Следя глазами за указкой преподавателя, дети должны находиться на расстоянии не менее 2-3 метров от таблицы. Можно стоять, можно сидеть. Тех, кто начинает подпевать, обязательно поддержим: "Молодцы!", остальных упрекнем: "А вы что не помогаете?"

Блок ЛУ ЛО ЛА ЛЭ ЛЫ Л, ЛЮ ЛЕ ЛЯ ЛЕ ЛИ ЛЬ похож (и видом и на слух) на блок МУ МО МА МЭ МЫ М, МЮ МЕ МЯ МЕ МИ МЬ и на любой другой. Матрица: в ожидаемое время в ожидаемом месте получаем ожидаемый результат. Если знаешь хотя бы один склад из блока, сможешь восстановить остальные. Если знаешь блок, в котором расположен нужный склад, то, пропевая "песенку" до какого-то места, можно этот склад опознать. Через некоторое время ребята так и начинают делать.

Ценность попевок не только в том, что они помогают быстрому и стойкому запечатлению складов. Это еще и замечательные речевые упражнения: блоки гласных, согласных, цепочки складов на У-Ю, О-Е, А-Я, Э-Е, Ы-И, пропевание только твердых складов и только мягких, только звонких и только глухих, с ударением на первом, на втором и т. п.

Периодически преподаватели-практики сообщают о таких случаях: ребенок до четырех, пяти, а то и десяти лет молчал, потом запел, и только после этого заговорил.

Следя за учительской указкой и пропевая "песенки" хором, дети становятся внимательнее. Воспитываются навыки, необходимые для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания.

В таблице 2 пять блоков алфавитных "песенок". Первый исполняется на две мелодии, второй на три, третий на пять мелодий, четвертый на две, пятый на одну.

В "Учебнике" представлен шестой блок, который может исполняться бесконечно, вроде сказочки "У попа была собака". Во второй его части алфавит пропевается в обратном порядке.

Вот что интересно: многим и за всю жизнь не удается алфавит выучить без пропусков букв или с правильными их названиями, а мы и в обратном порядке легко освоим. Для чего? - Для облегчения поиска слов при пролистывании словаря от Я к А, например. Левшам удобней. Или чтобы доказать некоторым, что с мелодией и ритмом многие вещи выучиваются в сотни раз быстрее и надежнее.

Буквы знает, а читать не может

Кому не известна проблема "Буквы знает, а читать не может"?

Многим родителям почему-то кажется, что если ребенок названия букв выучит, то непременно и читать начнет. Не сразу, конечно, а эдак через недельку, ну две. Начинают сердиться, когда из "тэ-е-тэ-я" получается "тойота", а не "тетя", как бы им хотелось. Особенно из себя выводит, когда ребенок даже слово под картинкой прочитать не может: "ше-у-бэ-а". - "Что получилось?" - "Тулуп".

"Эм-а-эм-а" или "пэ-а-пэ-а" чуть-чуть похожи на маму с папой, но попробуй догадайся, что "дэ-я-дэ-я эс-тэ-е-пэ-а" это "дядя Степа".

Чтение ребенок начинает тихо ненавидеть.

Да ни в одном языке не читают по буквам! Английское how (хау) читается по буквам как "эйч-оу-даблью", а who (ху) как "даблью-эйч-оу". Похоже?

Азбуки с картинками, которые так обожают родители и методисты, не помогают, а мешают научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребенка с картинками, от которых потом приходится освобождаться. Из зебры, аиста, ящерицы и цапли почему-то должен выйти заяц. При виде слова "бабушка" представляются бегемоты, аисты, улитка, шмель, кенгуру.

Превращаем звуки в знаки и обратно

М.Монтессори первой, наверно, подметила, что ребенок, вопреки общепринятому мнению, учится сначала писать, а потом читать.

Чтобы оценить глубину и ценность этого наблюдения, договоримся называть письмом превращение звуков в знаки. Способы многообразны: писать можно карандашом, фломастером, мелом на доске, печатать на машинке или компьютере, складывать слова из отдельных букв или наших кубиков, прописывать их указкой по таблице. Шкрябание непременно ручкой и непременно в тетради всего лишь один из способов превращения звуков в знаки.

Напишите крупными буквами на карточках 6-7 слов, например, МАМА, ПАПА, ВАСЯ, БАНАН, МАШИНКА, КОШКА, ЯБЛОКО. Покажите их, прочитывая слова, несколько раз ребенку. Разложите, перетасовав, карточки на столе. Спросите, где, к примеру, БАНАН или КОШКА. Частенько даже полуторагодовалые (не говорящие еще) малыши правильно заказываемые карточки обнаруживают. Журналисты любят восхищаться: "Еще не ходит (не говорит), а уже читает!" и прочее. Да не читает ребенок, а пишет, звуки в знаки превращает.

Иностранцы, приступающие к изучению русского языка, с детской радостью (опять же на первом занятии) складывают из кубиков слова, которые "как слышатся, так и пишутся": ручка, карандаш, бумага, книга, книги, стол, стул, стулья, дверь, двери, шляпа, шляпы, сумка, сумки, галстук, галстуки, таблица, таблицы, картина, картины, кубик, кубики, лампа, лампы, окна, занавеска, занавески, штора, шторы, мел, тряпка, рубашка, рубашки, туфли, пиджак, пальто, улица, машина и т. п.

Чтение - прeвращeниe знакoв в звуки, самый быстрый и легкий путь к нему лежит через письмо. Это и будем учитывать в своей работе, особенно с детьми. Упражнений на превращение звуков в знаки на первых порах должно быть больше, чем на превращение знаков в звуки.




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;