Что такое складовая азбука?
Кубики Зайцева - пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в
семье, детском саду и школе. Методика дает хорошие результаты в работе с детьми,
имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими
и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых
русский язык не является родным.
Обучение по кубикам Зайцева ведется на основе аналитико-синтетического метода с
использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры,
в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.
Буквы на кубиках Зайцева и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти
метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения.
Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, - во
избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами
полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.
Кубики Зайцева различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые
с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются
железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся
при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.
Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает еще и "память тела": сверху, снизу,
слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках,
мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами
куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю
секунду фокусируется взгляд.
В аудиозаписи, прилагаемой к комплекту кубиков Зайцева, - столбики и строчки таблиц,
алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных
в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а еще лучше пропевание с музыкальным
сопровождением - мощное средство воздействия на память.
"Побочные" результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:
- появляются навыки грамотного письма,
- выправляются логопедические недостатки,
- речь становится чище и отчетливей, благодаря постоянному проговариванию
и пропеванию складов,
- быстро расширяется словарный запас,
- формируется логическое мышление,
- развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные
знания.
Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют
в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся
недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза).
Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, в частности,
по кубикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного
возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю):
- двух-трехлетки начинают читать в течение 6-9 месяцев,
- четырехлетки - через 16 занятий,
- пятилетки - через 5-10 занятий,
- шестилетки - через 4-6 занятий.
Взрослые иностранцы, не знающие ни одной русской буквы, на первом занятии минут
через 30-40 начинают составлять из кубиков слова, произносимые преподавателем, а
через некоторое время уже и прочитывать их.
Достигните ли вы таких результатов или даже превзойдете их, будет зависеть от точности
соблюдения методических рекомендаций, изложенных в "учебнике" - пособии для родителей,
прилагаемому к комплекту кубиков Зайцева.
Как выглядят кубики Зайцева?
Кубики различаются по цвету, размеру, весу (заполняются железками или деревяшками,
имеющимися в наборе), звенят или глухо стучат при встряхивании, создавая различные
по качеству вибрационные колебания, ощущаемые рукой.
Даже с завязанными глазами и заткнутыми ушами кубики Зайцева легко разобрать на
двенадцать групп:
- Большие "золотые".
- Маленькие "золотые".
- Большие "железные".
- Большой "двойной железный".
- Маленькие "железные".
- Маленький "двойной железный".
- Большие "деревянные".
- Большие "двойные деревянные".
- "Железно-деревянный".
- Маленькие "деревянные".
- Маленькие "двойные деревянные".
- Бело-зеленые со знаками препинания.
Почему кубики Зайцева разного объема и цвета? Зачем нужны железки и деревяшки?
Железки и деревяшки нужны. Все нужно. Для воздействия на все органы чувств, образования
ассоциаций, облегчения запоминания.
Информацию несут и передают цвет, звук, пиктограммы (сигналы светофора, звонки,
гудки, дорожные знаки), вес, тактильные ощущения, вибрационные, запах и прочее.
Для быстрого распознавания и надежного запоминания кубиков Зайцева используются
такие приемы:
- деление на группы по цвету (5 различий),
- по объемам (4),
- по звучанию и вибрации наполнителя (5),
- по весу (как минимум 4).
Одна двухлетняя девочка, только что познакомившаяся с кубиками, вдруг начала их
раскладывать. Закончив работу, подвела итог: "Эти звенят, а эти стучат". На столе
лежали отдельными группами "золотые", "железные" и "деревянные".
Задайте группе трехлеток вопрос: "Что звонче, железо или дерево?" Услышите дружный
ответ: "Железо!" Если дать детям кубики потрясти, а потом спросить, что в них лежит,
уверенно скажут: "В этих - железки, в этих - деревяшки". Хоть и не видели, а знают.
Уверенности еще и цвет кубиков придает. Он, разумеется, не случаен: специально под
"золото", "железо" и "дерево" подобран ("золотые" более нежные звуки издают).
Кубики Зайцева можно и по-другому разделить: попросить ребят на один стол большие
снести, а на другой маленькие. В так называемых "твердых" и "мягких" ничего твердого
и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.
МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М произносятся с большим объемом резонатора (челюсть опущена, язык
отведен назад и вниз), а МЮ-МЕ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ с маленьким (челюсти почти сомкнуты,
язык продвинут вперед и вверх).
Два тона в русской речи: низкий и высокий. Чем тверже (с большим объемом резонатора)
произносим твердые и чем мягче (с меньшим объемом) мягкие, тем отчетливее, различимее
наша речь.
Гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - категории для детей абстрактные
и совершенно непонятные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, далекие от
науки определения и пояснения (из современных школьных учебников).
Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твердые от
мягких, но почему обязательно только через термины и определения?
Войдите в положение ребенка: буквочки маленькие, черненькие, друг на друга похожи,
да еще вон скольких пород да видов с "научными" названиями: не просто бэ, как раньше
думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом еще и твердая. Но может и мягкой
быть (белка). И глухой (юбка, гриб). И еще фонемой. Кого такое не отпугнет?
А что у Зайцева?
- "Золотые" кубики - для гласных.
- "Железные" и "деревянные" (большие и маленькие) - для согласных и их сочетаний
с гласными, твердым и мягким знаком.
- "Железные" - для звонких, "деревянные" - для глухих.
- Большие - для твердых, маленькие - для мягких.
Увидеть можно, потрогать, потрясти. Если дети собирают, день ото дня быстрее, из
кубиков Зайцева слова вроде КА-ТЯ, ВА-СЯ, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ,
ТЕ-ТЯ, СУ-П, КА-ША, ЧА-Й, СО-К, КО-Ш-КА, СО-БА-КА, П-ТИ-Ч-КА, МА-ШИ-НА, КУ-К-ЛА,
МЯ-ЧИ-К, БА-НА-Н, Г-РУ-ША и т.п., естественно предположить, что они действуют осознанно,
разыскивают кубики по "приметам". Четырехлетки начинают это делать на третьем-пятом
занятии, первоклассники уже на первом-втором. Термины и определения потом "прицепим".
Настенные "ноты", или Поем по кубикам Зайцева
Таблицы 1, 2, 3 размещаются на стене. Нижний край на высоте 165-170 см от пола,
- во избежание нарушений осанки дети должны почаще работать с поднятой головой.
Забудьте навсегда рекомендации, сблизоручившие страну, о низеньком-близеньком (на
уровне глаз, не дальше вытянутой руки ребенка) расположении учебных материалов.
Хочешь поближе рассмотреть, потрогать - вот тебе кубики, увидеть все сразу, что
на кубиках есть, да не в беспорядке, как на столе, выложенное, а в системе - вот
тебе таблицы. Буквы на них, кстати, и с десяти метров видны.
Указки должны быть не менее полутора метров длиной, чтобы дети отстранялись от таблиц,
привыкали окидывать взглядом все табличное поле.
Под таблицами полка в три доски. Для кубиков, разумеется.
Таблица 1 в системе "звонкие-глухие", а таблица 3 в системе "твердые-мягкие" представляют
246 складов русского языка, называемых в научно-методической литературе также единицами
письма и чтения. От себя добавим, что они являются еще и акустическими, и произносительными
единицами. Обучение чтению по складам оказалось эффективным не только для русского,
но и ряда других языков (английского, украинского, белорусского, казахского, татарского),
по которым нами сделаны разработки. Американцы, кстати, перевели "склады" как "zai-units"
("заи", "зай-единицы"), украинцы для "Рiдной мовы за методикою Зайцева М.О." как
"слог Зайцева".
В правом верхнем углу таблицы 1 - цифры и знаки математических действий, в левом
нижнем - знаки препинания.
Кубики и таблицы у Зайцева поются. Отслеживание "песенок" глазами (поначалу за учительской
указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это еще и упражнение на удержание
внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям, совершенно необходимым для
будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое
и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней
строчке и т. п.
Человек, грамотно печатающий на компьютере, и в тетради пишет без ошибок. Скажем
детям, что таблица 1 - "компьютер" , печатающий складами.
Неплохо бы и в самом деле такой иметь, с большим-большим дисплеем. Таблица 1, пока
что - его модель, тренажер для приобретения, закрепления и автоматизации навыков
грамотного письма.
Таблица 2 представляет собой пять алфавитных блоков, выполненных разными типами
шрифтов. На каждом из пяти блоков из двух частей приведены сверху "просто" буквы,
снизу их названия.
Баян и балалайку - в студию, или Попевки Зайцева
Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными
средствами воздействия на память.
Кубики и таблицы распеваются на 35 популярных, в основном, народных мелодий под
аккомпанемент баяна и балалайки.
Уже на первом-втором занятии пропеваем от начала до конца всю таблицу 1. Основное
правило: что пропеваем, то и в таблице показываем.
Следя глазами за указкой преподавателя, дети должны находиться на расстоянии не
менее 2-3 метров от таблицы. Можно стоять, можно сидеть. Тех, кто начинает подпевать,
обязательно поддержим: "Молодцы!", остальных упрекнем: "А вы что не помогаете?"
Блок ЛУ ЛО ЛА ЛЭ ЛЫ Л, ЛЮ ЛЕ ЛЯ ЛЕ ЛИ ЛЬ похож (и видом и на слух) на блок МУ МО
МА МЭ МЫ М, МЮ МЕ МЯ МЕ МИ МЬ и на любой другой. Матрица: в ожидаемое время в ожидаемом
месте получаем ожидаемый результат. Если знаешь хотя бы один склад из блока, сможешь
восстановить остальные. Если знаешь блок, в котором расположен нужный склад, то,
пропевая "песенку" до какого-то места, можно этот склад опознать. Через некоторое
время ребята так и начинают делать.
Ценность попевок не только в том, что они помогают быстрому и стойкому запечатлению
складов. Это еще и замечательные речевые упражнения: блоки гласных, согласных, цепочки
складов на У-Ю, О-Е, А-Я, Э-Е, Ы-И, пропевание только твердых складов и только мягких,
только звонких и только глухих, с ударением на первом, на втором и т. п.
Периодически преподаватели-практики сообщают о таких случаях: ребенок до четырех,
пяти, а то и десяти лет молчал, потом запел, и только после этого заговорил.
Следя за учительской указкой и пропевая "песенки" хором, дети становятся внимательнее.
Воспитываются навыки, необходимые для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда
по строчке, перевод его на следующую, интонационное выделение знаков препинания.
В таблице 2 пять блоков алфавитных "песенок". Первый исполняется на две мелодии,
второй на три, третий на пять мелодий, четвертый на две, пятый на одну.
В "Учебнике" представлен шестой блок, который может исполняться бесконечно, вроде
сказочки "У попа была собака". Во второй его части алфавит пропевается в обратном
порядке.
Вот что интересно: многим и за всю жизнь не удается алфавит выучить без пропусков
букв или с правильными их названиями, а мы и в обратном порядке легко освоим. Для
чего? - Для облегчения поиска слов при пролистывании словаря от Я к А, например.
Левшам удобней. Или чтобы доказать некоторым, что с мелодией и ритмом многие вещи
выучиваются в сотни раз быстрее и надежнее.
Буквы знает, а читать не может
Кому не известна проблема "Буквы знает, а читать не может"?
Многим родителям почему-то кажется, что если ребенок названия букв выучит, то непременно
и читать начнет. Не сразу, конечно, а эдак через недельку, ну две. Начинают сердиться,
когда из "тэ-е-тэ-я" получается "тойота", а не "тетя", как бы им хотелось. Особенно
из себя выводит, когда ребенок даже слово под картинкой прочитать не может: "ше-у-бэ-а".
- "Что получилось?" - "Тулуп".
"Эм-а-эм-а" или "пэ-а-пэ-а" чуть-чуть похожи на маму с папой, но попробуй догадайся,
что "дэ-я-дэ-я эс-тэ-е-пэ-а" это "дядя Степа".
Чтение ребенок начинает тихо ненавидеть.
Да ни в одном языке не читают по буквам! Английское how (хау) читается по буквам
как "эйч-оу-даблью", а who (ху) как "даблью-эйч-оу". Похоже?
Азбуки с картинками, которые так обожают родители и методисты, не помогают, а мешают
научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребенка с картинками,
от которых потом приходится освобождаться. Из зебры, аиста, ящерицы и цапли почему-то
должен выйти заяц. При виде слова "бабушка" представляются бегемоты, аисты, улитка,
шмель, кенгуру.
Превращаем звуки в знаки и обратно
М.Монтессори первой, наверно, подметила, что ребенок, вопреки общепринятому мнению,
учится сначала писать, а потом читать.
Чтобы оценить глубину и ценность этого наблюдения, договоримся называть письмом
превращение звуков в знаки. Способы многообразны: писать можно карандашом, фломастером,
мелом на доске, печатать на машинке или компьютере, складывать слова из отдельных
букв или наших кубиков, прописывать их указкой по таблице. Шкрябание непременно
ручкой и непременно в тетради всего лишь один из способов превращения звуков в знаки.
Напишите крупными буквами на карточках 6-7 слов, например, МАМА, ПАПА, ВАСЯ, БАНАН,
МАШИНКА, КОШКА, ЯБЛОКО. Покажите их, прочитывая слова, несколько раз ребенку. Разложите,
перетасовав, карточки на столе. Спросите, где, к примеру, БАНАН или КОШКА. Частенько
даже полуторагодовалые (не говорящие еще) малыши правильно заказываемые карточки
обнаруживают. Журналисты любят восхищаться: "Еще не ходит (не говорит), а уже читает!"
и прочее. Да не читает ребенок, а пишет, звуки в знаки превращает.
Иностранцы, приступающие к изучению русского языка, с детской радостью (опять же
на первом занятии) складывают из кубиков слова, которые "как слышатся, так и пишутся":
ручка, карандаш, бумага, книга, книги, стол, стул, стулья, дверь, двери, шляпа,
шляпы, сумка, сумки, галстук, галстуки, таблица, таблицы, картина, картины, кубик,
кубики, лампа, лампы, окна, занавеска, занавески, штора, шторы, мел, тряпка, рубашка,
рубашки, туфли, пиджак, пальто, улица, машина и т. п.
Чтение - прeвращeниe знакoв в звуки, самый быстрый и легкий путь к нему лежит через
письмо. Это и будем учитывать в своей работе, особенно с детьми. Упражнений на превращение
звуков в знаки на первых порах должно быть больше, чем на превращение знаков в звуки.
Чтение по складам;
Обучение буквам русского алфавита;
Короткие тексты для чтения;
Статьи на тему подготовки детей к школе;
Логопедия для дошкольников;
Обучение дошкольников чтению;
Статьи на тему подготовки дошкольников к школе;