Подготовка детей к школе | Буквы | Читаем по слогам | Бегло читаем | Начало |

Постановка звуков

Зачем нужна постановка звуков? Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. И на каждом этапе встречаются определенные трудности. Например трудности в произношении тех или иных звуков. Как помочь ребенка, научить его правильно и красиво говорить. В этом Вам помогут специальные игры, логопедические упражнения. Также вы можете обратится к специалистам.

На сегодняшний день многие родители и логопеды сталкиваются с речевыми проблемами у детей.

Что такое постановка или автоматизация звука, эта когда ребенок много раз повторяет один и тот же звук в разных позициях, в закрытых и открытых слогах, прямых и обратных, в разных частях слова, в начале, в конце, в середине. Также этот звук может отрабатываться в стишках, чистоговорках. Ставить звуки ребенку можно в любое время дня, во время прогулки, за мытьем рук т.д. Главное вы должны следить за правильным произношением, и тогда звук закрепится у ребенка в речи, и он уже будет произносить его правильно непроизвольно.

Какие моменты могут затруднять автоматизацию звуков:
  • наличие патологии в строении артикуляционного аппарата;
  • наличие неврологической симптоматики у ребенка;
  • недостаточно сформированные фонематические процессы у ребенка;
  • отсутствие самоконтроля и контроля со стороны родителей за звукопроизношением;
  • отсутствие заинтересованности в результатах работы.
Автоматизация звуков делится на этапы:
  • Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
  • Развитие моторики речевого аппарата.
  • Постановка звука.
  • Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Последовательность автоматизации звуков:
  • В слогах
  • В словах
  • В словосочетаниях
  • В предложениях
  • В связной речи

То есть мы идем от простого к сложному.

Игры на автоматизацию звуков речи:

“Построй домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

“Собери цветочек”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

“Солнышко”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

“Напои куклу чаем”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: взрослый знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек взрослый просит найти те, на которых есть такие картинки.

“Собери яблочки”.

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: взрослый рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки.

В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”.

Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Взрослый в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

“Украсим комнату флажками”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки. Ход игры: взрослый сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника взрослый предлагает украсить комнату флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

“Украсим елочку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики. Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия: взрослый предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

“Кукла наряжается”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, взрослый предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.


Обучение детей

ФГОС

Дети

Раннее обучение дошкольников - избранные игры и тренинги


Говорящая книга
(обучение чтению)


Складовой пазл
(обучение чтению)


Запоминание слогов

(запоминание букв)


Найди зашифрованное слово

(обучение чтению)


Расставь склады по местам
(обучение чтению)


Найди лишние склады в слове

(запоминание букв)


Развитие воображения


Прописи онлайн


Пошаговое рисование


Домашний логопед
(постановка звуков)


Алфавитные раскраски


какое слово зашифровано?


Развитие памяти детей


Изучение букв английского алфавита


Устный счет


Мой блог

Музыкальные игры