Подготовка детей к школе | Буквы | Читаем по слогам | Бегло читаем | Начало |

Постановка звуков

Зачем нужна постановка звуков? Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. И на каждом этапе встречаются определенные трудности. Например трудности в произношении тех или иных звуков. Как помочь ребенка, научить его правильно и красиво говорить. В этом Вам помогут специальные игры, логопедические упражнения. Также вы можете обратится к специалистам.

На сегодняшний день многие родители и логопеды сталкиваются с речевыми проблемами у детей.

Что такое постановка или автоматизация звука, эта когда ребенок много раз повторяет один и тот же звук в разных позициях, в закрытых и открытых слогах, прямых и обратных, в разных частях слова, в начале, в конце, в середине. Также этот звук может отрабатываться в стишках, чистоговорках. Ставить звуки ребенку можно в любое время дня, во время прогулки, за мытьем рук т.д. Главное вы должны следить за правильным произношением, и тогда звук закрепится у ребенка в речи, и он уже будет произносить его правильно непроизвольно.

Какие моменты могут затруднять автоматизацию звуков:
  • наличие патологии в строении артикуляционного аппарата;
  • наличие неврологической симптоматики у ребенка;
  • недостаточно сформированные фонематические процессы у ребенка;
  • отсутствие самоконтроля и контроля со стороны родителей за звукопроизношением;
  • отсутствие заинтересованности в результатах работы.
Автоматизация звуков делится на этапы:
  • Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
  • Развитие моторики речевого аппарата.
  • Постановка звука.
  • Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Последовательность автоматизации звуков:
  • В слогах
  • В словах
  • В словосочетаниях
  • В предложениях
  • В связной речи

То есть мы идем от простого к сложному.

Игры на автоматизацию звуков речи:

“Построй домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

“Собери цветочек”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

“Солнышко”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

“Напои куклу чаем”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: взрослый знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек взрослый просит найти те, на которых есть такие картинки.

“Собери яблочки”.

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: взрослый рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки.

В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”.

Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Взрослый в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

“Украсим комнату флажками”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки. Ход игры: взрослый сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника взрослый предлагает украсить комнату флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

“Украсим елочку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики. Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия: взрослый предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, взрослый просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

“Кукла наряжается”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, взрослый предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.


Обучение детей

ФГОС

Дети

Раннее обучение дошкольников - избранные игры и тренинги


Говорящая книга
(обучение чтению)


Складовой пазл
(обучение чтению)


Запоминание слогов

(запоминание букв)


Найди зашифрованное слово

(обучение чтению)


Расставь склады по местам
(обучение чтению)


Найди лишние склады в слове

(запоминание букв)


Домашний логопед
(постановка звуков)


Алфавитные раскраски


какое слово зашифровано?