Подготовка детей к школе | Буквы | Читаем по слогам | Бегло читаем | Начало |

Учим буквы. Игра.

Чтение это очень полезный и увлекательный процесс. Ведь чтение расширяет кругозор, развивает логику, мышление и память. Но иногда проблема заключается не в том, как научить ребенка читать, а в том как заинтересовать ребенка, развить у него любовь к чтению. Но это больше всего связано с психологией ребенка. Игра для ребенка играет далеко не последнюю роль. В игре ребенок учится, развивается, познает этот мир. А также учится. В данной статье мы расскажем о том как с помощью игр можно выучить буквы.

Найди букву

Ищите с малышом буковки в книжках, журналах, на рекламных щитах. Когда ребенок уже знает буквы — эта игра станет одной из самых любимых у малыша.

Потерянные буквы

Один из игроков задумывает слово, желательно с большим количеством гласных, но при произнесении опускает их. Например, слово "топор" будет звучать как "тэпээр". Другие участники должны назвать слово целиком (загаданное первым игроком либо другое, но с теми же согласными, следующими в том же порядке).

Победителем становится тот, кто правильно отгадает задуманное слово. Он же загадывает следующее.

Расшифруй слово

Эта игра подходит для деток от 5 лет. Каждую буквы пронумеруйте в том порядке, в котором идет алфавит. Зашифруйте слово в цифрах 2121 — это слово БАБА. Пусть ребенок ищет цифры и смотрит, какая сзади буква и так расшифровывает слова.очередное слово.

Повторять уже названные слова нельзя. Тот, кто за пять секунд не сумеет придумать слово или ошибется в его подборе, выбывает из игры. Любые споры должны разрешаться ведущим или судьей.

Спрятанное авто

Один из игроков выбирает короткое название какого-либо вида транспорта, например: "авто", "метро", "такси", и все участники начинают по очереди подбирать слова, в которых содержатся буквы этого названия (не обязательно в том же порядке). Например, "авто" можно отыскать в следующих словах: автор, автомат, авторитет, товар и др.

Побеждает тот, кто назовет наибольшее количество слов.

Прочти слово наоборот

Один из участников выбирает простое слово из трех букв и громко произносит его. Следующий игрок повторяет это слово, только "задом наперед", и называет новое - тоже из трех букв.

Если участник произносит предыдущее слово неправильно, он выбывает из игры. Желательно назначить ведущего, который будет фиксировать слова и улаживать возникающие споры.

Побеждает последний оставшийся в игре участник. Он же начинает следующий раунд, выбрав первое слово.

Игру можно усложнить, если с каждым разом выбирать слова на одну букву длиннее: сначала из четырех букв, затем - из пяти и т.д.

Забавные предложения

Игра может быть простой и сложной в зависимости от желания участников. В нее можно играть индивидуально, парами и группой.

На бумаге записывают слово из пяти-семи букв, например: "замок", "плакат", "магазин".

Необходимо составить предложение, где каждое новое слово будет начинаться соответственно с первой, второй, третьей и последующей буквы основного слова. Соблюдая это условие, участники вольны придумывать самые абсурдные фразы.

Игра собери слово из букв

Игра - это отличная возможность с пользой и удовольствием провести время. Но игры это не только времяпровождение приятное, но и обучение, развитие.

Кроме того, словесная игра развивает интуицию, позволяет замечать скрытые смыслы. Самое важное, что словесная игра — это большое поле для творчества, самореализации. Придумывая новые и новые способы игры со словом, можно не только развить свои способности, добиться успеха в учебе, но и стать остроумным человеком, желанным в любом обществе.

Обучающие игры с буквами

Игра „ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ”

В этой игре мы предлагаем малышу побыть волшебником. А секрет „волшебства” такой: заменив в предложенном слове всего одну букву, можно превратить его в другое слово с иным значением. Сначала выбирайте для „колдовства” простые слова, которые состоят из трех букв.

СОК — ТОК — КОК. Попросите ребенка выложить из букв магнитной азбуки слово СОК. Затем предложите превратить его, заменив всего одну букву, в то, что находится в электрической розетке. Дайте малышу время подумать и догадаться самому, что это ТОК. Затем, снова изменив одну букву, превратите слово в корабельного повара (КОК).

ЛЕВ — ЛЕС. Выложите вместе с ребенком слово ЛЕВ. Затем немного поколдуйте над буквами — и грозный хищник станет местом, где растет много деревьев.

ЛУК — ЛАК — ЛАЗ. Пусть ребенок сложит из магнитных букв слово ЛУК. Затем превратит этот овощ в то, чем красят ногти (или покрывают мебель) — ЛАК. После этого попросите малыша сделать из слова ЛАК отверстие, через которое можно пролезть (ЛАЗ).

ЖУК — СУК — ТУК — ЛУК. Ребенок выкладывает слово ЖУК, затем превращает его в острую ветку на дереве (СУК), потом — в звук, который получается, когда стучат молоточком (ТУК). А потом это слово станет овощем, который добавляют в суп и салат.

БОБ — ЛОБ. Вместе с ребенком выложите слово БОБ, объясните, что оно означает. Потом измените зернышко так, чтобы получилась часть лица (ЛОБ).

ДОМ — ДЫМ. Дайте малышу три буквы — Д, О, М — и попросите сложить слово, обозначающее здание (ДОМ). Затем попросите преобразовать это слово в то, что образуется во время горения костра (ДЫМ).

МИР — ПИР. Что бывает, когда нет войны? Конечно! Пусть кроха выложит слово МИР. Затем замените одну букву так, чтобы МИР превратился в большое застолье, где гостей угощают вкусной едой (ПИР).

Подобным образом можно обыграть и другие цепочки слов: КОМ — ТОМ — ДОМ, СЫР — СОР — ВОР, БОР — БОЙ — БОК, БОГ — ДОГ, ДАМ — ДАР, ВОЛ — ГОЛ — КОЛ — ПОЛ, БАК — БОК, БЫК — БУК, БЫЛ — БАЛ.

Если ребенку нравится играть и он уже научился легко менять простые слова, можно выбрать для игры более сложные слова, состоящие из 2–3 слогов.

ЛОДКА — ЛОЖКА. Вместе с малышом выложите слово ЛОДКА. Затем предложите заменить в слове одну букву так, чтобы то, на чем плавают, превратилось в то, чем едят (ЛОЖКА).

БАРАН — БАНАН. Составьте из магнитных букв слово БАРАН. Немного колдовства — и из животного получится сладкий фрукт.

ГОРОХ — ГОРОД. Вместе с ребенком выложите из магнитных букв слово ГОРОХ. Затем превратите его в место, где много домов, дорог, машин и людей.

КОРОВА — КОРОНА. Попросите ребенка „написать” слово КОРОВА, а потом изменить одну букву так, чтобы животное превратилось в головной убор короля.

Игру можно продолжать также и с другими словами: ГОРКА — НОРКА, БЕЛКА — БУЛКА, ТУЧКА — РУЧКА — ЖУЧКА, ДЕНЬ — ПЕНЬ — ТЕНЬ — ЛЕНЬ, ТОЧКА — ДОЧКА — КОЧКА — БОЧКА — ПОЧКА.

Игра „БУКВЫ МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ”

Это еще одна занятная игра. И вновь малыш может почувствовать себя волшебником! Ведь есть такие слова, которые состоят из одних и тех же букв, но расположены буквы в разном порядке, поэтому и значения у слов разные. И очень интересно угадать, какое же новое слово прячется в заданном! Подбираем варианты, переставляя буквы местами.

АУ — УА. Вот малыш плачет УА. А теперь превратим это слово в другое — как будто малыш потерялся в лесу (вместе с крохой выложите слово АУ)

РАК — КАР. Предложите ребенку выложить слово РАК, а затем поменять буквы местами так, чтобы речной житель превратился в громкий крик большой птицы.

ЛАЗ — ЗАЛ. Попросите ребенка составить слово ЛАЗ, а затем сделать из узкого прохода большое и просторное помещение (ЗАЛ).

ГОРА — РОГА. Пусть малыш выложит из магнитных букв слово ГОРА, а потом переставит буквы местами так, чтобы гора стала тем, что растет на голове у лося или оленя (РОГА).

БАНКА — КАБАН. Выложите вместе с ребенком слово БАНКА. Потом поменяйте буквы местами так, чтобы стеклянная посуда превратилась в дикое животное, которое живет в лесу и очень любит желуди (КАБАН).

Мы привели примеры игры, когда крохе дается подсказка — описание значения нового слова. Можно усложнить игру: пусть карапуз самостоятельно догадается, что это за слово.

ТОК — КОТ. Выложите слово ТОК. Спросите кроху, как поменять буквы местами так, чтобы получилось другое слово? Что это за слово? Дайте ребенку возможность догадаться самому. Продолжайте игру с другими словами: ГОД — ДОГ, СЛОВО — ВОЛОС, БАРЫНЯ — РАБЫНЯ, ГОРОДА — ДОРОГА.

Игра „БУКВА СБЕЖАЛА”

Если из некоторых слов убрать всего одну букву, то получится совершенно новое слово! Дайте ребенку возможность наглядно убедиться в этом при помощи все той же магнитной азбуки.

КРОТ — РОТ. Попросите малыша выложить слово КРОТ. А потом — убрать одну букву из слова так, чтобы подземный житель превратился в часть лица (РОТ).

ПОЧКИ — ОЧКИ. Составьте слово ПОЧКИ, а потом уберите из слова одну букву так, чтобы ПОЧКИ на ветке, в которых прячутся зеленые листочки, вдруг стали стеклянным предметом в оправе, который нужен тем, кто плохо видит (или который есть у бабушки).

ГРОЗА — РОЗА. Вместе с крохой выложите слово ГРОЗА. А затем уберите из слова одну букву — грозная стихия чудесным образом превратится в красивый цветок (РОЗА).

ВОЛК — ВОЛ. Попросите малыша написать магнитными буквами слово ВОЛК, а потом — убрать одну букву, чтобы хищный и опасный лесной зверь превратился во вполне мирное домашнее животное (ВОЛ).

Это были варианты игры с описательными подсказками для крохи. Конечно, есть и другие варианты заданий, в которых кроха должен найти ответ самостоятельно: ПУШКИ — УШКИ, ВАННА — АННА, ЭКРАН — КРАН, КОСА — ОСА.

Игра „СЛОГ СБЕЖАЛ”

В аналогичную игру можно поиграть и со слогами: стоит убрать из некоторых слов один слог, и они превращаются в другие слова! Но прежде чем предлагать ребенку эту игру, стоит познакомиться со слоговой структурой слова. Маленькая подсказка: делить слово на слоги помогают хлопки в ладоши с одновременным произнесением слова (один слог — один хлопок).

ПЕСОК — СОК. Выложите слово ПЕСОК. Попросите ребенка прочитать слово и хлопками выделить слоги, назвать первый слог, второй слог. Затем предложите убрать из слова один слог так, чтобы получилось совсем другое слово. Если кроха не может догадаться сам, подскажите ему: „Убери из слова ПЕСОК один слог так, чтобы он превратился во вкусный фруктовый напиток” (СОК).

ПИРОГ — РОГ. Пусть малыш выложит слово ПИРОГ и назовет его слоги. Затем попросите убрать один слог так, чтобы получилось новое слово. Если ребенок затрудняется, подскажите: „Убери из слова ПИРОГ один слог так, чтобы вкусная еда превратилась в то, что растет на носу у носорога”.

ГАМАК — МАК: Подобным образом попросите кроху сделать из ложа для сна и отдыха цветок.

Продолжайте играть с другими словами: БАБОЧКА — БОЧКА, БОЛОТО — ЛОТО, МАТРОС — ТРОС, КОРЗИНА — ЗИНА, КАБАЧОК — БАЧОК.

Описанные игры полезны для развития речи, они помогают научить ребенка более внимательно слушать слова, обращать внимание на их написание, понимать значение. Все это развивает грамотность, что очень пригодится крохе и в школе, и в жизни.

Игры с буквами для дошкольников

Дошкольный период - это один из главных периодов развития малыша. Именно в этом возрасте сформировывается личность ребёнка и его характер. Главная задача взрослых на этом этапе развития дошкольника - поддержать своего ребёнка, всецело помогать ему в процессе познания жизни и развития творческих наклонностей.

В наше время очень много забот по обучению легло именно на плечи родителей. Им самим приходится читать литературу, подбирать различные методики и пособия по обучению детей буквам и чтению.

Малыш всегда запоминает хорошо только то, что ему интересно.

Малышу не будет запоминаться урок, если он ему не интересен. Это не из-за того, что ему лень и

Главным и привлекательным для малыша методом является развивающая игра. В игре ребёнок учится и получает необходимые знания. В игре у ребёнка сформировываются шаблоны поведения в различных жизненных ситуациях. Малыш учится ориентироваться в виртуальном мире, переводя полученные знания в реальный. Различие фигур и форм, цветов, обучение чтению, счёту, развитие логического и творческого мышления. Развивающая игра - это ниша, где ребёнок может проявить свои качества и творческие наклонности, делает его поведение осознанным и обдуманным.

Чтение – один из самых сложных навыков в раннем развитии ребенка, но и один из важнейших. Для гармоничного и разностороннего развития ребенка родители с рождения читают вслух детские сказки и стихотворения. Через литературные произведения ребенок знакомится с традициями, историей и речью. Уже в возрасте трех лет ребенок может сам пересказывать любимые сказки и знакомиться с буквами. Развивающие игры помогают малышу освоить алфавит непринужденно и с удовольствием. Игры буквы в дошкольном возрасте облегчат обучение чтению и письму в дальнейшем, поэтому родителям для детей стоит уделить особое внимание подобным играм. Даже если ребёнку всего 3, 4, а тем более 5 и 6 лет.


Обучение детей

ФГОС

Дети

Раннее обучение дошкольников - избранные игры и тренинги


Говорящая книга
(обучение чтению)


Складовой пазл
(обучение чтению)


Запоминание слогов

(запоминание букв)


Найди зашифрованное слово

(обучение чтению)


Расставь склады по местам
(обучение чтению)


Найди лишние склады в слове

(запоминание букв)


Домашний логопед
(постановка звуков)


Алфавитные раскраски


какое слово зашифровано?