Подготовка детей к школе | Буквы | Читаем по слогам | Бегло читаем | Начало |

Обучение грамоте - программа Гармония

Вот у Вашего ребенка наступил возраст, когда ребенок должен идти в школу. И перед родителями стоят много разных задач: научить ребенка читать, писать, считать и многому другому. Обучить ребенка грамоте - это довольно сложный процесс. На развитие всех эти навыков очень влияет речь. Способность ребенка говорить правильно - это залог успеха не только в учебе, но и в жизни. Как правильно обучить ребенка грамоте?

Программа Гармония является достаточно новой образовательной программой. Данную программу относят к традиционному методу обучения, и к развивающему

УМК Гармони – является ученым методическим комплектом под редакцией профессора Н.Б. Истоминой. В основе данной программы заложены принципы проблемного развивающего обучения. Авторы этого комплекта, отвечают на вопрос «как учить ребенка?», большое значение уделяется комфортному обучению ( от этого произошло название Гармония), программа «Гармония» готовит ребенка, его способности к мышлении для обучения его в дальнейшем.

Специалисты утверждают, что любой учебник и методический комплект будет успешен от того, как методически и творчески грамотно преподносится система учителем.

Как и в любой традиционной программе, в УМК Гармония есть тоже свои плюсы и минусы.

Рассмотрим их отдельно.

Плюсы:
  • Много развивающих, проблемных заданий, много заданий на практику, система дифференцированной работы, яркая наглядность и моделирование в виде слайда, это облегчает и помогает учителю готовиться к уроку, повышает эффективность урока для самого ученика.
  • Представлена модернизация (обновление) школьного образования. Сюда относят гуманизацию, гуманитаризацию, дифференциацию. На принципе активности детей, на принятии учителем ученика как индивидуальной личности основаны современные понятия гуманизации и гуманитаризации образования. Это одна из важных сторон развития общеобразовательной школы, где необходимо не только ориентироваться на усвоение знаний учащимися, но и развивать личность ребенка, его возможности.
  • Методический подход создает условия для понимания учеником изучаемых предметов, для комфортных (гармоничных) отношений между учителем и учениками, между учащимися.
  • В комплект входят учебники, учебники- тетради и тетради с печатной основой - все это является результатом долгого научно- методического поиска усовершенствования начального образования, который был сделан авторами комплекта. Учебники- тетради нужны для соединения системы воедино, это как бы каркас, который объединяет учебную информацию и технологию усвоения и запоминания. Цель учебников - не передать готовые знания, а помочь ученикам самим, или вместе с учителем, познавать окружающий мир, уметь анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, проводить аналогию и обобщение.

  • Авторы комплекта "Гармония" пытались в своей программе развеять сложившееся разделение между традиционными и развивающими системами обучения, и соединить важные традиционные методики и новые подходы обучения из развивающих систем, чтобы решить методические проблемы.
  • В учебниках русского языка и математики лежит новая логика в построении содержания материала, тематический принцип. По этой логике обучение строится так, что каждая следующая тема тесно связана с предыдущей, и в результате созданы условия для повтора ранее изученного. Сами авторы комплекта называют это - сталкиванием «старых» и «новых» знаний, и считают этот способ очень полезным в обучении. Например, при обучении грамоте вводят методику троекратного ввода букв из алфавита:
  • В основе прописи «Мои первые тетрадки» обучение письму идет с разлиновкой в одну линию, без наклонных линий, выводятся лишь пунктирные линии. Это помогает определить высоту строчных и заглавных букв. На страницах тетрадок оставляют 1-2 строчки без вспомогательных линий, работа на этих строчках помогает развивать глазомер, постепенно приучит писать в обычных тетрадях.
  • В основе обучения речи и правописанию представлена коммуникативность курса. То есть выявляют, зачем в нашем языке есть то или иное средство общения, почему надо соблюдать правила, чем приобретаемое учеником знание или умение важно для речи.
  • Деятельностный подход в организации обучения: а) сначала ставится учебная задача, затем вводятся новые знания. б) информация не предоставляется в готовом виде, она «добывается» вместе с учениками.
  • Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.
  • Соблюдается баланс между интуицией и знанием.
  • Один и тот же объект или предмет при их изучении рассматриваются с разных сторон.
  • Существенная опора на опыт ребенка.
  • Опережающее обучение.
  • Входящие в УМК «Гармония» учебники имеют вспомогательные методики, используя их, родители смогут самостоятельно изучить и объяснить своему ребенку какую-либо тему, если он ее пропустил.
  • Используются новые технологии, позволяющие развивать способности ученика к логическому мышлению. К примеру, если ребенок не знает, какая буква пишется в определенном месте в слове, то он ставит «окошко» (по автору Соловейчик М.С.). Затем вместе с учителем разбирает вопросы, вспоминает нужные для слова правила и заполняет это «окошко», вписывая нужную букву.
  • В комплекте предлагаются задания для детей с различным уровнем их подготовленности.
  • Формируется ситуация успеха, она же создает в детях здоровую личность. Многие учителя, обучая по этой программе, используют «здоровье сберегающие технологии», а так же методику Базарного, которая может применяться для любой программы, любого УМК.
Минусы:
  • В математике (автора Истомина Н.Б.) задачи решают только во 2-м классе, а контрольные работы для всех классов предоставляются одинаковые. В данное время уже решают вопрос о введении контрольных работ с их соответствием программам.
  • Для того, чтобы учиться по программе «Гармония», ваш ребенок должен быть уже подготовлен заранее. А, например, по «Планете знаний» могут учиться все дети, даже с детсадовской подготовкой.
  • Вне зависимости от системы ученик может получить одни и те же знания, необходимые государственным стандартом. А задания с повышенной трудностью, которые принято считать только для развивающей системы, есть во всех комплектах, но эти задания не предполагаются обязательными при обучении.
  • В русском языке «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик - учебник плохо иллюстрирован, что не привлекает внимания ученика, правила очень теоритизированы и сложны для запоминания. Нет системы в изучаемом материале. Например, в 3- м классе дана тема - «Падеж существительного», и уделяется на нее 5 часов. Затем эта тема изучается уже подробно в 4-м классе. Как при этом определять падеж существительного в 3- м классе, это вопрос.

Отзывы учителей начальных классов

«К каждому учебнику комплекта « Гармония» имеются рабочие тетради, они вносят разнообразие в работу над учебным материалом и снимают усталость детей от письма. Содержание учебников помогает развиваться ребенку интеллектуально и эмоционально, развивать познавательные интересы, уметь общаться с взрослыми и своими сверстниками, более полно выражать свои мысли».

«Учебник автора М.С.Соловейчик создает в ребенке главное - умение учиться, помогает стать грамотными. Вначале трудно работать с непривычной методикой, с применением транскрипции, с письмом слов с окошками. Коллеги, грамотно используйте указания автора учебника. Особый способ письма - письмо с окошками - это и есть способ уйти от ошибок в орфографии. Не вводите сразу орфограммы (правила на выбор букв), не научив при этом детей слышать «опасные места», видеть их, не научив еще орфографической зоркости. Учителя, используйте авторские памятки, соблюдайте технологии списывания и проверки».


Обучение детей

ФГОС

Дети

Раннее обучение дошкольников - избранные игры и тренинги


Говорящая книга
(обучение чтению)


Складовой пазл
(обучение чтению)


Запоминание слогов

(запоминание букв)


Найди зашифрованное слово

(обучение чтению)


Расставь склады по местам
(обучение чтению)


Найди лишние склады в слове

(запоминание букв)


Домашний логопед
(постановка звуков)


Алфавитные раскраски


какое слово зашифровано?