Логопедические упражнения
Постановка звуков речи дошкольников

Логопедические онлайн упражнения

Логопедия гласных букв: ё | у | е | ы | а | о | э | я | и | ю |
Трудные гласные буквы: е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: б | в | г | д | ж | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | щ |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |


Помните, что первые занятия по логопедии - это пальчиковые игры. Моторика рук связана с центрами мозга , которые отвечают за артикуляцию. Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей. Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Благодаряупражнениям сайта  (poskladam.ru)  вы сможете понять развитость словарного запаса ребенка, правильно ли он связывает их между собой и произносит. Речь это важное средство связи между ребенком и окружающим миром. 

Приемы постановки звука Л.

· Для вызывания этого звука достаточно просто покусать зубками кончик языка, широко положенный и высунутый; и спеть песенку "ла-ла-ла-ла". Как только звук "получился", предложите ребёнку перевести язычок за верхние зубки, продолжайте петь ту же песенку "ла-ла-ла", ударяя язычком в верхние альвеолы.

· Приоткрыть ротик и широко улыбнутся при этом, с длительным произношением буквы Ы, проталкиваясь кончиком язычка в приоткрытую щелку меж зубами.


Логопедические упражнения для детей: ставим звук „л”

Недостатки произношения этого звука называют специальным термином ламбдацизм. Он имеет несколько видов. Это общее пропускание звука («имон» вместо «лимон»), замена его другими, носовое произношение.

При всех видах ламбдацизма нужно выполнять такие артикуляционные упражнения:

Разговор индючка. В быстром темпе при открытом рту язык двигается в стороны. При этом произносится звук, характерный рассерженному животному: „бл-бл”.

Гамак. Это растяжка языка. Его кончик должен упираться в верхние зубки, а затем в нижние. Нужно, чтобы период упора был как можно более долгим. Язычок при этом напоминает гамак.

Лошадка. Пощёлкивание широким языком верхнего неба дети выполняют с удовольствием.

Грибок. Язычок малыша всей поверхностью упирается в верхнее небо, а нижняя челюсть при этом опускается вниз до максимума. Уздечка натягивается сильно.

Самолет гудит. Нужно длительно изображать гудение самолета низким тоном. При этом надо следить, чтобы кончик языка упирался именно в верхние зубы, а не находился между нижними и верхними зубчиками.

Пароход. Взрослый произносит звук «ыы», имитирующий гудение парохода, затем перемещает язык межу зубами — и получается межзубный звук „л”. Два положения языка нужно чередовать.


Исправление нарушений произношения звука /Л/.

Комплекс упражнений: «Маляр», «Чистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Индюк», «Шоколадка», «Конфетка».

Постановка звука /Л/ от звука /А/

На первом этапе работы ребенку предлагается улыбнуться и слегка прикусывать кончик широкого языка, произнося при этом протяжный звук /А/. Получится «ал-ал-ал».

Фиксировать внимание детей на том, что получается звук / Л/ не нужно. Следует далее произносить звук /Л/ в закрытом слоге «ал», затем между гласными – «ала» и, наконец, в открытом слоге – «ла».

На втором этапе язык убирается за верхние зубы и начинается автоматизация звука.

Исправление параламбдацизма

Исправление параламбдацизмов на подготовительном этапе осуществляю сразу по нескольким направлениям: учу различать на слух звук /Л/ и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять языком движения, необходимые для правильного произношения звука /Л/. Но в отдельных случаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности:

- при замене /Л/ на /Й/ ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжное /Ы/.

- при замене /Л/ на /У/ нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога «ла». Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден – он опускается сверху вниз. Далее ребенка учат переключаться с одного движения на другое в быстром темпе (язык за верхними зубами, потом опускается; губы при этом находятся в положении улыбки). Логопед следит, чтобы ребенок не загибал кончик языка внутрь и не произносил звук /Л/ с помощью губ. Первое время можно придерживать движение губ пальцами.

- при замене /Л/ на /В/ необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от трех до пяти, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют много раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее..

при замене /Л/ на /Г/ ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. После этого предлагается прижать язык к верхним зубам и сказать /Ы/, и подержать язык за зубами, а не опускать его. Постановка и автоматизация звука /Л/ проводится, как при его отсутствии.

Если при ламбдацизмах исправление звука /Л/ заканчивается этапом автоматизации, то при параламбдацизмах необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя.

Постановка звука /Л ’/

После автоматизации /Л/ мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, логопед произносит слоги «ли», «ли» и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога «ли», последовательно переходим к сочетаниям /Л/ с /Е, Ё ,Ю, Я/.