Игры на развитие памяти, внимания и сообразительности у дошкольников

Для того чтобы развить память у ребенка необходимо несколько минут в день. Помните, что лучше много и часто заниматься, чем хорошо, но один раз При соблюдении этих условий уровень памяти ребенка будет значительно улучшен. В данном разделе приведены особенности развития памяти у детей, а также игры и упражнения для развития памяти. В этом разделе помещено несколько тестов, которые помогут развить интеллект дошкольников. Головоломки и тесты охватывают такие сферы интеллекта, как творческое мышление, логическое мышление, сообразительность и память.

Игры на развитие памяти дошкольников

Запомни звуки

В этой онлайн музыкальной игре на развитие слуховой памяти следует повторять последовательности звуков. Программа помогает подготовить ребенка к будущему объему информации, который он будет получать в стенах школы. Игра - развлечение.

Знаешь ли ты географию - страны Европы

Благодаря этой игре, ребенок может запомнить расположение стран Европы. Данное задание входит в комплекс заданий из серии подготовки детей к школе.

Знаешь ли ты географию - расставь животных по континентам

Благодаря этой игре, взрослый человек или родитель может проверить знания дошкольника из области географии. Данное задание входит в комплекс заданий из серии подготовки детей к школе.

Логическая игра - поставь на место все элементы мозаики

Логическая игра для развития воображения малыша. Следует правильно сложить мозаику на все первоначальные места так, чтобы ни один элемент не наезжал на другой.

Найди все парные ноты

Эта игра из серии "найди ноты". Игрок должен открывать карточки и по звуку определять парные ноты. Это великолепное задание на развитие чувство концентрации как у ребенка так и у взрослого.

Упражнение на развитие арифметики

Простейшая игра из серии арифметики - компьютер задает арифметичекие задачи, а игрок должен правильно кликнуть мышкой на ответ.

Отгадай загадки

Игра из серии "Виселица". Следует правильно набирать искомые буквы.

Знаете ли вы пословицы

Повторение пословиц

Определи лишний элемент

Предоставляется серия картинок, в которой один элемент является отличенным от других. Игроку нужно определить этот элемент. Упражнение из серии подготовки дошкольников к школе. Раннее развитие детей.

Игра на развитие памяти - какие картинки были

Компьютер показывает последовательность картинок. Игрок должен запомнить картинки, а потом восстановить первоначальную картинку. Великолепная игра на развитие визуальной памяти дошкольника.

Развитие воображения у детей

Расставь спички по местам

Задачка из серии конструкторских. Следует немного подумав сделать домик из спичек. Все подручные материалы у вас под рукой - спички можно переносить мышкой. Так же можно спички крутить.

Расставь списки по местам - сделай домик из дорожных знаков

Задачка из серии конструкторских. Следует немного подумав сделать домик из спичек. Все подручные материалы у вас под рукой - спички можно переносить мышкой. Так же можно спички крутить.

Запоминание форм предметов

Знаете ли вы формы предметов

Простое упражнение на запоминание форм предметов - овалов, кругов, квадратов, прямоугольников

Знаете ли вы типы линий

Простое упражнение на запоминание типов линий

Другие игры на развитие памяти детей и взрослых

  • Эмоциональная память для детей и взрослых
  • Найди пару - развитие визуальной памяти детей
  • Запоминание последовательности чисел
  • Запоминание последовательности чисел
  • Развитие памяти - упражнение по запоминанию чисел
  • Найди музыкальную пару. игра на развитие музыкальной памяти и музыкального мышления для детей
  • Запомни последовательность - развитие памяти
  • Что изменилось - игра на развитие памяти и визуального мышления детей и взрослых

    Раннее развитие детей. Тренировка способностей к счету у дошкольников. Изучение букв

    Развивающие память ребенка упражнения вы найдете на нашем сайте

    Как развить внимание и память у ребенка? Ведь память и внимание напрямую влияет на личность в целом, так же на другие сферы обучения. В наше время можно найти много методик, техник, игр, онлайн игр для улучшения памяти, ее тренировке. На нашем сайте мы предлагаем простые онлайн - игры по развитию память и внимания. Для развития долгосрочной памяти мы советуем как можно больше заучивать различных стихов, просите ребенка пересказывать прочитанное сразу после чтения, а также на следующей недели, через неделю или месяц.

    Упражнения по развитию памяти и внимания постепенно старайтесь усложнять и закреплять.

    Статьи на тему развития памяти детей

    Развитие памяти у ребенка

    Развитие памяти как правило зависит от условий жизни ребёнка, от того насколько серьезно взрослые относятся к его воспитанию и обучению. Под влиянием внешних воздействий в мозгу ребёнка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти.

    Как с возрастом развивается память и внимание

    В середине первого месяца жизни у младенца можно наблюдать образование простых условных рефлексов. Двухмесячный малыш, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут из колыбели.

    К концу первого полугодия, у ребёнка появляется узнавание. Например, появление матери, которая каждый день заботится о малыше, вызывает у него положительную реакцию. Младенец улыбается, всплескивает ручками, издаёт тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребёнка и определённым комплексом раздражителей.

    Постепенно у младенца расширяется круг узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребёнок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивает голову в сторону названного предмета. Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о предмете, который в данный момент не воспринимается. Первоначально промежуток времени, а течение которого удерживается в памяти какое-нибудь впечатление, очень незначителен.

    Годовалый ребёнок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад.

    К трём годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев.

    Прочность и длительность запоминания у четырёхлетнего-пятилетнего ребёнка становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь.

    Развитие памяти у дошкольников

    Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером.

    Часто вспоминаемый предмет представляется ребёнку так живо и ярко, будто он вновь его воспринимает. Часто какая-нибудь деталь, которая осталась бы не замеченной взрослым, ребёнком запоминается прочно и надолго.

    Знаменитый русский ученый-математик Софья Ковалевская пишет в своих воспоминаниях: «...Стоит мне подумать о нашей детской, как тотчас же, по неизбежной ассоциации идей, мне начинает чудиться особенный запах — смесь ладана, деревянного масла, майского бальзама и чада от сальной свечи. Давно уже не приходилось мне слышать нигде этого своеобразного запаха... но года два тому назад, посетив одних моих деревенских знакомых, я зашла в их детскую, и на меня тотчас пахнул этот знакомый мне запах и вызвал целую вереницу давно забытых воспоминаний и ощущений».

    Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.

    Существовало мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической. В действительности осмысливание нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника.

    Конечно, характер такого осмысления изменяется в процессе развития дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но зато более существенные их особенности. В соответствии с этим изменяется и содержание детских представлений.

    У старших дошкольников наряду с наглядными представлениями об отдельных вещах большую роль начинают играть общие представления о группе сходных предметов.

    Когда малыша просят рассказать про тот или иной предмет, он вспоминает виденный им какой-нибудь конкретный случай. Например, трёхлетнего ребёнка спрашивают: «Ты помнишь, какая бывает кошка?» Он отвечает: «Чёрный Васька с Жучкой дерётся». В отличие от этого ответы старших детей носят более обобщённый характер. Например, шестилетняя Маня на подобный вопрос отвечает: «Они мышей ловят, живут в домах, любят молоко».

    Здесь ребёнок основывается уже не на воспоминании об отдельной, конкретной кошке (чёрном Ваське), а на известном представлении о кошках вообще.

    Таким образом, у дошкольника наряду с образной памятью начинает складываться память словесно-логическая. В этом обнаруживается развитие второй сигнальной системы в её взаимодействии с первой. Образование временной связи между словесными сигналами, обозначающими обобщенные группы сходных предметов и явлений, придает запоминанию словесно-логический характер.

    В дошкольном возрасте особенно ярко выступает зависимость памяти от особенности деятельности ребёнка. Один и тот же материал запоминается детьми по-разному, в зависимости от того, что они с ним делают.

    Если, например, привести дошкольника в лабораторию и за ставить его запоминать отдельные слова, произносимые исследователем, то он запомнит незначительное их число. Но если дать ребёнку запомнить тот же материал в процессе игры или содержательного занятия, то он удержит в памяти гораздо большее число слов. (...)

    На более ранних ступенях развития, в пред дошкольном и младшем дошкольном возрасте, память носит непроизвольный характер.

    Ребёнок запоминает то, что приобрело в его жизни, в его деятельности важное значение, что его заинтересовало, что вызвало у него сильное и яркое впечатление. При этом дети не ставят себе специальной цели запомнить что-либо. Предметы «запоминаются» как бы сами собой, в процессе игровой деятельности или участия в посильных видах труда. Попытки со стороны взрослого поставить перед маленьким ребёнком задачу запомнить что-нибудь не приводят ни к каким результатам либо даже отрицательно влияют на успешность запоминания.

    Когда, например, малышу дают какой-нибудь материал (игрушки, кубики, картинки), не ставя перед ним специальной задачи его запомнить, то, играя с ним, сооружая из него постройки и т. п., он очень хорошо его запоминает. Но если, дав ему такой же материал, настойчиво требовать, чтобы он обязательно его запомнил, ребёнок растерянно сидит над ним, ничего не делая, и в конце концов ничего не запоминает.

    Развитие произвольной памяти у дошкольников

    Память как особая целенаправленная деятельность — как произвольное запоминание и припоминание — у детей этого возраста ещё не сложилась. На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребёнок не владеет приёмами запоминания, он ещё не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить.

    В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и в организованных занятиях, ребёнок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. Возрастает роль слова, второй сигнальной системы в процессах памяти.

    Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребёнка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности.

    Если просто сказать ребёнку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью. Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребёнком принимается и он начинает активно стремиться к её разрешению.

    Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребёнок научается сознательно пользоваться простейшими приёмами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребёнок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.

    Мальчик пяти лет выслушивает поручение, даваемое ему воспитательницей, и говорит: «Вы мне ещё раз скажите, а то я забуду». Он уже знает, какую роль играют повторения, и стремится их использовать для лучшего запоминания.

    В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Ребёнок не сам выдумывает себе задачу запоминания и не сам изобретает соответствующие приёмы. Дело начинается с того, что взрослый предлагает ребёнку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приёмы, способствующие лучшему запоминанию, и т. д.

    Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.

    Дальнейшее развитие памяти происходит уже в школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения произвольная память, которая только начинала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития.

    Развитие памяти не заканчивается в период детства, оно может продолжаться и у взрослого человека, изменяя свои особенности в зависимости от условий его жизни и характера его деятельности. Например, у лиц художественных профессий (художников, музыкантов) большое развитие получает образная память, в то время как у учёных-теоретиков интенсивно развивается память словесно-логическая.

    Усовершенствование памяти у юноши и взрослого человека в значительной мере зависит от того, как они работают над своей памятью, как они её развивают. Знакомясь с особенностями памяти и изучая её закономерен. Обучение буквам русского алфавита

    Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет)

    Внимание - это очень важное качество, которое помогает сосредоточится на главном,и отбросить второстепенные вещи. Ведь мозг каждый день от внешнего мира получает очень много новой информации, и если бы не было внимания (фильтра), то мы бы просто сошли с ума.

    Свойства внимания

    Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы. Игры на развитие математических способностей и счета.

    Такая работа должна вестись по двум направлениям:

    1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

    2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

    Развивающие игры и упражнения на развитие внимания и памяти

    На нашем сайте мы предлагаем Вам разнообразные игры по развитию внимания и памяти.

    Упражнение "Следи за своей речью".

    В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

    Проигрыш. Надо было, например, сказать "Разумеется".

    Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.

    Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.

    Например, такие:

    Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?

    Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?

    Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

    Упражнение "Запрещенная буква".

    В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.

    А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.

    Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".

    Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

    Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

    Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.

    Упражнение "Скрытая подсказка".

    В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.

    Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.

    Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.

    Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.

    - Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим.

    Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.

    Первая буква загаданного слова "К".

    Как же подсказать ее, прямо не называя?

    Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля".

    Во всех трех словах повторяется буква "К".

    Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

    - Давайте вторую букву! - требует он.

    Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить.

    Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

    Упражнение "Спрятанное слово".

    В играх часто ищут спрятанный предмет.

    Но прятать и отыскивать можно не только предметы. В игре, с которой мы сейчас познакомимся, искать придется спрятанные слова. А прятать их мы будем среди других слов.

    В такой игре зоркость глаза и наблюдательность уже не помогут, понадобятся другие качества: сосредоточенность, внимание и находчивость. Начинается игра, как обычно, с выбора водящего. Мы будем "прятать" слова, он будет их "отыскивать".

    Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры.

    Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий - последнюю часть текста.

    Посмотрим, как это получится.

    "Что ты видел сегодня во сне?" - предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свои ответ первую часть загаданного текста - слово "язык", но так, чтобы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: "Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". "Где растут лимоны?" - допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: "В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева".

    Фраза как будто и гладкая, но слова "до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: "Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". А теперь пусть водящий догадается, какая пословица нами загадана.

    Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

    Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

    В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

    Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша.

    Упражнение "Все помню" (развитие внимания и памяти).

    Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.

    За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить.

    Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок.

    - Тула, - говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок.

    Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:

    Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например.

    - Тула, Полтава, Омск, Владивосток.

    Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного.

    Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них.

    Допустивший ошибку выбывает из игры.

    Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.

    Разделите всех желающих принять участие в этой игре на тройки. В каждой тройке кто-то станет победителем. А потом устройте финальную встречу победителей на звание чемпиона в этой интересной игре.

    Игра "Что изменилось?".

    Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

    Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

    Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

    Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

    В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

    Где чей домик?

    Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.

    Упражнение "Что изменилось?" (развитие наблюдательности).

    Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

    Если же у вас нет возможности собрать большую компанию, можно видоизменить эту увлекательную игру: разложите на столе перед ребенком 10 предметов, попросите его отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что же изменилось.

    Картинки "Найди отличие".

    Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

    Хорошо развитое внимание сопровождает все психические процессы: восприятие, мышление, память, речь и повышает их продуктивность. Уровень развития внимания во многом определяет успешность дальнейшего обучения в школе. Придется позаниматься — то есть поиграть. Как развить память и внимание у ребенка, вы узнаете в этой статье.

    Зрительная память

    Зрительное внимание нам жизненно необходимо, но и его, оказывается, нужно тренировать. Задолго до школы у малыша необходимо развивать произвольное внимание, такие его свойства как объем, концентрация, распределение и устойчивость. Вот игры-упражнения, развивающие у ребенка все свойства зрительного внимания, а также сосредоточенность и наблюдательность.

    „Найди отличия"

    Подберите картинки, на каждой из которой изображены два похожих, но в чем-то различающихся между собой предмета. Попросите ребенка найти все отличия между рисунками. „Найди такой же предмет" Предложите малышу, сравнив между собой несколько изображенных предметов, найти точно такой же, как на образце.

    „Найди одинаковые вещи"

    Рассмотрев и сравнив несколько изображенных предметов. надо найти два совершенно одинаковых.

    „Чей силуэт?"

    Подберите картинки, на которых нарисован предмет и несколько силуэтов. Один из них — силуэт предмета, а остальные — спорные (похожие на предмет) изображения. Малыш должен определить, к какому из рисунков подходит данный силуэт.

    Тренировки и техники по развитию памяти

    Мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Например мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все и многое другое это является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

    Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления.

    "Таблицы Шульте"

    Как известно, таблицы Шульте полезны для развития скорочтения. Они отлично тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность, а если засекать время, то появится стимул побить личный рекорд, что придаст занятию с этими таблицами дополнительный азарт.

    Таблицы Шульте полезны не только для развития навыка быстрого чтения, но и для тренировки зрительной памяти. При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек. В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.

    Прочитать о правильной работе с таблицами Шульте, а также выполнить упражнения на специальном тренажере вы можете на данной странице.

    "Тренировка фотографической памяти" (метод Айвазовского)

    Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

    Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

    "Игра в спички"

    Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

    Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

    Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

    "Римская комната"

    Метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации. Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

    Тренировка слуховой памяти

    Не смотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

    Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

    "Чтение вслух"

    Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

    Читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, соблюдая некоторые технические нюансы:

    четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;

    произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

    Если каждый день читать вслух не менее 10-15 минут, то через месяц вы заметите очевидные результаты как в ваших ораторских способностях, так и в слуховой памяти.

    "Стихи"

    Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

    Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

    Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

    "Подслушивание"

    Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

    Также развить свою память вы сможете если посетите специальные тренинги.

    Методы тренировки памяти

    Существуют несколько методов по тренировки памяти. Некоторые были сформулированы еще древними философами, другие были усовершенствованы на заре развития научной психологии.

    Каждый из методов для тренировки памяти в отдельности приносит не очень большой эффект, но в сумме они дают много.

    Методы для тренировки памяти

    1. Метод распределения повторений — гласит: если вы заучиваете объемистый материал, прочтите его вслух или про себя несколько раз.

    Конечно сразу вы все не запомните, примитесь за другие дела, а на другой или лучше на третий день доучите до конца. Тогда окажется, что спустя месяц или год вы будете гораздо лучше помнить материал, чем, если бы просидели над ним много часов подряд.

    Но этот метод подходит для заучивании материала, который вас вам понятен, и надо лишь как бы «втиснуть в память» иностранные слова, хронологию, точное расположение объектов на карте и т.д.

    Электронные схемы, конечно, так запоминать не стоит. И даже стихотворения по правилу разбивки повторений надо учить с оглядкой. Если стих короток, выразителен, производит на вас впечатление, учите его сразу и целиком. Английский язык для дошкольников

    2. Метод чередования запоминания с припоминанием.

    Представьте себе ученика средней школы. Ему надо усвоить параграф по учебнику истории. Вот он садится за книгу и читает раз, другой, третий, седьмой! Перечитывает текст с начала до конца много раз, пока не надоест.

    «Значит, пора кончать, — решает ученик, — все уже знакомо, урок выучен на пять с плюсом». Увы, на следующий день он получает обычно гораздо более скромную оценку. В чем ошибка?

    Надо было не просто перечитывать параграф, а каждый раз, прочитав, закрывать книгу и пытаться припомнить его содержание.

    Конечно, если вы привыкли действовать вопреки второму методу для тренировки памяти, нелегко будет переучиваться.

    Это так же, как с ежедневной гимнастикой: кто быстрее, кто помедленнее, мы входим в привычку не без усилий, самопринуждения. А затем тело само просит движений в определенный час. Онлайн обучение рисованию.

    3. Метод для тренировки памяти — разнообразие нагрузки.

    Не следует поступать, как студенты в экзаменационную сессию: три-четыре дня на один предмет, потом столько же на другой.

    Гораздо разумнее держаться школьного стереотипа, когда каждый день приходится учить и русский, и математику, и географию. Такое разнообразие позволяет, как бы отдыхать на ходу.

    Чередовать изучаемый материал следует индивидуально, в зависимости от особенностей человека и возраста. Для непоседливых первоклассников оптимальны 15-20 минут, полтора-два часа — для студентов.

    Неплохо попеременно загружать глаза, уши и даже язык. Между прочим, взрослые напрасно тревожатся, если дети учат уроки, бормоча себе под нос или шевеля губами.

    Эта полезная привычка опираться на один из особых видов памяти — речедвигательные образы. Такой вид памяти для человека особый, специфически важный и нужный для развития абстрактного мышления.

    Мы очень надеемся что методы тренировки памяти, которые представлены выше, помогут Вам максимально развить свою память. Обучение детей чтению.




    Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;