Мнемоника для дошкольников

Данное упражнение поможет развить Вам память и внимание. С помощью этого упражнения тренируют летчиков, шахматистов и спецслужбы.

В чем суть этого упражнения : нужно купить 10 одинаковых "костей", по размеру и цвету, взять для начала 3, потрясти в руках (или не в руках), положить на стол, поднять руку на доли секунды и снова накрыть, так чтобы вы увидели все 3 "кости", сказать, какие цифры выпали и примерное расположение кубиков. Постепенно количество костей увеличивать, попытаться довести до 10. Когда станет легко, можно заменить часть костей на другие, другого размера и цвета. Со временем стоит менять предметы, например, попытаться проделать такое с рисовой крупой. Упражнение повторять ежедневно по 15 минут. Это моё любимое упражнение, действует отлично!

Методика Монтессори

Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори-педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Методики развития памяти

Общеизвестно, что повторение – мать учения. Но даже, если повторить параграф 20 раз подряд, то наутро можно убедиться, что не все обстоит так благополучно с запоминанием как хотелось бы. Психологи установили, что через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день—34%, через месяц—21%. С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй раз—через полчаса, третий раз—через день, а четвертый раз—через 2-3 недели.

Лекарственных средств (ЛС), улучшающих память и концертрацию внимания очень много, поэтому без знания конкретной ситуации, т.е. причины, вызвавшей данную проблему, дать конкретные рекомендации нельзя.

Тем, не менее, ЛС этого классса существуют, их называют ноотропные средства или метаболические церебропротекторы, при этом они разделяются на несколько групп:

1. Классические ноотропы - препараты, которые по своей химической структуре идентичны или близки к основному медиатору торможения - гамма-аминомасляной кислоте. Например, гамма-аминомасляная кислота (аминолон), пирацетам (ноотропил), кальциевая соль гамма-оксимасляной (нейробутал), бета-фенил-ГАМК (фенибут). Все эти ЛС, за исключением фенибута, который является агонистом, т.е. веществом непосредственно активирующим рецепторы гамма-аминомасляной кислоты подтипа Б, нормализуют энергетический метаболизм мозга, что и проявляется улучшением памяти, концентрации внимания и познавательных функций как у больных (например, после перенесенного инсульта, при тяжелом атероскрезозе мозговых сосудов, у детей с психоорганическим синдромом и т.д.), так и у здоровых людей в условиях чрезмерных психологических перегрузок. При этом выделяют "медленный", т.е. сообственно ноотропный эффект, которые развивается не менее, чем через 3-4 недели ежедневного приема, и "быстрый" кормпоненты, которые проявляются либо "психостимулирующим" эффектов (пирацетам), либо транквилизирующим (фенибут) эффектами, что может сопровождаться соответствующими побочными эффектами: бессоница, тревога, психомоторное возбуждение (пирацетам), гиперседация, дневная сонливость (фенибут).

2. Субстраты энергетического обмена - глутаминовая кислота (в чистом виде, либо в составе таких поливитаминных препаратов как глутамевит), янтарная кислота. Для таких химически синтезированныхъ эндогенных веществ характерно быстрое развитие как основного эффекта, так и толерантности (снижение эффекта препарата в используемой дозе). Поэтому в отличии от классических ноотропов их необходимо принимать короткими (7-10 дней) курсами с последующим перерывом (5-7 дней).

3. Фито (растительные) препараты: алкалоиды гинго билоба (танаканЮ билобил), винко минор (виноцептин, кавинтон), спорыньи (вермион, ницерголин).

4. Истинные мнемотропы: препараты, которые не оказывают прямого влияния на мозговой метаболизм, но за счет активации процессов холлинергической передачи в мозге (напоминающий эффект никотина), непосредственно стимулируют процессы памяти и концентрации внимания: галантамин (реминил), ривастигмин (экселон). Роказаниями для их применения является болезнь Альцгеймера и деменции (нарушения памяти) иного генеза).

Спектр побочных эффектов у препаратов разных групп существенно отличается, но соотношение польза/риск в пользу фармакотерапии.

Грудной ребенок, который чувствует, что мать покинула его, ощу­щает мучительный, непереносимый страх и отчаяние, незнакомые взрослым людям. При этом безразлично, кричит ли ребенок или ведет себя спокойно. Дикие животные никогда не оставляют своих детенышей в одиночестве. Поэтому в их чрезвычайно восприимчивом мозгу не происходит увядания сети дендритов и нейритов и клетки мозга и нервов не переводятся в экономный режим, чтобы просто выжить. Потреб­ность клеток мозга и нервов в питательных веществах и гормонах по­стоянно меняется. Поскольку типичные гормоны и пептиды счастья и любви, такие как норадреналин, допамин, или бета-эндорфин, очень редки и организм ждет их с большим нетерпением, уровень их потреб­ления программируется на всю жизнь. По этой причине люди, которые в раннем детстве ощущали дефицит любви, внимания и заботы, став взрослыми, чувствуют значительно большую потребность в любви. Любовь и забота стимулируют дополнительную выработку таких гор­монов, как норадреналин и бета-эндорфин. А это возможно только с помощью витаминов. Точно так же не обойтись без витаминов и в их передаче сигнала по нервной системе.

Мнемотехника детям

Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Также термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.

Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.

Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей. Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти. Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление. Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.

Жан Пиаже предложил и неоднократно возвращался к стадиям развития интеллекта у ребёнка, поэтому я привожу этот текст в виде реферата: «В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и стадии интеллектуального развития. Период сенсомоторного интеллекта - на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы. Позволяют выполнять прямые и обратные внешние действия с предметами и частично выходить за пределы «перцептивного поля» .

Успех любит решительных людей и волевые поступки. Ясный разум и хорошая память вот главные качества любого успешного человека. Однако неотъемлемая часть жизни любого из нас — усталость, которая иной раз лишает возможности действовать согласно ситуации. Она отнимает драгоценные силы, которые можно потратить с пользой для собственного дела. Начните диктовать усталости свои правила, не позволяйте ей стать вашим постоянным спутником.

Развитие памяти и внимания

Эйдети́зм (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид; также «фотографическая память») — особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы по иным руслам восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные и т. д.) В том или ином виде и степени эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается довольно редко. Среди тех, кто первым описал эйдетизм, — сербский учёный В. Урбанчич (1907). В 1920-х в Германии психологом Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма. В психологии — воспроизведение во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологическая основа эйдетических образов — остаточное возбуждение анализатора.

Самое парадоксальное в том, что мнемотехника это система позволяющая запоминать, но не позволяет улучшить память. Т.е. конечно память улучшается, поскольку в процессе освоения и применения мнемотехники запоминать и вспоминать всё-таки приходится. Но как уже говорилось - мнемотехника использует возможности возможности воображения, внимания, мышления. Поэтому не удивляйтесь если через некоторое время после начала занятий мнемотехникой вы обнаружите, что вам стало легче концентрироваться на текущей работе, вы стали более сообразительны, но при этом не заметили особых улучшений в обычной повседневной памяти, и для запоминания вам все равно придется выстраивать мысленные ассоциации.

Память эйдетическая - от греческого - вид, образ. Способность удерживать образы виденных предметов достаточно длительное время исключительно ярко и четко. Эйдетики продолжают видеть представление визуального образа некоторое время после того, как он удален. Чаще наблюдается у детей и подростков, художников и примитивных народов. (Из учебника)

Приемы развития памяти

Вследствие появления в школе новых предметов увеличивается количество информации, которую подросток должен запомнить, в том числе и механически. В связи с этим у школьников подросткового возраста часто возникают проблемы с памятью, возникают жалобы на плохую память. Но наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения, тренировки памяти.

Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

Подростка надо научить правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобиться в скором времени, то материал усваивается быстрее, помниться дольше, воспроизводиться точнее

Есть ряд мнемонических приемов, облегчающих запоминание. Есть и самоучители по тренировке памяти. Курсы тоже есть, но это в 90% случаев - кидалово. Самоучитель надежнее - по крайней мере, скачав руководство в интернете, денег вы потратите гораздо меньше, чем на курсах с неизвестным результатом

Проблемы с памятью начинаются, как правило, с мелочей: сначала из головы вылетают номера телефонов, записывать которые в книжку ранее не было необходимости, человек становится все более рассеянным, ему уже труднее запоминать важные даты, время назначенных встреч. Ключи, забытые дома, обиженные родственники, которых не поздравили вовремя с днем рождения, проблемы на работе – неприятности накапливаются, как снежный ком, и, наконец, человек понимает, что у него возникли серьезные проблемы с памятью.

Друге статьи: Как тренировать память ; Улучшение памяти ; Как тренировать память ; Витамины для памяти ;




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;