Развитие мелкой моторики детей | Обучение грамоте дошкольников | По слогам | Бегло читаем | Начало |

Игры на развитие мелкой моторики и речи

История развития человечества доказывает то, что движение руки, пальцев, очень тесно связано с речью. Самой первой формой общения первобытных людей были жесты. В наше время тоже специалисты отмечают большую роль которая играет мелкая моторика на развитие речи и мышления малыша.

Работу по развитию мелкой моторики надо начинать как можно раньше. Например совсем маленьким можно делать массаж пальчиков. А для ребятишек более старшего возраста можно предложить уже различные игры и упражнения для развития мелкой моторики.
«Цветок распустился»

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые

Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Они распускаются

Быстро, как в сказке.

(3. Александрова).

«Паучок»

Паучок плетет, плетет паутинку свою,

паутинка хоть тонка, крепко держит мотылька.

Паутинка рвется, мотылек смеется

«Паучок - 2»

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

паучка на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

паучок пошел опять,

а за ним пошли все детки, чтобы погулять по ветке.

«Ладушки»

Ладушки, ладушки,

пекла баба оладушки,

маслом поливала,

детушкам давала:

Маше два, и Дане два. Диме два и маме два.

«Улитка».

Пальчиковая игра с правильными движениями. Правда, она не дает правильных знаний об улитках, но, строго говоря, от пальчиковых игр этого и не требуется.

Улитка-улитка, Отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы! Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.

Улитка-улитка, пошли гулять! На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).

- Поползли, поползли, поползли… «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.

- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

«Гусеница»

1. Гусеница, гусеница, Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)

2. Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки

3. По травинкам ползает, То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»

4. Кушает листочки: И по другой стороне обратно.

5. Ам!

Ам!

Ам!

Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.

6. Поела – Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются

7. Спать захотела. … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.

8. Проснулась – Постепенно расправляем ладони…

9. Бабочкой обернулась! Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.

10. Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

Логопедическая пальчиковая игра

Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).

Укусил его комарик.

Лопнул шарик не беда -

новый шар надую я.


Развитие мелкой моторики у детей

Моторика

Раннее обучение дошкольников - избранные игры и тренинги


Говорящая книга
(обучение чтению)


Складовой пазл
(обучение чтению)


Запоминание слогов

(запоминание букв)


Найди зашифрованное слово

(обучение чтению)


Расставь склады по местам
(обучение чтению)


Найди лишние склады в слове

(запоминание букв)


Домашний логопед
(постановка звуков)


Алфавитные раскраски


какое слово зашифровано?