Развитие мелкой моторики детей | Обучение грамоте дошкольников | По слогам | Бегло читаем | Начало |

Комплекс пальчиковой гимнастики

С какого возраста рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой? Для развития мелкой моторики были разработаны в игровой форме различные пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика очень важна для малышей, для их, прежде всего, умственного развития. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком пальчиковыми играми, пальчиковой гимнастикой, тем раньше ребенок начнет говорить. Также развитие мелкой моторики влияет на развитие внимание, памяти, мышления ребенка.

Пальчиковые игры для детей с 3 месяцев

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя.

С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.) одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Пальчиковые игры для детей с 1,5 года

Начиная с полутора лет активно используют более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учат играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы.

Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

Пальчиковые игры для детей от 6 до 6 лет

С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».

У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Пальчиковые игры для детей

Примеры пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

«Сорока»

Сорока, сорока,

(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой)

Где была? Далеко?

Кашу варила, деток кормила:

Этому дала,

(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки).

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

«Сорока-белобока»

(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.)

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашу варила, на порог скакала,

Гостей созывала.

Гости на двор – кашу на стол.

Этому дала на тарелочке,

(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.)

Этому дала на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому не дала:

(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.)

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

«Идет коза рогатая»

(Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.)

Идет коза бодатая,

Ножками - топ-топ!

(Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.)

Глазками - хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

(Хлопают в ладоши.)

Того коза забодает, забодает.

«Ладушки»

Ладушки, ладушки

(Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.)

Где были? У бабушки.

Что ели – кашку, что пили – бражку,

Бражка сладенька,

Кашка масленька,

Ложка маленька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шшшу – полетели, полетели

На головку сели.

«Оладушки»

Бабушка, бабушка

(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.)

Испекла оладушки.

Один Машеньке,

Один Коленьке…

И т.д., перечисляя всех детей.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Хлопают в ладоши.)

Пальчиковые игры для детей среднего возраста

«Прятки»

В прятки пальчики играли

(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

«Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

(Поднимают большой палец вертикально.)

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

«Фонарики»

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!

(пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!

(пальцы сжать)

Упражнение выполнять несколько раз.

«Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

(Дети показывают большие пальцы на обеих руках.)

С этим братцем в лес ходил.

(Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.)

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.


Развитие мелкой моторики у детей

Моторика

Раннее обучение дошкольников - избранные игры и тренинги


Говорящая книга
(обучение чтению)


Складовой пазл
(обучение чтению)


Запоминание слогов

(запоминание букв)


Найди зашифрованное слово

(обучение чтению)


Расставь склады по местам
(обучение чтению)


Найди лишние склады в слове

(запоминание букв)


Домашний логопед
(постановка звуков)


Алфавитные раскраски


какое слово зашифровано?