| Научить ребёнка читать! | 50 уроков по обучению чтению | Тренировка алфавита | Чтение по слогам | Бегло читаем |

Обучение навыкам звуко-слогового анализа и синтеза

Ехлакова Ольга Владимировна, учитель-логопед

Разработка новых методических приемов нацелена на повышение эффективности обучения детей с ОНР звуковому и слоговому анализу и синтезу, на максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка.

Мной были поставлены следующие задачи:

  • Внедрить в систему работы методические приемы, позволяющие повысить мотивационную готовность детей к обучению.
  • Разработать дидактические пособия, способствующие комплексному решению коррекциооно- развивающих задач с учетом структуры дефекта каждого ребенка.
  • Изготоивть и использовать в процессе обучения оригинальные наглядные пособия, способствующие осмыслению детьми фонематической системы русского языка

Взрослые, должны построить процесс обучения таким образом, чтобы грамота стала увлекательной сказкой. Первоначально сказки придумываются коллективно на логопедическом занятии. Например:

Сказка о звуке И

Жил-был звук И. Рот у этого интересного звука И всегда очень широко улыбался. Песни этого звука звучали игриво: «И, И, И». Звук И был гласным звуком и дружил с другими гласными звуками: А и У. Иногда они пели вместе веселые песенки: «АИ, ИА, ИУ, УИ».

Во дворе у звука И жил ИНДЮК. На клумбе росли ИРИСЫ. В гости часто заходил ИНДЕЕЦ, с ним звук И ИГРАЛ в ИНТЕРЕСНЫЕ ИГРЫ.

В подготовительной группе каждый ребенок является строителем своего «Замка Грамоты». На стенде помещается образец замка, а детям разъясняется, что каждый из них сможет построить свой замок, постепенно овладевая навыками звукового, слогового и языкового анализа и навыками чтения. Части замков в торжественной обстановке прикрепляются самими детьми, после завершения очередного этапа обучения. Например, части фундамента обозначают умения детей: анализировать и читать ряд из гласных звуков, анализировать и читать обратный слог, определять позицию гласного звука в слове (начало, середина, конец). Помимо постепенного «строительства» замков дети украшают их наклейками, полученными на логопедических занятиях в качестве поощрения.

Повышению мотивационной готовности детей к обучению способствует использование в коррекционной работе приемов песочной игротерапии, которые предложены Т.Д.Зинкович-Евстигнеевой и Т.М.Грабенков «Практикум по креативной терапии» . Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние гипервозбудимых, склонных к агрессии детей .Применение в коррекционной работе игр с песком позволяет естественным образом будить фантазию детей, развивать воображение, побуждать к творчеству, при этом дети чувствуют себя более успешными.

Для применения в коррекционной работе приемов работы с песком необходимо наличие ящиков, на одну треть заполненных просеянным и прокаленным песком, наборы мелких игрушек, изображающих животных, людей, растения, транспорт, предметы быта. Для проведения игр на закрепление буквенных изображений необходимо иметь наборы пластмассовых или деревянных букв.

«Проложи дорожку»

При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки, спрятанные в песке, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом слове. Можно организовать поиск слов с определенной позицией звука в слове, с определенным количеством слогов.

Использовать песок эффективно с целью закрепления буквенных обозначений. Дети отыскивают в песке буквы и на ощупь угадывают их (вариант игры «Чудесный мешочек»). На поверхности песка дети могут лепить буквы, сгребая его ребрами ладоней, а затем преобразовывать одну букву в другую. Слова на песке можно писать сначала пальчиками, потом палочкой, держа ее как ручку. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок.

Приведем примеры «песочных игр»:

«Город одного звука»

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе и его жителях.

«Мой клад»

Ребенок зарывает в песок предмет и дает характеристику звукового и слогового состава слова. Когда другие дети отгадывают, дает инструкции, как найти спрятанную вещь, словами «правее», «левее», «прямо» и т.д.

На поверхности песка размещены несколько фигурок. Ребенку нужно по заданию логопеда начертить на поверхности песка дорожку, которая должна соединить слова, начинающиеся на один звук, или имеющие одинаковое количество слогов.

«Собери слово»

На поверхности песка в определенной последовательности логопедом размещены фигурки. Ребенок, объезжая их на грузовике «загружает» в кузов первые звуки слов, а после прохождения всего пути соединяет эти звуки в слово.

Дидактические пособия и оригинальные приемы работы

Эффективным приемом работы по обучению звуко - слоговому анализу является использование числового ряда. Наглядно – чувственная опора в виде подвижного набора цифр содействует формированию окулярно – ручной и слухо – произносительной координации, так как позвуковое проговаривание слов в этом случае осуществляется при постепенном достижении согласованных действий всех анализаторов, обеспечивающих процесс письма: последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова (И.Н.Садовникова). Работу с числовым рядом мы начинаем в старшей группе. Первоначально цифровой ряд представлен в виде числового коврика. Дети, анализируя, например, звуковой ряд из гласных звуков, берут символ звука и садятся на соответствующее поле с цифрой. При индивидуальной форме работы ребенок, шагая по цифровому коврику, называет звуки, услышанные им в определенной последовательности.

Аналогично проводится работа по развитию слогового анализа, последовательность слогов в слове соотносится детьми с последовательностью цифр в ряду.

В подготовительной группе числовой ряд используется на занятиях в виде набора цифр для каждого ребенка от одного до девяти. Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове четыре звука». Или дети, с опорой на цифровой ряд, находят место определенного звука в слове, дают его характеристику, называют предыдущий и последующий звуки.

На логопедических занятиях и в ходе совместной деятельности детей с воспитателями мы используем многофункциональную игру «Почтальон».

Перед ребенком или группой детей ставится условие, например, доставить почтовый конверт, идя по дорожке, которая соединяет домики, имеющие в названиях разные гласные звуки. На домиках изображены: КОТ, ДОМ, КИТ, СОК. Дети выполняют задание, определив гласные звуки в предложенных словах. Другие варианты задания:

  • слова должны начинаться на гласные (согласные) звуки;
  • слова должны заканчиваться на разные гласные (согласные) звуки;
  • слова должны иметь разное количество звуков (слогов) в своем составе;
  • слова должны начинаться (заканчиваться) на разные слоги;
  • слова должны иметь одинаковые (разные) гласные звуки в своем составе.

В подготовительной группе слова на домиках могут быть написаны.

Для активизации речеслухового внимания и памяти детей и закрепления символов звуков эффективно использовать игру «Будь внимателен!», попутно способствующую развитию фонематического восприятия.

Звуки, актуальные для конкретного занятия, зашифровываются определенным движением или позой тела. Движения ассоциативно связаны с символом звука. Например:

А – руки описывают большой круг, двигаясь сверху вниз;

О – руки, соединяясь, образуют овал;

У – ладони двух рук, соединяясь, образуют круг;

И – руки вытянуты в стороны;

Т – дети кулаком одной руки стучат о ладонь другой («молоток»);

К – дети указательным пальцем одной руки ударяют о ладонь другой («каблук»);

М – дети указательными пальцами двух рук, приставленных к голове, изображают рога («корова»);

Н – ладонями прикрыть глаза (« Нонна ноет»).

Логопед произносит изолированные звуки, слоги, слова, а дети принимают соответствующие услышанному звуку позы или выполняют движения.

С целью закрепления умения детей соединять звуки в слоги и слова условными движениями логопед «зашифровывает» слог или слово. Перед детьми стоит задача разгадать слово, соединив звуки. В последствии зашифровывать слова могут сами дети.

В логопедической практике нередко встречаются дети, которые долго не могут запомнить буквенные обозначения. В логопедии разработано множество приемов работы по оказанию помощи таким детям (Р.И.Лалаева).

Интересной является форма работы по конструированию букв из самих детей. Группа детей, ложась на ковер, под руководством «проблемного» в этом плана ребенка, строят определенную букву, а затем могут преобразовать ее в другую.

Для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза нами используется авторское дидактическое пособие «Звуковой коврик».

Это пособие представляет собой сшитый из двойной полиэтиленовой пленки коврик размером 150?150 см, разделенный на 9 квадратов – карманов.

В карманы вставляются карточки (символы звуков, буквы) или картинки достаточно большого размера. Использование этого пособия позволяет параллельно развивать навыки пространственной ориентировки. Выполняя задания, направленные на развитие навыков звукового анализа и синтеза ребенок должен двигаться, изменять положение своего тела в пространстве. Эта возможность важна при работе с гиперактивными детьми.

Варианты дидактических игр с использованием пособия:

«Покажи дорогу»

В каждом квадрате размещаются символы звуков, либо буквы (второй год обучения). Ребенок стоит перед ковриком около нижнего левого квадрата. Задание: найти символ звука (букву), на который начинается определенное слово. Ребенок, найдя нужный символ, должен дойти до него, комментируя свой путь. Например: шаг вперед, два шага вправо, два шага вперед, это звук

И. Затем можно попросить ребенка найти другой символ и прокомментировать дорогу к нему, назвав следующее слово.

Слово может быть названо без первого звука, а ребенок, определив его покажет символ на коврике.

«Найди свой домик»

Содержимое квадратов тоже. Ребенок двигается по коврику, выполняя команды логопеда или другого ребенка. Остановившись, ребенок выполняет речевое задание. Например, придумать слова, с разной позицией звука, представленного на этом квадрате символом.

«Составь слово»

Ведущий называет слово. Ребенок должен сделать звуковой анализ этого слова и показать каждый звук на коврике определенной рукой или ногой. Например, в слове МАК первый звук (символ на коврике) показать правой рукой, второй звук показать правой ногой, последний звук – левой рукой.

Ребенок может самостоятельно загадывать и показывать символы звуков на коврике, а остальные участники игры угадывают слово, составив его из показанных звуков.

Дидактическое пособие «Звуковой коврик» используется и при закреплении и совершенствовании навыков слогового анализа и синтеза. Приемы работы аналогичны описанным выше.

Наглядные пособия.

На протяжении двух лет обучения на занятиях и в повседневной жизни детей присутствуют наглядные пособия, которые способствуют осмыслению детьми фонетической системы языка. Основным пособием являются «Домики звуков»

При знакомстве со звуками на логопедических занятиях дети отыскивают окошко нужного звука, опираясь на характеристику звука.

Для закрепления фонетических знаний на втором году обучения детям предлагаются следующие задания:

  1. Назвать все гласные звуки.
  2. Назвать гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
  3. Назвать звонкие согласные звуки.
  4. Назвать глухие согласные звуки.
  5. Назвать согласные звуки, которые не имеют мягких пар.
  6. Назвать всегда мягкие согласные звуки.
  7. Назвать парные звонкие и глухие согласные звуки.
  8. Назвать буквы, которые не обозначают звуков.
  9. Назвать соседей сверху, снизу, справа, слева у звука (…).
  10. Назвать звук, который живет справа (слева) от звука (…).
  11. Назвать звук, который живет сверху (снизу) от звука (…).
  12. Назвать звук, который живет между звуками (…).
  13. Прочитать слоги, которые получатся, если в гости к согласным звукам придет гласный звук (…).
  14. Покажи окошки звуков, которые составили слово (слог).

Использование в коррекционной работе данного пособия позволяет решать одновременно целый ряд коррекционных задач.

Литература

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. Зак А.З. Развитие навыков чтения и сопоставления слов у детей 6-8 лет.- М.: НПО «Перспектива»,1993.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.


Игры для раннего развития детей

Говорящие книги для дошкольников

Говорящие книги. Десятки разнообразных текстов для чтения детишками. Народные сказки, стихи детских поэтов, нравоучительные истории. Тексты для чтения по по слогам. Обучение происходит в легкой и игровой форме. Ребенок, если он не умеет еще читать, может нажимать на специальные пиктограммы и слушать как правильно произносятся слоги. Если же ребенок уже умеет немного читать, то данное приложение будет великолепной помощью в закреплении навыка чтения. Книжки для малышей, Книги для самых маленьких для самостоятельного чтения

Зайка (Агния Барто) | РепкаМячикМаршак (Рассеянный)Фиксики учат читать дошкольниковДетская азбука | Маша и медведь учат читатьМуха - цокотуха | Смешарики учат читать | Сказка Теремок |

Слоговая головоломка - пазл для ребёнка младше 5 лет

Детская головоломка для запоминания букв, а так же для обучения правильному произношению слогов (слогов).

Игра построена по типу головоломки, когда нужно немного напрячь мозги. Великолепная развивающая игра для дошкольников, которые еще не научились читать или уже могут разбирать буквы и слоги. Несколько уровней сложности. Например, можно выбрать для игры только трехбуквенные слова, например, РАК, РИС, СУП. Можно выбрать для игры слова, в которых уже расставлены по местам часть букв, например, расставлены по местам не парные буквы русского алфавита. Игра может использована в качестве великолепного дополнения к букварям Истоминой или к букварю Жуковой.

Игра может использоваться в качестве логопедического упражнения, если ребенок будет не просто молча переносить карточки, но при этом четко и ясно произносить слова, как это делает диктор.

Запоминание пиктограмм из методики "Игрового обучения чтению"

Эта игра является основой в методике обучения ребенка чтению с применением пиктограмм. Для дошкольника, который пока не имеет логического мышления гораздо проще научиться пользоваться визуальными подсказками, чем буквами. Это упражнение помогает ребенку освоить этот метод чтения.

После того, как пиктограммы освоены, ребенок с легкость сможет расшифровать подобные ребусы и сделать громадный шаг к тому чтобы научиться читать.

Какое слово зашифровано?

Ответ: БЕ -лка / ЛО-жка / БО-чка / КА-ктус

Казалось бы идет усложнение, но это на взгляд взрослого. Разбирать головоломки из букв для ребенка может быть гораздо более сложной задачей, чем для взрослого решать пазлы ... Помните, что это игра, а ребенок обучается играя. Не нужно малыша насиловать. Главная же задача родителя в том, чтобы сделать изображения букв и звуков более привычным для ребенка. Тем самым облегчить его переход из состояния непонимания значения букв в состояние "ага, я понял, что эти все буквы обозначают".

Найди зашифрованное слово

Игра, в которую нравится играть не только малышам, но и взрослым. В задачу игрока входит нахождение слова. Например, нужно найти слово О-ЛЕ-НЬ, как это показано на рисунке. Следует найти слово и каждый склад (слог) выделить мышкой. Более 50 заданий.
Игра позволяет научиться читать и выучить буквы русского алфавита, а так же научиться правильно произносить звуки русской речи. Великолепная онлайн игра, которая может использоваться как пазл или головоломка, а так же является одной из игр из серии раннего развития ребенка.

Обучение чтению проходит в легкой и непринужденной форме. Занятия могут проходить уже с 4х лет. К игре специально подобраны картинки, которые развивают визуальное и аудиальное мышление самых маленьких детей.

Расставь слоги по местам

Игра из методики раннего обучения детей чтению по слоговому методу. В отличие от подобных программ, дошкольник обучается чтению в игровой форме. Если ребенок не знает как звучит та или иная пиктограмма, он всегда может нажать на картинку и выслушать голос диктора.

Великолепное упражнения для постановки речи. Эта развивающая игра может использоваться для подготовки дошкольника к школе. Специально поставленный дикторский голос четко и ясно произносит звуки русской речи. Это великолепное логопедическое упражнение, которое позволяет научиться правильно произносить звуки русской речи.

Игра основана на том же принципе что и кубики Зайцева, Чаплыгина, Никитина.

Найди лишние буквы или слоги в слове

Головоломка из серии обучения детей чтению в игровой форме. На игровом поле появляется картинка, а игроку нужно составить из букв правильное слово. Игра развивает ассоциативное мышление, развивает воображение и поисковую активность малыша.

Если элемент мозаики найден верно, то мозаика прилепляется и дает волю для фантазии. Например, какое было слово зашифровано?

ЛУ-ШИ, ЛУ-БО, ЛУ-НА. Каждый раз следует проговаривать в уме слова, а это развивает как речевой аппарат, так и навык, который пригодится в будущем - научиться писать грамотно. В этой игре буквы русского алфавита учатся в легкой и непринужденной форме.

Какое слово зашифровано?

Иногда ребенок читает начало и конец слова и из этой информации делает вывод о том, какое слово он прочитал. Гадает ли ребенок при чтении? Вполне чтобы проверить эту загадку, была написана эта игра. Следует внимательно посмотреть на задание головоломки и прочитать варианты ответов.

Эта игра показывает буквы и звуки русского алфавита в картинках. Каждый звук озвучитвается приятным голосом. Игра для раннего развития ребенка.

Игра в буквы для малышей


Благодаря этой игре можно запомнить алфавит. Все что нужно ребенку, так это правильно найти места буквам. Сделать это довольно легко, потому что все слова в задании состоят из трех букв. Кроме того, диктор проговаривает задание и проговаривает каждую букву. Игра может использоваться для раннего обучения дошкольников или в качестве одной из игр на развитие логики и фонетической памяти.

Для лучшего усвоения материала, в эту игру ребенку лучше играть со взрослым. В этом случае, взрослый поймет какие буквы менее знакомы малышу и потом сосредоточит свое внимание на них. Методики обучения чтению состоят в том, чтобы ребенок эволюционным путем получил опыт общения с буквами и научился читать как бы самостоятельно. Благодаря этой игре ребенок может научиться читать тексты по буквам, а затем по слогам.

Слоговые шахматы

Кроссворды и головоломки, объединяющие принципы шахмат и обучения чтению. Новая методика обучения ребенка чтению предлагает проводить занятия в игровой форме. Чем меньше будет напряжения со стороны дошкольника при подготовке к школе, тем лучше.

Эта уникальная головоломка позволяет запоминать правила шахмат и обучаться чтению. Эта онлайн игра может использоваться для подготовки ребенка к школе.

Обучение детей чтению в игровой форме. Простые и понятные упражнения.

 

Прописи букв русского алфавита

Прописи для детишек 4-6 лет. Прописи разработаны с учетом психологического развития ребенка и его способностей к рисованию. Ребенок обводит прописи разными цветами создавая различные рисунки.

Прописи нужно давать ребенку одну за другой, не слишком настаивая на том, чтобы он делал все из под палки. За один раз ребенок может написать одну страницу. На следующий день - другую страницу. Такой способ обучения будет вызывать отторжения.

 

Домашний логопед - постановка звуков русской речи

Записывайте то, что проговаривает ребенок на микрофон.  После занятий прослушайте запись совместно. Поэтому, уроки должны быть короткими - такими, чтобы ребенок не только успел сказать слово, но и послушать себя, а потом повторить слово заново.

Это великолепное упражнение для занятия логопедической методикой развития речи для дошкольника. Заниматься данным упражнением можно в домашних условиях. Не нужно тратиться на логопедов. Достаточно тратить 3-10 минут в день  и вы через несколько недель увидите прогресс. Ваш ребенок, как бы непроизвольно начнет говорить букву Р,Л, Ж,Ш и многие другие звуки русской речи.

 

Алфавит - раскраски для детей

Предлагаем вам онлайн сервис изучения русского алфавита для детей. Принцип игр состоит в том, что для каждой буквы алфавита подобраны соответствующие картинки с изображениями предметов, животных, продуктов, растений и так далее.

Для каждой буквы название картинки начинается на эту букву, таким образом ребенок, называя слова и просматривая картинки, запоминает буквы. Нельзя сказать, что это игра, это скорее онлайн книга для изучения алфавита.

Онлайн упражнения на развитие памяти ребенка

Для того чтобы развить память у ребенка необходимо несколько минут в день. Лучше часто и понемногу, чем один раз и долго. При соблюдении этих условий уровень памяти дошкольника будет значительно улучшен. Тесты на память, онлайн игры на развитие музыкальной и визуальной памяти

Развитие навыка устного счета для детей - арифметика

Таблица умножения для детей, упражнения не развитие устного счета, запоминание последовательности чисел. Для самых маленьких детей - раскрасска чисел. Упражнения подобраны специально для детей 5-9 лет. Легкая игровая форма.

Развитие воображения у дошкольников - онлайн упражнения.

Отличное упражнение для отдыха и творческого развития. Работают совершенно иные центры мозга. Развитие мелкой моторики рук, развитие умения концентрироваться на деле, фантазия - все это решается при помощи творческого дорисовывания незаконченных картинок.
Не нужно портить бумагу. Все рисунки производятся онлайн.

Пошаговое рисование для детей

Поэтапное (пошаговое) рисование - упражнения для детей школьного и дошкольного возраста. Поэтапное рисование развивает мелкую моторику рук и пальцев. Известно, что речевой центр человека связан с моторным центром рук и пальцев, поэтому развивая пальцы и рисовательный навык, родитель так же развивает и способность выражать мысли через звук.

В данном разделе приведены простые упражнения на развитие рисования. Ни чего выдумывать не нужно, компьютер показывает как рисовать тот или иной рисунок, следует лишь повторить то же самое на бумаге.