Развитие мышления у детей

Детское мышление все время развивается, и проходит разные этапы своего развития. Жизнь дошкольника состоит из бесконечных "Почему", им интересно все.

Критическое мышление - это непредвзятое изучение предмета или проблемы.

Процесс начинается с определения того, что предстоит изучить.

Затем следует приступить к свободному выявлению фактов и рассмотрению вариантов и в конце перейти к основанному на фактах осмыслению.

Затем сравниваются побуждения, предубеждения и предрассудки как учащегося, так и специалистов, вырабатывается основа для собственного суждения.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

В сравнении со всеми другими явлениями человеческой психики мышление является наиболее скрытым и трудно доступном для изучения. В исследовании данного феномена отечественные и зарубежные психологи руководствуются принципом детерминизма, который определяется следующим образом: внешние причины действуют через внутренние условия. В отечественной психологии основное внимание было уделено исследованиям закономерностей мыслительной деятельности. Особенно это касается теорий мышления Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.В. Петровского, О.К. Тихонова, Ж. Пиаже и т.д.


Перемешанные буквы

Восприятие букв

Запоминание чисел

Найди пару


Найди изменяющийся объект

Найди спрятанные объекты

Сколько чисел

Тренировка углового зрения

Расширение угла зрения

Деконцентрация

Найди спрятанные объекты

Таблица Шульте

Таблетки для внимания и памяти для детей

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов. Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

Развитие логического мышления у детей является очень важным. Во-первых, потому что все развитие идет из детства. Во-вторых, потому что то, как будет происходить развитие логического мышления у детей и с какого возраста, окажет влияние на обучение малыша в дальнейшем.

Логические детские игры помогают с ранних лет развивать мышление, желание экспериментировать, анализировать свои действия и их результат, делать верные выводы и учиться самостоятельно решать любые задачи. Осваивая логические детские игры, ваш ребенок делает большой шаг к пониманию основ математики, физики и других важных наук. В этом разделе можно бесплатно играть в логические игры для детей в онлайн режиме.

Развитие логического мышления у дошкольников

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Виды мышления. В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и не­сколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образное; 3) словесно-логическое; 4) абстрактно-логическое.

Каждый ребенок уже с самого раннего возраста пытается познать окружающий мир, сущность вещей, находить между ними связь, учится рассуждать, фантазировать и излагать свои мысли. Задача родителей – помочь ребенку развиваться и мыслить самостоятельно. Ну а чтобы процесс обучения и развития малыша приносил удовольствие, как малышу, так и родителям, педагоги рекомендуют воспользоваться специальными играми и упражнениями для развития мышления у детей. Однако прежде чем приступить к игре, давайте разберемся, какие этапы развития мышления проходит каждый ребенок.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Виды мышления

В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления. Каждый из них имеет свои особенности (теоретические или практические). Рассмотрим более подробно основные виды мышления:

Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;

Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами. Только так единство воли и мысли проявляется максимально в данном виде мышления;

Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения; Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.

Без образа нет искусства, даже и поэзии» , *Поэзия, как и проза, есть прежде всего и главным образом известный способ мышления и познания» . Поэзия есть особый способ мышления, а именно способ мышления образами; этот способ дает известную экономию умственных сил, «ощущенье относительной легкости процесса» , и рефлексом этой экономии является эстетическое чувство. «Без образа нет искусства» . « Любое Искусство — это мышление образами»

Мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т. п. Выполняя эти действия, ребенок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное. Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребенка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщенно. Первые детские обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство.

Развитие критического мышления

Глупый человек мыслит плоско и примитивно, не понимает сарказм, метафор, гипербол и аллегорий. Я допустим пошучу, что ВВП - величайший политик современности, а он верит.

Развитие внимания – с чего начать? Перед тем как преступить к непосредственному изучению этих методик, человеку, желающему развить свое внимание, небесполезно ознакомиться с терминологией, связанной с этой сферой. Есть два основных типа внимания: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание неподконтрольно человеку. Оно возникает чаще всего в ответ на какой-то внешний (звук, свет, движение) или внутренний (посторонняя мысль, эмоция) раздражитель. Непроизвольное внимание быстро переходит в произвольное. Оно отвлекает человека от предмета его размышлений. Произвольное внимание является результатом волевых усилий индивидуума, направленных на удержании своих мыслей на одной и той же теме.

Существует два основных направления деятельности, которые помогают развить внимание. Во-первых, это упражнения для разума. Они предназначены для тренировки мыслительных процессов, а также способности насильно их удерживать в рамках заданной тематики.

Друге статьи: Образное мышление детей ; Игры на логическое мышление для детей ; Тест на внимание ; Развитие мышления младших школьников ;




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;