Алфавит русский с нумерацией букв для обучения детей чтению буквами
В данной статье мы расскажем Вам об истории возникновения русского алфавита. О том как он создавался, какие реформации с ним происходили. Статья о том сколько же всего на самом деле, букв в русском алфавите. И как проходила борьба с так называемыми «лишними буквами». Как внешне менялись буквы русского алфавита.
Обучение детей буквам, слогам. Чтение для детей 3,4,5 лет
Ныне русский алфавит составляют 33 буквы, однако первоначально в кириллице буквенных символов было гораздо больше: взятый за основу греческий алфавит был дополнен буквами, призванными передавать специфические звуки славянской речи. При этом некоторые из букв славянской азбуки оказались дублетными: перенесённые из греческого алфавита «о» и «» служили обозначением разных звуков греческого языка, [о] краткого и [о] долгого, но в славянских языках эти звуки не различались; буквы (кси) и (пси) были дублетами буквосочетаний «кс» и «пс», поскольку предназначались для передачи частотных в греческом, но редких в славянском языке сочетаний [кс] и [пс] и т. д.
Борьба с «лишними» буквами происходила в истории русского письма на протяжении долгих веков. Часть из них была исключена из алфавита в результате реформ Петра I (1708-1710 гг.): по его замыслу русская азбука должна была измениться в своих начертаниях подобно тому, как и русскому человеку следовало отныне одеваться в платье иноземного покроя. Реформа коснулась не только внешнего облика букв, приблизив кириллицу к латинице: из алфавита были вычеркнуты (пси), (омега), (йотированное э), z (йотированное а), r, b и a (см. Юсы), ÿ (юс малый) заменен на «я», введены арабские цифры. Петровская реформа была продолжена распоряжением Российской Академии наук (1735), исключившей буквы (кси) и ς (зело).
Однако изменения «азбучной истины» не ограничивались только устранением избыточных букв: реформой 1735 г. были добавлены «э» и «й». Появление первой было встречено весьма неприветливо. А.П. Сумароков обозвал эту букву «уродом», а М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» отметил, что «вновь вымышленное или, справедливее сказать, старое «е», на другую сторону обороченное, в российском языке не нужно, ибо <…> ежели для иностранных выговоров вымышлять новые буквы, то будет наша азбука с китайскую». В самом деле, «э» употребляется по преимуществу в заимствованных словах (из русских только в местоимениях и междометиях: этот, этакий, эхма, эвон, эге-ге…). Однако именно она помогает правильно читать такие, например, имена собственные, как Эврипид, Эвклид, Эрмитаж, в которых начальному [э] не предшествует [j], но Египет, Европа - с [э] йотированным, тогда как до появления «э» в нашем письме такое различение было невозможным.
Необходимость введения в славянский алфавит буквы «й» также не раз оспаривалась филологами. Еще в конце ХVII в. хорватский учёный Юрий Крижанич заметил, что «ь» и «й» никогда не употребляются в одинаковых позициях («ь» возможна лишь после согласных, а «й» лишь после гласных), и потому предложил использовать только «ь» и писать краь, стоь, пеьте и т. п. Три века спустя с Крижаничем согласился и Р. Якобсон, отмечавший, что при замене «й» на «ь» ненужной сделалась бы и буква «ё», так как написание льот позволило бы прочесть как мягкий звук [л], так и йотированное [о].
Обучение буквам дошкольников в игровой форме (детей 4-6 лет)
Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух. Запоминать буквы, слоги, научиться читать и разбирать слова
Бесплатные онлайн игры по обучению чтению
Обучение чтению онлайн тренажёрами лучше всего проводить в игровой форме, ведь дети не понимают того, что от них хотят взрослые. У детей как правило, слабо развита оперативная память и еще не отработан навык произнесения звуков, поэтому, взрослый должен всегда в случаях, когда у малыша возникают затруднения помогать ему. Составляйте вместе слова из складов по 5-10 минут в день.
Чтение слов по складам для малышей - обучение буквам
Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу детишки поймут как из букв складываются слова
Бесплатные онлайн игры по обучению чтению
Обучение чтению онлайн тренажёрами лучше всего проводить в игровой форме, ведь дети не понимают того, что от них хотят взрослые. У детей как правило, слабо развита оперативная память и еще не отработан навык произнесения звуков, поэтому, взрослый должен всегда в случаях, когда у малыша возникают затруднения помогать ему. Составляйте вместе слова из складов по 5-10 минут в день.
Беглое чтение для детей 4-6 лет
Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.
Новая гражданская азбука была узаконена Академией наук в 1758 г. и передана в руководство типографии для набора и издания светских (не церковных) книг. И с тех пор в русском алфавите появилась лишь одна новая буква – «ё», введенная в типографскую практику Н.М. Карамзиным, который в 1797 году, при издании второй «книжки» «Аонид», единожды употребил графему «ё» в слове слёзы, рифмующемся с розы, и сопроводил такое нововведение следующим примечанием: «Буква е съ двумя точками на верьху замняетъ їô».
К началу XIX в. в гражданскую азбуку входило 37 знаков, но среди них все еще оставались дублетные буквы (см. И десятиричное, Ижица, Ять, Фита), которые были исключены из алфавита лишь реформой орфографии 1917–1918 гг.
Вопрос о реформировании русского письма занимал умы многих ученых и литераторов. Так, М.В. Ломоносов написал юмористический «Суд российских письмен…», в котором Грамматика выносит на суд Разума и Обычая «великие распри о получении разных важных мест и достоинств», творящиеся между русскими буквами: Аз жалуется на Он, Ять возмущается поведением Е, все буквы осуждают Ер и т. д. При этом каждая «представляет свое преимущество. Иные хвалятся своим пригожим видом, некоторые приятным голосом, иные своими патронами, а почти все старинною своею фамилиею».
Писатели иронизировали над «грамотеями», которые весьма вольно обращаются с правилами орфографии: «Никто не мудрствует так лукаво, как вывесочные грамотеи. По темному понятию, неясному слуху, они знают, что где-то ставится и где-то Е, в одном месте вставляется Ъ, а в другом не вставляется, одна речь отделяется запятою, а другая точкою. Посмотрите же… где они ставят точки, запятые, Ь, Е и Ъ? ВЪХОТЪ.ВТРАХЪТIРЪ. Скажите, не лучше было бы, чтоб они не знали ничего о и Е, о Ъ и Ь?» (М.Н. Погодин).
Другие, находя русское правописание «отменно затруднительным», предлагали исключить из состава алфавита лишние буквы: не только дублетные , , , , но и ъ (ибо на конце слов после твердых согласных эта буква не нужна, а в качестве разделительного твердого знака можно использовать «паерок», то есть апостроф), и ь (предлагая обозначать мягкость согласной двоеточием над ней), и щ (поскольку передаваемый им звук можно обозначать буквосочетанием «шч»). Советовали сократить число букв для обозначения гласных (используя надстрочные знаки v или " над а, э, и, о, у, ы в тех случаях, когда эти буквы передают йотированные звуки). Сокращение числа букв, по мнению авторов подобных проектов, служило бы педагогическим целям, ибо «к чему затруднять доступ к благодетельному источнику изъяснять свои мысли посредством знаков?».
Третьи замечали, что «нам еще грех пожаловаться на свою азбуку: какова французская, английская?». И кроме того, «людей не переучишь. Русский народ привык к , Э, , Ъ, Ь, Щ и скорее согласится спорить без конца о том, где которую из сих букв ставить должно, но не захочет выкинуть их из азбуки» (Н.А. Полевой).
Четвертые считали недостатком русского алфавита бессистемное расположение букв (что, впрочем, присутствует и в других алфавитах), и полагали, что «первою задачей должно быть приведение букв азбуки в правильный порядок, основанный на свойстве изображаемых ими звуков» (Я.К. Грот). В одном из таких проектов «первыми в азбучном порядке» предлагалось поставить гласные буквы, согласные же расположить «по порядку клавишей произношения, то есть: губные сжатые, отверстые, зубные, поднебные и гортанные»: А. Е. И. О. У. – Б. П. М. – В. Ф. – З. С. Ц. Л. – Н. Ж. Ш. Ч. Р. – Д. Т. – Г. К. X. (В.Г. Анастасевич).
Пятые же, напротив, настаивали на том, что последовательность букв в русской азбуке, как и в любой другой, имеет символический смысл, а сами имена букв составляют связный текст, например: «Аз Буквы Ведый. Глагол Добро Есть Зело! Земля И Иже (на ней) Люди! Мыслите: Наш Он Покой! Рцы Слово Твердо. <...> Далее идут по дошедшей до нас азбуке слова без смысла: Ук, Ферт, Хер, которые может быть вставлены и после, без долгого умничанья, <...> но потом опять проглядывает смысл: От Цы Червь Ша Ща. Не окончание ли это какого глагола при воспоминании об отцах?». Вопросы о символическом значении названий и начертаний букв были в начале XIX в. одними из самых модных. Так, Д.А. Облеухов пытался доказать, что буквенные знаки различных языков – это «обезображенные следы простых первоначальных образов, представлявших органы человеческого тела, а имена сих букв представляют отношения к именам сих же самых органов»: в латинском L он усматривал сходство с изображением носа, в М – начертание рта, в буквах древнееврейской азбуки находил подобие бороды, подбородка, пальца и т. п.
Алфавит русский игра
СимволНазвание аАзъ бБуки вВди гГлаголь дДобро еЕсть жЖивете зЗемля іі иИже кКако лЛюди мМыслете нНашъ оОнъ пПокой рРцы сСлово тТвердо уу фФертъ хХръ цЦы чЧервь шШа щЩа ъЕръ ыЕры ьЕрь Ять ээ юю яя ита ижица
Старославянский язык, будучи языком церкви на Руси, испытывал на себе влияние древнерусского языка. Это был старославянский язык русской редакции, так как включал в себя элементы живой восточнославянской речи. Таким образом, Русский алфавит произошёл от древнерусской кириллицы, которая была заимствована у болгарской кириллицы и получила распространение в Киевской Руси после принятия христианства (988г.) .
На тот момент в нём было, по-видимому, 43 буквы. Позже добавились 4 новые буквы, а 14 старых были в разное время исключены за ненадобностью, так как соответствующие звуки исчезли. Раньше всего исчезли йотированные юсы, затем большой юс, возвращавшийся в XV веке, но вновь исчезнувший в начале XVII века, и йотированное Е; остальные буквы, порой несколько меняя своё значение и форму, сохранились до наших дней в составе азбуки церковнославянского языка, которая долгое время ошибочно считалась тождественной с русской азбукой. Орфографические реформы второй половины XVII века (связанные с исправлением книг при патриархе Никоне) зафиксировали следующий набор букв: А, Б, В, Г, Д, Е (с орфографически отличным вариантом Є, который иногда считался отдельной буквой и ставился в азбуке на месте нынешнего Э, то есть после) , Ж, Ѕ, З, И (с орфографически отличным вариантом Й для звука [j], который отдельной буквой не считался) , І, К, Л, М, Н, О (в двух орфографически различавшихся начертаниях: узком и широком) , П, Р, С, Т, У (в двух орфографически различавшихся начертаниях: Ф, Х, (в двух орфографически различавшихся начертаниях: узком и широком, а также в составе лигатуры от, обычно считавшейся отдельной буквой) , Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ю, Я (в двух начертаниях: IA, которые иногда считались разными буквами, иногда же нет) . Иногда в азбуку (Алфавит русский) включались также большой юс и так называемый ик, хотя они звукового значения не имели и ни в одном слове не употреблялись.
В таком виде русская азбука (Алфавит русский) пребывала до реформ Петра I 1708 году. (а церковнославянская такова и поныне) , когда были ликвидированы надстрочные знаки (что между делом отменило букву Й) и упразднены многие дублетные буквы и буквы, использовавшиеся для записи чисел (что стало неактуальным после перехода на арабские цифры) .
Впоследствии некоторые упразднённые буквы алфавита русского восстанавливались и отменялись вновь. К 1917 году алфавит русский пришёл в 35-буквенном (официально; фактически букв было 37) составе: А, Б, В, Г, Д, Е, (Ё отдельной буквой не считалось) , Ж, З, И, (Й отдельной буквой не считалось) , І, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, , Э, Ю, Я. (Последняя буква алфавита русского формально числилась в алфавите русском, но де-факто её употребление сошло почти на нет, и она встречалась всего в нескольких словах) .
Последняя крупная реформа Алфавит русского была проведена в 1917 - 1918г. в её результате появился нынешний алфавит русский, состоящий из 33 букв. Этот алфавит русский также стал письменной основой большинства языков СССР, письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была заменена в годы советской власти
Алфавит русский смотреть
Русская буквица (русский алфавит) появился задолго до Кирилла и Мефодия. Каждая буквица в нём имеет своё значение, что позволяло понимать даже незнакомые слова. Кроме этого, буквицы имели числовое значение. Кирилл и Мефодий буквицы создали алфавит, который получил название кириллица. Всё их достижение - урезание буквиц с 49 до 45 и переименование пяти буквиц. В результате получился алфавит, на котором писались церковные книги и появился церковно-славянский язык. Петр 1 урезал это алфавит ещё на 4 буквицы. А доведение до современного состояния - чисто фонетической азбуки - произошло в 1918 году. Латинский алфавит фонетически не способен передать особенности русского языка. В славянских странах применение латинского алфавита привело к появлению добавочных знаков на латинских символах, иначе передать отдельные звуки было невозможно. Тем не менее, факт перехода на латиницу сказался на разговорной речи, и близкие русскому языки стали всё больше от него отдаляться. В России вопрос о переходе на латиницу поднимался не раз, со времён Петра и до настоящего времени. Если это произойдёт, то русский язык можно смело называть мёртвым.
Алфавит является последним явлением в истории письма. Этим названием обозначается ряд письменных знаков, расположенных в известном постоянном порядке и передающих приблизительно полно и точно все отдельные звуковые элементы, из которых составлен данный язык.
Алфавит русский стихи
Создателями славянской письменности являются Кирилл и Мефодий. Однако их вклад намного больше.Ведь Кирилл и Мефодий не просто изобрели алфавит для записи славянского языка и стали основателями самой письменности, но и перевели на славянский язык многие церковные книги.
Алфави́т (греч. ἀλφάβητος) — форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. В алфавите отдельные знаки — буквы — обозначают фонемы языка, хотя однозначное соответствие звук ↔ буква наблюдается редко и имеет обыкновение утрачиваться в процессе развития устного языка. Алфавит отличается от пиктографического (идеографического) письма, где знаки обозначают понятия (шумерская клинопись), и морфемного и логографического письма, где знаки обозначают отдельные морфемы (китайское письмо) или слова. Выделяются следующие разновидости алфавитов: Консонантно-вокалические алфавиты — буквы обозначают как гласные, так и согласные; Консонантные алфавиты — буквы обозначают только согласные, гласные могут обозначаться с помощью специальной системы диакритических знаков (огласовки); Слоговые алфавиты — буквы обозначают целые слоги, причём слоги с одинаковой согласной, но разными гласными могут обозначаться близкими знаками (т. н. абугиды, типа индийского письма), а могут быть совершенно разными (напр., кана); в узком смысле может не считаться алфавитом. Использование знаков для отдельных фонем ведёт к значительному упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. Также, порядок букв в алфавите является основой алфавитной сортировки. Относительная сложность фонетических систем различных языков обуславливает наличие алфавитов неодинакового размера. Согласно Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв — 72 — содержится в алфавите кхмерского языка, наименьшее — 12 (a, e, g, i, k, o, p, r, s, t, u, v) — в алфавите языка ротокас острова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея). Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). (Эта буква там обозначала другой, согласный звук, но современная «о» произошла от неё).
На самом деле, ь и ъ знаки- это буквы, так как мы их видим, пишем. В алфавит входят и буквы, и звуки. Эти буквы ( ь и ъ) очень важны, они являются неотъемлемой частью современного русского литературного языка ( СРЛЯ) , поэтому они стали частью алфавита.
Алфавит русский в картинках
Слово «алфавит» происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета.
Анекдот:
Дедушка, а ты был маленьким?
Был, внучек.
Ну и смеялись, наверное, ребята над твоей бородой и лысиной.
И кириллица и латиница это переделанные греческие буквы. Кто переделал греческий алфавит в латиницу я не знаю. А в кириллицу греческий алфавит переделали Кирилл и Мефодий. Поскольку они при этом больше внимания обращали на передачу звуков славянских языков, то и буквы получились иные чем в латинице.
1. Есть ряд звуков, характерных для славянских языков, для передачи которых латинский алфавит не имеет средств. К примеру, звук «ч»
2. Изобретение в 862 г. азбуки для всех славян приписывается св. Кириллу. Ранее славяне писали греческими буквами. Кирилл заимствовал из греческого алфавита 24 буквы, «а остальные сочинил нарочно» . «Сочинил» Кирилл еще 19 букв, так что в кириллице их стало целых 43. Помимо кириллицы у славян была еще одна азбука - глаголица. Но она имела ограниченное распространение в Западной Европе, у католических славян.
3. Кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуру славянских государств: Болгарии (а через её посредство - Руси и Сербии) , Чехии, Хорватии (в последней вплоть до новейшего времени сохранялась глаголическая письменная традиция).
Чтение по слогам;Обучение буквам русского алфавита;Простые тексты для чтения; Статьи на тему подготовки детей к школе; Логопедия для дошкольников;
Статьи по теме БУКВЫ
- Е. Буква русского алфавита. Бесплатные раздаточные материалы БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА
- Букварь Истомина обучаем детей букам русского алфавита в игровой форме
- З. Буква русского алфавита. Бесплатные раздаточные материалы БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА
- Транскрипция русских букв для детей 3, 4, 5 лет. Обучение чтению детей в игровой форме
- Алфавит онлайн для малышей. Буквы и обучение чтению для дошкольников
- Азбука онлайн для детей. Обучение детей чтению бесплатными играми и тренажерами
- Говорящий алфавит для малышей. Малыши изучают буквы онлайн