Первое, с чего следует начинать обучение чтению - это запоминание букв. Причем, принцип здесь очень прост - чем больше ребенок будет повторять как выглядят и звучат буквы, тем быстрее произойдет процесс запоминания.
Упражнения по поиску и запоминанию букв: Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 | Уровень 4 | Уровень 5 | Уровень 6 | Уровень 7 | Уровень 8 |
Хорошо зарекомендовали себя занятия, где ребенок подчеркивает или отмечает в тексте определенную букву. Это упражнение решает сразу несколько задач. Во первых, каждый раз, когда малыш отмечает букву, он слышит ее. Во вторых, при поиске букв, ребенок учится сосредотачиваться на задаче, а это очень важный навык.
Именно этот вариант изучения букв решается в предлагаемом Онлайн тренажёр (игра)е.
Суть проста - вы выбираете достаточный для занятий уровень сложности и дальше занимаетесь. Помните, что малыши быстро устают, и им достаточно 1-5 минут для того, чтобы устать. Исходя из этого и определяйте сложность и продолжительность занятий.
Это не единственное упражнение на сайте. Вы так же можете найти упражнения на распознание и запоминание складов. Обучение чтению по слогам и задания на увеличение скорости чтения. Одна из важных задач, которая стоит перед родителем и педагогом - это показать ребенку для чего же на самом деле нужны буквы, и как их можно использовать в жизни, то есть проще говоря, как читать взрослые читают буквы.
Детские конструкторы, головоломки, загадки, огромное множество книг с задачками на развитие внимания и памяти созданы точно с такой же целью.
Для русскоязычных детских садов и школ более характерно обучение послоговому чтению. Раньше это называлось: ПО СКЛАДАМ (от слова «складывать»). Это позволяет лучше усвоить фонетику и морфологию русского языка. Целесообразно отталкиваться от звукового состава слова, т. е. обучать ребенка анализировать звучащее слово: выделять составляющие его фонемы (звуки), и лишь затем переходить к графемам (буквам).
Совет 3. Не уподобляйте занятия школьным урокам. Весь процесс обучения раннему чтению стройте только на игровых приёмах! Но и они должны соответствовать возрасту. Знакомя ребёнка с буквами, находите их очертания и силуэты в знакомых предметах, игрушках. Не зацикливайтесь только на графическом изображении букв на кубиках и табличках. Ведь А можно найти и на автобусной остановке, и в строительных конструкциях. Буква Т похожа на антенну, столб, швабру. Втяните в процесс поиска буквамалыша. И тогда он наверняка заметит, что ворота в гараже похожи на букву П, а клюшка – на Г. Мамино обручальное кольцо – ну точь в точь буква О!
К настоящему времени появилось много дидактического материала и печатных пособий по раннему обучению чтению с помощью различных методик (методом целых слов, слоговым и буквенно-звуковым методами). Но, прежде всего, необходимо выяснить, когда, в каком возрасте обучение ребенка чтению будет целесообразнее и, главное, не принесет ему вреда.
Субкортикальные слои (нижний – первый этаж мозга) формируются до 5 лет. Ранняя нагрузка корки (кортикальных слоев мозга – верхнего этажа), неизбежная при обучении чтению, письму, счету приводит к задержке формирования этих слоев, и они остаются недосформированными. Такой ребенок на фоне высоких достижений в области математики, литературы и т.п. покажет несформированность элементарных двигательных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и т.п.). Чтобы такие двигательные навыки сформировались, они должны быть автоматизированы, а для этого многократно воспроизведены. При опережающем обучении и, следовательно, опережающем развитии передних отделов мозга указанные автоматизмы не закрепляются. То есть такой ребенок, образно говоря, будет зачитывать энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту. Поэтому нейропсихологи не рекомендуют слишком раннего, а именно до 4,5 лет обучения ребенка знакам, в том числе и буквам, так как это может привести к искажению нормального развития ребенка и формированию минимальной мозговой дисфункции (ММД).
чаще всего родителям хочется научить тому, что нужно уметь деткам более старшего возраста, и прежде всего это относится к умению читать. Родители не всегда подкованы в этом вопросе, и задача педагога детского центра или психолога, логопеда часто сводится к разъяснительной работе о том, чему нужно учить малыша сейчас, а чему — нет. Кстати, широко распространенный миф о том, что «после трех уже поздно» вынуждает многих педагогов, хочешь-не хочешь, учить малышей тому, что для них пока не актуально, а значит – бессмысленно. Важно помнить, что для ребеночка до 3 лет умение читать гораздо менее актуально, чем умение застегивать пуговицы. Даже если кроху удастся научить ряду уникальных для его возраста навыков (беглому чтению, счету, английскому языку, игре на скрипке), то родители должны быть готовы к тому, что получат в довесок невротизацию ребенка. Не случайно в нашей стране так много детских психологов.
При раннем обучении чтению:
При стандартном подходе:
Сегодня его идеи по поводу обучения детей чтению находят воплощение в системе раннего развития ребенка американского ученого нейрофизиолога Глена Домана. Цель занятий по методике Домана − познакомить ребенка с тысячами ясных, точных, интересных фактов. Эти факты, подобно компьютерной программе, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. Честно говоря, эта методика не очень прельщает меня, потому что ее автор сравнивает малыша с компьютером и досадует, что «компьютер мы аккуратно и точно начиняем данными, а мозг ребенка засоряем неточной, путанной информацией!»
Заниматься обучением с ребенком по этой системе можно начинать уже с 2 лет, но т.к. учебный материал в данной методике – это кубики, то можно заинтересовать ими ребенка и младше. В чем смысл данного метода? Дети все схватывают намного быстрее, когда преподносишь им информацию в игровой форме. Поэтому Зайцев придумал сделать кубики, которые были бы разными по размерам, цветам, звукам (разное звучание получается за счет разных наполнителей). Казалось бы – ничего особенного, но именно эти различия между кубиками с буквами помогают ребенку прочувствовать разницу всех звуков, позволяя избавить себя от ненужной в данный момент информации о твердости, гласности, согласности и прочем.
Хорошо готовит к чтению звуковая культура речи. Играя с малышом, выделяйте голосом первый звук в слове. Если малыш достаточно хорошо разговаривает и может произнести большую часть звуков родного языка, предложите ему назвать первый звук. Разумеется, звуки должны быть те, которые малыш способен произнести правильно. Например: «Ссстол» – что стоит в начале? «Ссс» А «ссстул» с чего начинается? Тоже «с» – «ссстул».
Малыш быстро запомнит алфавит только в том случае, если обучение будет проходить в виде интересной и веселой игры. Занятие, проводимые до четырех лет должны быть короткими, но частыми, длительность обучения ребенка алфавиту после четырех лет можно гораздо увеличить, но форма игры должна оставаться. Именно в таком случае можно достичь желаемого результата.
Существует огромное количество специальных методик, начиная с детских раскрасок, в которых ребёнок раскрашивает различные буквы алфавита и изучает их, и заканчивая компьютерными онлайн-азбуками, загруженными тренажёр ми в IPade.
Самое лучшее средство научить ребёнка азбуке, это пробудить в нём любопытство к буквам. Если ребёнок заинтересуется, если он будет с искренней радостью играть в игры, связанные с буквами, которые вы ему дадите, то успех в изучении алфавита обязательно придёт. Важно знать, что если ребёнок не созрел для изучения алфавита, если ему это неинтересно, дискомфортно, он не хочет ни играть в игры с буквами, ни изучать их, то лучше подождать какое-то время и попробовать изучать буквы позже. Вполне возможно, через некоторое время, это станет ему интересно.
Изложенные выше приемы относятся к звуковому аналитико-синтетическому методу обучения чтению. "Буква И после согласного обозначает его мягкость, значит, в сочетанииВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". Примерно так выглядит цепочка умозаключения при чтении слога посредством звуко-буквенного анализа. А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста, которые благодаря высокой организации аналитико-синтетического мышления способны успешно освоить чтение таким образом. Но для большинства детей этот способ слишком трудный. Он не соответствует возрастной организации познавательной деятельности. Даже при использовании вспомогательных приемов, изложенных выше, чтение по звуковому аналитико-синтетическому методу дети пока еще освоить не могут, или же формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы (заниженная самооценка, протестные реакции, замедление развития познавательных процессов, свойственных данному возрасту).
Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать Слоговой домик, который будет "строить" сам ребенок по мере изучения слогов-слияний. Для его изготовления потребуется большой лист бумаги (ватман, обои), фломастеры или краски, клей и цветная бумага или картон. На большом листе бумаги нужно изобразить "каркас" дома: внизу по горизонтали напишите гласные буквы (можно изобразить их в арках-подъездах), по вертикали снизу вверх напишите согласные буквы в том порядке, который предлагает ваша азбука или букварь (интереснее будет, если согласные буквы будут "стоять на балкончиках"). Каркас готов. Теперь на отдельных листочках бумаги - "кирпичиках" - напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого "кирпичика" в доме (по горизонтали - "этаж", по вертикали - "подъезд"), приклейте слог на его место. Теперь можно после занятий с группой слогов вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ребенок будет видеть свои успехи в освоении чтения. Фактически Слоговой домик - аналог таблицы для чтения по методике Зайцева. Но в этом варианте перед глазами ребенка будут только те слоги, которые он уже начал осваивать, а порядок слогов определяете вы сами (по своему усмотрению или по порядку появления букв в азбуке).
Конечно, карапуз 4-5 лет выучит все буквы намного быстрее, чем двух или трехлетний малыш, который быстро утрачивает интерес к занятиям и быстро все забывает. Это приводит родителей к мысли о нецелесообразности такой работы. Но при раннем обучении буквы совершенно естественно войдут в жизнь вашего ребенка.
Есть множество методик в помощь родителям. Выбирайте ту, что ближе вам и ребенку. Рассмотрим самые популярные из них. Методика Елены Бахтиной построена на ассоциациях. Основной инструмент обучения – книга «Букварь для малышей от двух до пяти». На каждой страничке – одна буква и пояснения для родителей мелким шрифтом. Кроме того, имеются страницы с такими же буквами, которые нужно вырезать и наклеить на плотный картон. Получается, что с буквами можно играть. Они становятся друзьями. У буквы Г клювик и красные лапки, у буквы З – мягкие пушистые заячьи уши, Д выполнена в виде домика, а буква Я вся в конфетах (какой малыш не любит конфет?).
И вот однажды на стене в детской появляется красочный плакат с буквами. Сейчас можно купить и «говорящие» плакаты для изучения алфавита. С таким плакатом ребенок может заниматься сам, ведь достаточно дотронуться до той или иной буквы и волшебный плакат ее назовет и произнесет соответствующее слово.
Обучение ребенка буквам может превратиться в захватывающее приключение, если родители подойдут к этой задаче творчески. Тогда, помимо того, что буквы будут выучены, а первые шаги к чтению сделаны, вы получите еще один не менее, а может быть, и более важный результат – малыш придет к выводу, что учиться очень здорово и интересно!
Мотивация – неотъемлемая часть процесса обучения. Объясните, что буквы составляют важную часть человеческой жизни. Покажите ребенку в качестве подтверждения клавиатуру компьютера, сотового телефона, название улицы на указателе. Совет: для маленького ребенка сочините сказку о зайчике, который хотел пойти в магазин, но не умел читать, не смог найти нужное ему место и поэтому попал в ряд смешных ситуаций, а потом решил пойти в школу, чтобы научиться читать.
В развитии ребенка выделяют период, наиболее благоприятный для получения новых способностей и умений, их усвоению и расширению. В психологии этот период называют сензитивным. Возраст от пяти с половиной лет до семи с половиной считается именно таким периодом, благоприятно воздействующим на запоминание и изучение букв и грамоты. В основном к пяти годам ребенок уже умеет хорошо говорить, правильно слышать и понимать слова и их значения. Так же в этом возрасте он обычно больше заинтересован в умении читать, как это делают старшие. Именно по этой причине разработано много методических материалов, которые поясняют, как правильно учить ребенка буквам с возраста от четырех с половиной лет. Но это вовсе не значит, что в более раннем возрасте этого делать нельзя.
Когда ребенок достигает шестилетнего возраста, многие родители начинают бить тревогу из-за того, что малыш до сих пор не знает алфавит. Это глупости. Шесть лет – это самый благоприятный возраст для быстрого освоения и запоминания новой информации. Так, к примеру, на то, чтобы трехлетний малыш запомнил алфавит, у вас уйдет около года (а то и больше), то шестилетний справится всего за пару недель. Да и сам процесс познания и запоминания будет уже полностью осмысленным: ребенок будет понимать, что означают слова и о чем вообще он читает. Приобретите для своего малыша все необходимое и ежедневно занимайтесь с ним.
Можно алфавит записать на диктофон, включать его ребенку, но таким образом, чтобы он повторял буквы.
Справедливости ради нужно заметить, что с ребенком старшего дошкольного возраста алфавит и буквы можно выучить гораздо быстрее, чем с карапузом первых двух-трех лет жизни. Поэтому многие родители думают о том, что игра не стоит свеч. С другой стороны, при раннем обучении буквы входят в жизнь ребенка совершенно естественно, то есть он одновременно учит, «что эта птица называется утка, а эта буква – А». И если подходить к процессу обучения без фанатизма, стараясь все преподносить в игровой форме, то малышу станет интересно все, что связано с буквами и, в последующем, чтением.
Слово Азбука произошло от названия первых двух букв славянского алфавита АЗ и БУКИ. Раньше в народе говорили: Азбука велика, а тридцать слов. Азбуку учат, во всю избу кричат. Азбука наука, а ребятам мука. Считается, что славянскую Азбуку составили св. апостолы Кирилл и Мефодий. Это было сделано по приказу византийского императора Михаила III, для перевода на славянские языки греческих религиозных текстов. В Болгарии при царе Борисе в 860 году открывается первая славянская книжная школа, где на славянской Азбуке переписываются богослужебные книги и оригинальные произведения на старославянском языке. Старославянская Азбука содержала 43 буквы, затем в ходе ряда реформ, начиная с Петра I и заканчивая крупной реформой русской письменности 1917-1918 годов, упростилась. Современная азбука содержит 33 буквы.
Повтор. Некоторые дети, дабы удостовериться, что слово прочитано правильно, возвращаются назад и перечитывают его снова.
Предложите ребенку водить буквы в гости друг к другу. Начните с гласных букв. Обратите внимание на то, что на карточках они должны быть красного цвета. Выложите букву А, начните рассказ: «Жила-была буква А. Она очень любила петь. Пела она: «Ааа-а-а-а». Спойте вместе с ребенком. «Однажды к ней пришла буква У, — выложите букву, — она тоже была певицей и пела «Ууу-у-у-у». Спойте. Договоритесь с малышом, что каждый из вас будет петь за одну из букв. Объявляйте: «Поет буква А (У)». Меняйтесь «песнями». Предложите петь друг за другом, чтобы услышать, что у вас получится (А-У, У-А). Обыграйте таким образом все гласные буквы. Приступая к изучению согласных, расскажите: петь они совсем не умеют, а только передразнивают разные звуки, например, буква Ж все время дразнит жука и говорит: «Ж-ж-ж-ж», буква Ф - ежика «Ф-ф-ф-ф», буква Ш все время просит говорить потише: «Ш-ш-ш» и т.д.
Чтение по слогам;Обучение буквам русского алфавита;Простые тексты для чтения; Статьи на тему подготовки детей к школе; Логопедия для дошкольников;