Замечено что дети дошкольного возраста, особенно те, у которых есть нарушения в речи, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам проведенной диагностики развития связанной речи у детей дошкольной возраста можно отметить следующие недостатки:
Рассказ состоит из отдельных элементов, не связанных с друг другом;
Уровень информативности рассказа или высказывания очень низкий.
Вы наверное замечали что большинство детей очень активно делится своими впечатлениями
от пережитых событий, но вот когда их просят пересказать, или сделать описание по
картинкам ребенка не всегда это хочет делать . Как правило это происходит из за
того что у него недостаточно знаний по данному вопросу, и поэтому он не может связно
оформить свою речь.
Существует один из способов планирования связной речи – это примем наглядного моделирования.
Какие возможности дает использования наглядного моделирования:
Где может быть использован прием наглядного моделирования? Он может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
Во время использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации. В качестве этих графических способов могут выступать любые символы, самого разнообразного характера:
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Ведь каждая геометрическая фигура на что то похожа, она также может быть похожа на тот предмет, объект о котором будет идти речь. Например – кружок похож на колобка, и треугольник зеленый на елочку. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п.
На других этапах дети выбирают заместители, уже без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются только на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Опыт работы с детьми, которые имеют нарушение в речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.