Самые простые виды высказывания связной речи:
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ - это умение выделить основные части услышанного текста, связать их
между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве
плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умения:
Начинаем с пересказа знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Курочка Ряба” и т.п. Делается это для того чтобы ребенок научился последовательно излагать сюжет сказки он использует наглядные модели сказки. Дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки. Логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки.
Элементами – заместителями могут быть картинки с изображением персонажей сказки, после этого эти заменяются символами- заместителями (силуэты или геометрические фигуры).
Большие трудности у детей возникают при составлении рассказа по сюжетной картинке. Рассказ по сюжетной картинке требует от ребенка умение выделять главных персонажей, проследить последовательность, взаимосвязь этих картинок, составить начало рассказа и его завершение(конец).
Как показывает практика дети по сюжетным картинкам просто перечисляют действующие лица и объекты картины.
Как преодолеть эти недостатки и сформировать навык рассказывания по картинке.
Работа делится на три этапа:
На этом этапе работы используются: пособие “Логико-малыш”, “Лимпопо”, “Оживи картинку”.
В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.
Когда ребенок овладеет навыком связного высказывания и пересказывания, можно будет включать творческие элементы. Ребенку можно предложить придумать начало или конец рассказа, или превратить рассказ в сказку, или изменить сюжетную линию, добавить новых героев, присвоить из новые качества.
Рассказы- описание тоже являются одним из видов связной речи. Данный вид особенно сложен для детей. На пейзажных картинах нет живых объектов. В данном случае элементами модели рассказа являются объекты природы.
Работа по таким картинам проходит в несколько этапов: