Постановка звуков | Обучение чтению

Речевые нарушения после инсульта

Инсульт почти всегда сопровождается речевыми нарушениями. И больному в этом случае требуется помощь для восстановления речи не только специалистов, но и близких людей.

Речевые нарушения при инсульте могут быть разного вида. Бывают случаи когда люди после инсульта могут вообще не говорить, но при этом их мыслительные процессы в норме. В этих случая как правило используются невербальные методики. Бывают еще и такое, что люди после инсульта стесняются говорить. Людям перенесшим инсульт вообще очень трудно общаться и идти на контакт. Им очень трудно принять помощь со стороны, так как они чувствуют себя совсем беспомощными и стесняются.

Для того чтобы определить, как восстановить речь после инсульта, надо знать с каким видом нарушения мы имеем дело.

Большинство речевых нарушений после инсульта протекаю по типу афазий.

Афазия (от греч. a phasis — отсутствие высказывания) — это системное нарушения речи, вызванное локальным поражением коры головного мозга.

Афазия — системное нарушение уже сформировавшейся речи.

При моторной афазии нарушен речедвигательный центр или центр Брока. Он находится в задней трети нижней лобной извилины левого полушария и отвечает за моторную функцию речи. В этом случае нарушена звукопроизносительная сторона речи, а понимание речи в основном остается сохранным.

Некоторые больные при этом могут воспроизводить отдельные речевые движения, но затрудняются объединить их при произнесении слов. Могут путать сходные по артикуляции звуки.

Тотальна афазия

В первые дни после инсульта у больного проявляется тотальная афазия – он не говорит, не понимает обращенной речи, ничего и никого не помнит.

Моторная афазия

В последующие дни на смену тотальной афазии может прийти моторная афазия — больной узнает близких, понимает обращенную речь, но сам не может общаться с окружающими. Позже при общении он начинает произносить отдельные звуки с яркой интонационной окраской, так он пытается выразить свои мысли и желания.

Сенсорная афазия

При сенсорной афазии нарушено понимание обращенной речи. Другое название этого типа афазии – Афазия Вернике. Причиной является органическое поражение центра, обеспечивающего звуковой анализ устной речи.

Центр Вернике находится в заднем отделе верхней височной извилины, если мы имеем дело с правшами, в левом полушарии. В результате, тем, что больной не распознает звуковой и слоговой состав слов, вследствие чего не понимает их смысла. Родную речь он воспринимает как иностранную.

Это ограничивает контакт с больным и препятствует определению степени поражения функций речи. Нарушения речи при инсульте могут быть смешанного характера – моторно-сенсорные.

После инсульта встречается так же семантическая и амнестическая афазии.

Семантическая афазия

При семантической афазии больному трудно дается понимание сложных речевых оборотов. Понимание простых обращений и простые высказывания остаются доступными.

Амнестическая афазия

При амнестической афазии страдает только называние предметов. Повторная, диалогическая и спонтанная речь при этом виде афазии остаются сохранными.. Причем это не связано с нарушением зрительной памяти, причиной является трудность выбора нужного слова из существующего словарного запаса.

Реабилитация — это комплекс мероприятий (медицинских, психологических, педагогических, социальных, юридических), направленных на восстановление утраченных в результате болезни или травмы функций.

Принципы реабилитации при инсультах

Раннее начало реабилитационных мероприятий, которые проводятся с первых дней инсульта (если позволяет общее состояние больного) и помогают ускорить и сделать более полным восстановление нарушенных функций, предотвратить развитие вторичных осложнений (застойной пневмонии, тромбофлебитов, контрактур, пролежней, мышечной дистрофии).

Реабилитация должна начинаться еще в неврологическом отделении и продолжаться в реабилитационном отделении больницы или в реабилитационном центре (санатории).

Больные и члены их семей должны принимать активное участие в реабилитационном процессе (в частности, в выполнении "домашних заданий" во второй половине дня и в выходные дни).

Прогноз восстановления во многом определяется размером и расположением поражённой области мозга, а также точностью и полнотой выполнения реабилитационных мероприятий.

Двигательная реабилитация после инсульта

Основным методом реабилитации инсультных больных с нарушениями движений является лечебная физкультура (кинезотерапия), в задачи которой входит восстановление (полное или частичное) объема движений, силы и ловкости в пораженных конечностях, функции равновесия, навыков самообслуживания.

В специальных реабилитационных центрах кроме кинезотерапии больным назначается электростимуляция нервно-мышечного аппарата пораженных конечностей и проводятся занятия с применением метода биологической обратной связи.

Лечебная физкультура после инсульта

Занятия лечебной физкультурой начинают уже в первые дни после инсульта, как только позволят общее состояние больного и состояние его сознания. Сначала это пассивная гимнастика (движения во всех суставах пораженных конечностей совершает не больной, а реабилитолог, либо инструктируемые им родственники или сиделка). Упражнения проводятся под контролем пульса и давления с обязательными паузами для отдыха.

В дальнейшем упражнения усложняются, больного начинают сажать, а затем обучают садиться самостоятельно и вставать с постели. У больных с выраженным парезом (расстройством движений) ноги этому этапу предшествует имитация ходьбы лежа в постели или сидя в кресле. Больной учится стоять вначале с поддержкой методиста, затем самостоятельно, держась за прикроватную раму или спинку кровати. При этом больной старается равномерно распределять вес тела на пораженную и здоровую ноги. В дальнейшем пациент обучается ходьбе. Сначала это ходьба на месте, затем ходьба по палате с опорой на прикроватную раму, потом самостоятельная ходьба с опорой на четырех- или трехножную трость.

К самостоятельной ходьбе без опоры больной может приступить только при хорошем равновесии и умеренном или легком парезе ноги. Расстояние и объем передвижений постепенно увеличиваются: ходьба по палате (или квартире), затем ходьба по больничному коридору, по лестнице, выход на улицу и, наконец, пользование транспортом.

Восстановление самообслуживания и других бытовых после инсульта

Восстановление самообслуживания и других бытовых навыков также происходит поэтапно. Вначале это обучение простейшим навыкам самообслуживания: самостоятельному приему пищи, навыкам личной гигиены; затем — обучение самостоятельному одеванию (что довольно непросто при парализованной руке), пользованию туалетом и ванной.

Самостоятельно пользоваться туалетом и ванной больным с гемипарезом (неполный паралич одной половины тела) и атаксией (расстройством координации) помогают различные технические приспособления: поручни у унитаза, скобы в стенах ванной комнаты, деревянные стульчики в ванне. Эти приспособления нетрудно сделать как в больнице, так и в домашних условиях.

При хорошем восстановлении навыков самообслуживания и ходьбы больных надо привлекать к домашним работам; больных молодого возраста с легкими постинсультными нарушениями следует готовить к возвращению на работу.



Статьи по ЛОГОПЕДИИ


Обучение чтению онлайн тренажерами