Речевые нарушения после инсульта
Инсульт почти всегда сопровождается речевыми нарушениями. И больному в этом случае требуется помощь для восстановления речи не только специалистов, но и близких людей.
Речевые нарушения при инсульте могут быть разного вида. Бывают случаи когда люди после инсульта могут вообще не говорить, но при этом их мыслительные процессы в норме. В этих случая как правило используются невербальные методики. Бывают еще и такое, что люди после инсульта стесняются говорить. Людям перенесшим инсульт вообще очень трудно общаться и идти на контакт. Им очень трудно принять помощь со стороны, так как они чувствуют себя совсем беспомощными и стесняются.
Для того чтобы определить, как восстановить речь после инсульта, надо знать с каким видом нарушения мы имеем дело.
Большинство речевых нарушений после инсульта протекаю по типу афазий.
Афазия (от греч. a phasis — отсутствие высказывания) — это системное нарушения речи, вызванное локальным поражением коры головного мозга.
Афазия — системное нарушение уже сформировавшейся речи.
При моторной афазии нарушен речедвигательный центр или центр Брока. Он находится в задней трети нижней лобной извилины левого полушария и отвечает за моторную функцию речи. В этом случае нарушена звукопроизносительная сторона речи, а понимание речи в основном остается сохранным.
Некоторые больные при этом могут воспроизводить отдельные речевые движения, но затрудняются объединить их при произнесении слов. Могут путать сходные по артикуляции звуки.
Тотальна афазияВ первые дни после инсульта у больного проявляется тотальная афазия – он не говорит, не понимает обращенной речи, ничего и никого не помнит.
Моторная афазияВ последующие дни на смену тотальной афазии может прийти моторная афазия — больной узнает близких, понимает обращенную речь, но сам не может общаться с окружающими. Позже при общении он начинает произносить отдельные звуки с яркой интонационной окраской, так он пытается выразить свои мысли и желания.
Сенсорная афазияПри сенсорной афазии нарушено понимание обращенной речи. Другое название этого типа афазии – Афазия Вернике. Причиной является органическое поражение центра, обеспечивающего звуковой анализ устной речи.
Центр Вернике находится в заднем отделе верхней височной извилины, если мы имеем дело с правшами, в левом полушарии. В результате, тем, что больной не распознает звуковой и слоговой состав слов, вследствие чего не понимает их смысла. Родную речь он воспринимает как иностранную.
Это ограничивает контакт с больным и препятствует определению степени поражения функций речи. Нарушения речи при инсульте могут быть смешанного характера – моторно-сенсорные.
После инсульта встречается так же семантическая и амнестическая афазии.
Семантическая афазияПри семантической афазии больному трудно дается понимание сложных речевых оборотов. Понимание простых обращений и простые высказывания остаются доступными.
Амнестическая афазияПри амнестической афазии страдает только называние предметов. Повторная, диалогическая и спонтанная речь при этом виде афазии остаются сохранными.. Причем это не связано с нарушением зрительной памяти, причиной является трудность выбора нужного слова из существующего словарного запаса.
Реабилитация — это комплекс мероприятий (медицинских, психологических, педагогических, социальных, юридических), направленных на восстановление утраченных в результате болезни или травмы функций.
Принципы реабилитации при инсультах
Раннее начало реабилитационных мероприятий, которые проводятся с первых дней инсульта (если позволяет общее состояние больного) и помогают ускорить и сделать более полным восстановление нарушенных функций, предотвратить развитие вторичных осложнений (застойной пневмонии, тромбофлебитов, контрактур, пролежней, мышечной дистрофии).
Реабилитация должна начинаться еще в неврологическом отделении и продолжаться в реабилитационном отделении больницы или в реабилитационном центре (санатории).
Больные и члены их семей должны принимать активное участие в реабилитационном процессе (в частности, в выполнении "домашних заданий" во второй половине дня и в выходные дни).
Прогноз восстановления во многом определяется размером и расположением поражённой области мозга, а также точностью и полнотой выполнения реабилитационных мероприятий.
Двигательная реабилитация после инсульта
Основным методом реабилитации инсультных больных с нарушениями движений является лечебная физкультура (кинезотерапия), в задачи которой входит восстановление (полное или частичное) объема движений, силы и ловкости в пораженных конечностях, функции равновесия, навыков самообслуживания.
В специальных реабилитационных центрах кроме кинезотерапии больным назначается электростимуляция нервно-мышечного аппарата пораженных конечностей и проводятся занятия с применением метода биологической обратной связи.
Лечебная физкультура после инсультаЗанятия лечебной физкультурой начинают уже в первые дни после инсульта, как только позволят общее состояние больного и состояние его сознания. Сначала это пассивная гимнастика (движения во всех суставах пораженных конечностей совершает не больной, а реабилитолог, либо инструктируемые им родственники или сиделка). Упражнения проводятся под контролем пульса и давления с обязательными паузами для отдыха.
В дальнейшем упражнения усложняются, больного начинают сажать, а затем обучают садиться самостоятельно и вставать с постели. У больных с выраженным парезом (расстройством движений) ноги этому этапу предшествует имитация ходьбы лежа в постели или сидя в кресле. Больной учится стоять вначале с поддержкой методиста, затем самостоятельно, держась за прикроватную раму или спинку кровати. При этом больной старается равномерно распределять вес тела на пораженную и здоровую ноги. В дальнейшем пациент обучается ходьбе. Сначала это ходьба на месте, затем ходьба по палате с опорой на прикроватную раму, потом самостоятельная ходьба с опорой на четырех- или трехножную трость.
К самостоятельной ходьбе без опоры больной может приступить только при хорошем равновесии и умеренном или легком парезе ноги. Расстояние и объем передвижений постепенно увеличиваются: ходьба по палате (или квартире), затем ходьба по больничному коридору, по лестнице, выход на улицу и, наконец, пользование транспортом.
Восстановление самообслуживания и других бытовых после инсультаВосстановление самообслуживания и других бытовых навыков также происходит поэтапно. Вначале это обучение простейшим навыкам самообслуживания: самостоятельному приему пищи, навыкам личной гигиены; затем — обучение самостоятельному одеванию (что довольно непросто при парализованной руке), пользованию туалетом и ванной.
Самостоятельно пользоваться туалетом и ванной больным с гемипарезом (неполный паралич одной половины тела) и атаксией (расстройством координации) помогают различные технические приспособления: поручни у унитаза, скобы в стенах ванной комнаты, деревянные стульчики в ванне. Эти приспособления нетрудно сделать как в больнице, так и в домашних условиях.
При хорошем восстановлении навыков самообслуживания и ходьбы больных надо привлекать к домашним работам; больных молодого возраста с легкими постинсультными нарушениями следует готовить к возвращению на работу.
Статьи по ЛОГОПЕДИИ
- Логоритмические игры с самомассажем.
- Артикуляционная гимнастика для малышей
- Слова для четкого повторения слоги с З Постановка звуков русской речи
- Развитие словарного запаса ребенка
- Карточки активизации речи rebus0
- Чтение слов без знания букв инструменты
- Слоги на букву Л для обучения чтению.
- Слоги на букву С для обучения чтению.