Постановка звука: А, Ц, Ч, Д, Г, Х, Й, К, Л, Р, С, Ш, Щ, Т, З, Ж. Сам себе логопед - РЕБУСЫ, ЗАДАНИЯ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ РУССКОЙ РЕЧИ
Постановка звука Б упражнением с глубокой обратной связью - ребенок говорит и слушает произнесенное слово: красивое произношение буквы Ц; Четкое произношение слов на букву Ц; Тестирование недочетов в произношении аллоформ русской речи;
Как научить ребенка произносить звук [Ц] правильно
Если проблемы со звуками [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] позади, стоит прислушаться к другому свистящему - [Ц]. Для многих малышей он становится настоящим камнем преткновения!
Не правильно произносим - не правильно пишем
Родители почему-то не всегда замечают неполадки в произношении этого звука. Возможно, они кажутся им не столь значимыми, как дефекты [Л] или [Р]. Коварный звук [Ц] не простит подобного пренебрежения к своей особе! Забавные замены в речи малыша, типа «тьветы» (цветы), «чиплёнок» (цыплёнок), «сэлый» (целый) плавно перекочуют из устной речи в письменную. Поэтому не удивляйтесь, если через пару-тройку лет учитель начальных классов, устав исправлять подобные ошибки Вашего ребёнка, направит его к логопеду. Дисграфия у современных школяров – большая проблема! И заниматься ею будет именно этот специалист.
Как проверить, правильно ли ребенок произносит звук Ц?
Чтобы понять, о какой именно «камень» при произношении звука Ц споткнулся Ваш малыш, попросите его повторить фразу: «У цыплёнка Цыпа цепь»..
Возможно, получится: «У сыплёнка Сыпа – сэпь». Что ж, ребёнок так хорошо научился говорить [С], что заменяет им трудный звук [Ц]. Этот свистящий состоит из двух компонентов: [Т] и [С]. Если произнести их быстро и слитно, получится искомый звук. Но язык при этом должен проделать такие сальто-мортале! Сначала – упереться кончиком в нижние резцы, выгнуть спинку и оттолкнуться ею от твёрдого нёба (звук [Т]). Затем – немного опуститься вниз и изобразить горочку с углублением-желобком посередине (звук [С]). Согласитесь, не каждый ребёнок выполнит всё это безукоризненно. Вот кто-то и ограничивается одним из компонентов, в частности, звуком [С].
Постановка звука Ц у зеркала с ребенком
Попробуем поставить звук [Ц] по подражанию. Сядьте к зеркалу. Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц - …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ (они приоткрыты в улыбке). Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой.
Поиграем в жмурки со звуком Ц!
У малышей контрольная фраза прозвучит так: «У типлёнка Типа – тепь». Самый распространенный вариант! Воспользуемся его преимуществом. Пусть кроха произнесёт [Т] с сильным выдохом (продемонстрируйте это для наглядности). Послышатся два звука [тс]. Причём элемент свистящего [С] будет более протяжным. Чтобы добиться тесного слияния звуков, воспроизведите вместе с ребёнком обратный слог [атс] с сильным выдохом в момент перехода от [а] к [тс]. Должен получиться обратный слог [ац]. Точно так же поработайте с обратными слогами [оц], [уц], [иц], [ец].
А чтобы в школе у ребёнка не появились замены буквы Ц на С, или Т, поиграйте с ним в игру «Жмурки со звуком». Вы медленно, с расстановкой, произносите слоги: СА – ЦУ – ОС – СЫ – ЦЫ – СЕ – АЦ – СО – ЦЕ - … и т. д., ТА – ЦЫ – ОЦ – ТЕ – ТЫ – ЦУ - ТО – ЦЕ - … и т. д. Малыш зажмуривает глазки и хлопает в ладошки, услышав слог со звуком [Ц]. За каждый «правильный» хлопок на тарелку малыша кладётся одна конфета, или орешек, за ошибку – убирается. В конце игры оценивается результат. Чем больше конфет (орешков) на тарелке, - тем лучше ребёнок справился с заданием.
Как добиться чистого звучания звука Ц с помощью обычной ложки?
Если язычок малыша на звуке [Ц] упорно не хочет удерживаться за зубками и норовит выскользнуть наружу, можно говорить о межзубном сигматизме. Попридержите «непоседу» черенком чайной ложечки. Делайте это осторожно. Зафиксируйте кончик языка возле нижних резцов (с внутренней стороны). В момент произнесения [Ц] слегка нажмите на язык, придавая ему форму горочки, средняя его часть должна соединиться с твёрдым нёбом. Если опыт удастся, Вы услышите чистое звучание [Ц]. Повторите этот приём несколько раз. Теперь попросите ребёнка, вслед за Вами, на выдохе, произнести прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦЫ. Черенок ложечки по-прежнему выполняет роль помощника (но только на звуке [Ц]!). На гласных ложечка убирается. Какое-то время малышу придётся терпеть присутствие этой подпорки во рту. Отказываться от её помощи надо постепенно, уменьшая с каждым разом давление на язык. Окончательно она убирается, когда ребёнок научится самостоятельно удерживать свой язык за зубками.
Постановка звука Ц при губно-зубном сигматизме для детей
И ещё один вариант фразы в исполнении малыша: «У фыплёнка Фыпа фэпь». Налицо губно-зубной сигматизм. На этот раз непослушание проявляет нижняя губа. Необходимо снять губную артикуляцию. Возможно, это удастся при помощи Вашего указательного пальца. Прижмите им нижнюю губку малыша к основанию нижних зубов (палец следует класть горизонтально). Попридержите капризулю, пока ребёнок будет произносить прямые и обратные слоги со звуком [Ц]. Через какое-то время Ваша помощь уже не потребуется.
Существует и другой способ борьбы с этим сигматизмом. Кроха демонстрирует ослепительную улыбку (видны верхние и нижние зубки). Вы большим и указательным пальцами фиксируете углы рта: голливудское сияние надо удержать как можно дольше! Не меняя положение губ, ребёнок, вслед за Вами, произносит слоги: ца-ца-ца, цы-цы-цы, це-це-це, ац-ац-ац, иц-иц-иц, ец-ец-ец. Как только нижняя губка научится вести себя пристойно, а звук [Ц] будет звучать ясно, «подпорки» убираются.
Задания логопедического диктанта - постановка звука Ц
Скороговорки на букву Ц
Ты, молодец, скажи молодцу, пуст молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.
Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
Из соседнего колодца целый день водица льется.
Цокнул сзади конь копытцем, Под копытцем пыль клубится.
Стоит воз овса, возле воза – овца.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Две разноцветные курицы бегают по улице.
Шильце, мыльце, кривое веретенце, Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.
Молодец у молодицы попросил воды напиться.
Скворцы и синицы - веселые птицы.
Цыплята просят проса, Цыплятам на подносе Выносит просо Фрося, Все косы Фроси в просе.
Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: "Цыц!"
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
В цветнике цветут цветы.
Летит скворец - зиме конец.
На полице в коробице полтора каравая лежит.
Девушка-невестица бабушке ровесница.
Пёс тоскует на цепи, а попробуй отцепи.
Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница.
Закрепляем звук Ц в речи у детей дошкольного возраста
Вышеперечисленные способы постановки [Ц] используются не только при дислалии. Они эффективны и при других речевых нарушениях: ринолалии, дизартрии (ДЦП), алалии, тугоухости и глухоте. Как долго будут продолжаться занятия? Трудно сказать! Для каждого малыша этот процесс индивидуален.
После постановки звука [Ц], его надо закрепить на материале слов, фраз, текстов (именно в такой последовательности).
Итак, слова. Подберите вместе с ребёнком те, которые начинаются на знакомые слоги:
Ца: царь, царица, цап-царап, царапина, царевич и т.д.
Цо: цок-цок, цокот, цокотуха.
Це: цель, цепь, цена, целый, цемент, цех и т.д.
Цы: цыган, цыганка, цып-цып, цыпочки, цыкнул, цыплёнок.
Ци: цифра, цинния, циклон, циклоп, цирк и т.д.
Для тренировки можно использовать любую свободную минуту. Например, находясь на кухне, поручите ребёнку найти посуду со звуком [Ц]. Если возникнут затруднения, задайте наводящие вопросы:
-Где лежит сахар (хлеб, конфеты, сухари, фрукты)?
-Куда выкладывают салат?
-В чём готовят жаркое из утки (гуся)?
-В чём подают соус? и т.д.
Среди домашней утвари найдётся ещё немало слов с [Ц]: обувница, пудреница, мыльница, игольница, пепельница и т.д.
Бывая в зоопарке, припомните названия птиц и зверей: цапля, синица, ящерица, заяц, песец. Поиграйте с малышом в игру «Он-она». Вы говорите: «Он – волк, а она - …?». Ребёнок: «Волчица!» Точно так же, со словами: медведь, тигр, лев, верблюд, орёл, петух, буйвол и т.д. Не правда ли, прекрасный шанс не только потренироваться в произнесении трудного звука, но и возможность обогатить словарь крохи?
Игра «Угадай профессию» также пригодится в подборе слов со звуком [Ц]. Взрослый: «Эта женщина воспитывает малышей (учит детей, пишет книги, дрессирует животных, управляет подъёмным краном, убирает помещение и т.д.)» Ребёнок отгадывает, о ком идёт речь.
Можно давать характеристику человека, используя слова с [Ц]. Например, как мы назовем девушку (девочку)? Красавица, умница, принцесса, скромница, модница, помощница, заступница, спорщица, умелица, искусница и т.д. А мужчину (юношу)? Молодец, удалец, боец, борец, храбрец и т.д.
Игра «Ласковые слова» даст массу возможностей для закрепления в речи звука [Ц]. «Скажем ласково, и вот, [Ц] к нам в слово и придёт!»: печенье – печеньице, варенье – вареньице (одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, письмо, сало, дно, дело, колено, мыло, шило, письмо, окно, пальто, ружьё, озеро и т.д.). Естественно, «ласковые слова» должен подбирать ребёнок.
От подбора слов переходите к чистоговоркам (работа с предложениями), которые можно придумать и самим:
Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!
Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.
Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!
Продолжайте в том же духе!
Прибаутки и шутки для постановки звука Ц у детей
В качестве текстов лучше всего использовать лёгкие для запоминания народные потешки и прибаутки:
Цып-цып-цып, цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы!
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки.
Возле кадки блюдца:
Все они напьются!
-Девица, девица,
Сходи по водицу!
-Я зайца боюсь,
Я лисицы боюсь!
-Заяц в болоте,
Лисица на охоте:
Цапель гоняет,
Зайцев пугает.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной маменьке – платок.
Посерёдочке цветок.
Братьям-соколам –
По козловым сапогам,
Сестрицам-лебедицам –
По белым рукавицам.
Пошла утица по водицу,
Повстречала девицу.
У девицы косица
И сарафанец из ситца.
Целится стрелец в цель,
Да сбит на ружьеце прицел.
Цела цель. Целый день
Стрелец чинит прицел.
Вот так, шаг за шагом, малыш идёт по пути речевого совершенствования, а взрослые радуются, что общими усилиями удалось убрать с речевой дороги ребёнка ещё один камешек.
Ц – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, твердый.
Упражнения артикуляционной гимнастики те же, что и при постановке звуков С, З.
Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков с и т.
Нормальная установка при произнесении звука ц.
-
Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи..
-
Губы растянуты в улыбке.
-
Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.
-
Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.
- Звук ц образуется при слиянии звуков т и с. При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.
Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.
Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха в детской логопедии.
Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твёрдый звук т.
Упражнения для языка у детей дошкольного возраста.
1) открыть рот. кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. язык касается верхних зубов спинкой. без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (при произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. губы напряжены, растянуты в улыбке. контроль ладонью руки.
Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука ц.
Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.
2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.
Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц.Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук с.
3) Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка. Примечание. иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца), если рот широко открыт.
Логопедические онлайн упражнения для развития дикции и чтения
Важность логопедических методик
С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речи. На сайте мы постарались предоставить вам все, что нужно для развития речи вашего малыша. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Логопедические онлайн занятия позволяют детям развивать коммуникативные способности. Часто занятия логопедией пересекаются с занятиями чтением, ведь малышу важно освоить и автоматизировать звуки в разных сочетаниях букв.
Приемы постановки звука Ц у дошкольников
Звук Ц можно попробовать автоматизировать тогда, когда ребёнок уже произносит буквы Т и С. Попросите малыша быстро повторить Т-С, Т-С, Т-С. В результате слияния этих звуков образуется звук Ц.
· Упражнение "Не разбуди малыша". Поднести указательный пальчик к губам: " Ц-ц-ц, осторожно, не разбуди малыша в кроватке, тихо!"
Логопедические ребусы для буквы: Б , Ц , Ч , Д , Ф , Г , Х , Й , К , Л , М , Н , П , Р , С , Ш , Щ , Т , В , З , Ж .
Статьи по ЛОГОПЕДИИ
- Постановка звука Ш у дошкольников
- Слова для четкого повторения буква Б Постановка звуков русской речи
- Слова для четкого повторения БА Постановка звуков русской речи
- Слова для четкого повторения буква Р Постановка звуков русской речи
- Слова для четкого повторения для буквы Д
- Развитие речи у дошкольника
- Слоги на букву К для обучения чтению.
- Запуск речи для буквы З Доорфографическое чтение. Постановка звуков русской речи.