Постановка звуков | Обучение чтению

Постановка звука: А, Ц, Ч, Д, Г, Х, Й, К, Л, Р, С, Ш, Щ, Т, З, Ж. Сам себе логопед - РЕБУСЫ, ЗАДАНИЯ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ РУССКОЙ РЕЧИ

Постановка звука Ч упражнением с глубокой обратной связью - ребенок говорит и слушает произнесенное слово: красивое произношение буквы Ч; Четкое произношение слов на букву Ч; Тестирование недочетов в произношении аллоформ русской речи;

Постановка звука Ч у дошкольников - самостоятельная логопедия

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч. Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами

1. По подражанию:

ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т', щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

- ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:

  • ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;
  • ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Исправление нарушений произношения звука/Ч/

Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».


ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • Зубы сближены либо сомкнуты.
  • Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений.

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т. То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Во избежание ошибки голос не включать. На ладони руки ощущается тёплая струя воздуха, выходящая толчком.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.

Задания логопедического диктанта - постановка звука Ч


Скороговорки на букву Ч

В горячей печи пекарь пек калачи.

Течет речка, печет печка. Печет печка, течет речка.

На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи. День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.

Караси в речке, овечки у печки, Овечки у печки, караси в речке.

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж.

Галдят грачата на галчат, Галдят галчата на грачат.

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

В печурке - три чурки, три гуся, три утки.

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Скороговорки на букву Ц

Ты, молодец, скажи молодцу, пуст молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Из соседнего колодца целый день водица льется.

Цокнул сзади конь копытцем, Под копытцем пыль клубится.

Стоит воз овса, возле воза – овца.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Две разноцветные курицы бегают по улице.

Шильце, мыльце, кривое веретенце, Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Скворцы и синицы - веселые птицы.

Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: "Цыц!"

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

В цветнике цветут цветы.

Летит скворец - зиме конец.

На полице в коробице полтора каравая лежит.

Девушка-невестица бабушке ровесница.

Пёс тоскует на цепи, а попробуй отцепи.

Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница.


Ставьте звуки русской речи одновременно с обучением Буквам.

Ставьте звуки русской речи и говорите слова чётко - по слогам

Логопедические ребусы для буквы: Б , Ц , Ч , Д , Ф , Г , Х , Й , К , Л , М , Н , П , Р , С , Ш , Щ , Т , В , З , Ж .


Статьи по ЛОГОПЕДИИ


Обучение чтению онлайн тренажерами