Диагностика подготовки детей к школе

Диагностика психологической готовности к школе вызывает у родителей разные, порой диаметрально противоположные чувства: от полного неприятия («Дети не должны отбираться в школу и все имеют равные права!») до стремления обязательно диагностировать своего ребенка, чтобы, например, выяснить, «что еще делать летом перед школой».



Обучение детей буквам, слогам. Чтение для детей 3,4,5 лет

Приход ребенка в школу, это большое испытание для него. Испытание для психики. И поэтому чтобы ребенок как можно легче влился в школьный процесс, лучше всего провести с ним диагностику по подготовке к школе. Для этого надо обратиться к специалистам: педагогам, психологам, врачам. Диагностика подготовки детей к школе

В действительности психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к школе может и призвана быть очень полезной для будущего школьника и его родителей. Так как цель настоящей диагностики – не найти «слабые места» или недостатки вашего ребенка, не «профориентировать» его, а выяснить, насколько малыш «созрел» до тех требований, которые ему предъявит учебный процесс – как в школе в целом, так и в данной специализированном классе в частности (в случае, если вы выбрали специализированные школу или класс). Иными словами – насколько ребенок готов учиться и быть в этом успешным. Правильно проведенная диагностика позволяет определить актуальный уровень развития у ребенка умений и навыков, необходимых ученику и, на основе анализа результатов, предложит рекомендации – по выбору оптимального времени начала учебы, по стимулированию и развитию отдельных навыков и умений, возможно, по выбору учебного заведения.

Вопреки распространенным заблуждениям диагностика готовности ребенка к школе – это не проверка навыков чтения, письма и счета, а также общей «образованности» ребенка. Также как и психологическая готовность к школе – не овладение вышеперечисленными умениями.

Можно уметь великолепно читать, знать программу первого класса уже до школы и – тем не менее, к школе быть не подготовленным. Настоящая психологическая готовность ребенка к школе включает в себя:

сформированную у ребенка социальную позицию школьника - ребенок знает, как вести себя в школе, умеет общаться со сверстниками и выстраивать отношения с ними, понимает роль учителя)

  1. переход ребенком от игры к обучению как новой ведущей деятельности (ребенок стремится и хочет учиться)
  2. произвольное поведение (умение управлять своим поведением, вниманием, умение ставить цели и достигать их)
  3. мотивационную готовность учиться в школе.
  4. Диагностика психологической готовности к школе обычно направлена на выявление:
  5. общего развития, овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
  6. умения произвольно управлять собой;
  7. мотивов, побуждающих к учению.

Очень важные критерии диагностики: может ли ребенок действовать согласно правилу, внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, высказанные устно и по видимому образцу.

Смотрите на этом сайте


При массовых обследованиях детей 6-летнего возраста обычно используются такие показатели:

1. Уровень физического развития ребенка - такие критерии, как длина тела и, главное, его пропорции.

2. Специфические критерии «школьной зрелости», какими являются нормальное речевое развитие и нормативные результаты по данным психологического исследования; психологические критерии школьной зрелости.

Индивидуальное комплексное психологическое обследование ребенка, осуществляемое в рамках возрастно-психологического консультирования, строится с учетом психологической структуры готовности к школьному обучению (школьной зрелости), в которой выделяют:

  1. психомоторную;

  2. интеллектуальную;

  3. эмоционально-личностную;

  4. социально-коммуникативную готовность.

Следует отметить, что для оценки состояния школьной зрелости используются многообразные методы:

  1. тестовые батареи, предназначенные для диагностики интеллектуального развития (тест Д. Векслера; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра);
  2. тесты и диагностические комплексы, определяющие общую готовность к школьному обучению (методика определения готовности к школе Л. Я. Ясюковой);
  3. методики, направленные на определение уровня сформированное отдельных психических функций как предпосылок успешной учебной деятельности.

Естественно, психолог-консультант должен знать и владеть не только методикой, но и теорией в соответствии с которой подбирается инструментарий.


Статья на тему: 'Диагностика подготовки детей к школе'




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;