Игры для чтения по слогам - как научиться читать

Онлайн игры и тренинги по обучению детей чтению слоговым способом:

Упражнения для обучения чтению

Изучение букв

Чтобы помочь малышу запоминать буквы:

выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;

моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;

обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.



Обучение детей буквам, слогам. Чтение для детей 3,4,5 лет


В арсенале упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, наверняка найдутся такие, которые увлекают вашего малыша больше других.

Как научить ребенка читать по складам?

«В 3 года это невозможно!», – скажут некоторые родители. Еще как возможно: причем без психологических травм для дошкольника. Очевидно, с чего следует начать обучение — это выучить буквы. Без знания букв чтение просто . Когда вы называете буквы, ни в коем случае нельзя проговаривать их следующим образом: «бэ», «вэ», «гэ» и так далее.

Т.е. чтобы ребенок проворно начал читать, буквы следует проговаривать для ученика так, как произносятся звуки. То есть «б», «в», «г», «д». Если же нарушать это правило , то дошкольник не сможет соединить буквы в слог продолжительно время, так как не будет видеть, почему букву «бэ» или «дэ» в слове нужно выговаривать по-другому.

Повесьте в комнате цветной плакат с алфавитом. Его можно приобрести в книжных магазинах. С его помощью вы стимулируете пассивную память ученика, так как малыш всегда «наталкиваться» взглядом на буквы, подсознательно их. Эта особенность детского восприятия основана на тяге ребенка ко всему яркому: картинкам, рисункам, плакатам, цветам, бабочкам.

Чтение слов по складам

Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу детишки поймут как из букв складываются слова


Собери слово

Словарный запас

Понимание смысла слов

Беглое чтение

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

собираем отдельные буквы в слоги

Как научить ребенка читать Родителям ребенка важно понимать, как правильно малыша читать, ведь зависит, насколько быстро дошкольник будет разбираться в других предметах. Как только ребенок запомнит каждую букву, можно начинать складывать из букв слоги.

Чтобы это дело не затянулся на долгие месяцы, купите специальную магнитную доску с пластиковыми яркими буквами. Самый дешевый способ – создать алфавит самостоятельно из картона. Пусть буквы, означаемые согласные звуки будут разноцветными, а гласные — одного цвета (синего, красного или зеленого).

Важно: ребенку будет легче заниматься, если занятие с малышом будет построен в виде игры. А это значит, что мы будем учиться играя. Строим из 6-7 согласных букв столбик, берем для составления слогов букву «а». Этот столбик будет своеобразным «лифтом», а буква «а» – «кабинкой». Начинаем веселое «катание буквы». Поставьте «а» возле самой верхней согласной, огласите слог, пусть малыш повторит его. Затем «кабина» премещается ниже. Так поочередно озвучивайте каждый слог.

посвятите на игру столько времени, сколько будет интересно ребенку. Потом перенесите игру на день-два и достаньте снова. Такая форма обучения не надоест малышу, поэтому ребенок будет читать новые и новые слоги с внимательно.

После того, как сын или дочь смогут сами прочесть прямые слоги, можно перескакивать к обратным слогам. Теперь буква «а» будет перемещаться перед согласными, образуя слоги «аб», «ав», «аг», «ад» и т.д. Пусть «а» будет в вашей игре «лодочкой», а согласные – «пристанями». При участии такого «звукового кораблика» малыш обучиться читать обратные слоги.

Читаем по слогам и осознаем первые слова

Как научить ребенка читать через пару месяцев регулярных занятий малыш сможет читать по слогам в книге или книжке, специально адаптированной для ребят. После того как ученик научился воспроизводить слоги, можно переходить к словам. Сначала лучше давать для чтения слова, каждый из слогов в которых состоит из двух букв: «ма-ма»,«ра-бо-та»,«по-го-да»,«ка-ша»,. Позже можно перейти к более длинным складам: «мыш-ка» «чаш-ка», «до-мик», и тому подобных.

Рекомендую обсуждать с ребенком каждое слово. Повторяйте вместе слово, можете сделать рисунки, изобразив предмет, о котором было прочитано.

Таким образом, не только научите ученика уверенно читать до 3 лет, но и добьетесь того, что ребенок полюбит читать. Безусловно, приобретенный навык нужно поддерживать, стараясь регулярно заниматься с .

Довольно часто мамочки жалуются, что чадо, а он никак не может понять, как произносить слог. И тут следует уяснить, что обучение , это развитие интеллекта. Чтобы ребенку уяснить что-то новое, ему это проиграть 600 раз. Дошкольник просто запоминает (а не понимает), как читаются буквы, пишутся слоги, слова и предложения. Поэтому, Если вы хотите, обучить малыша чтению окружите его кубиками и магнитиками, карточками и так далее с изображением букв. Чем чаще ученик будет видеть встречаться с буквами, тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.

Когда ребенок выучит буквы, можно перейти к обучению чтению. подготовленность к обучению можно распознать, предложив ребенку собрать из букв какое-нибудь слово, например, «мяч» или «кукла», показав, как это слово пишется на бумаге. Если малыш может составлять слова из букв по образцам, значит к обучению чтению он готов.

Обучать чтению ребенка дошкольника проще всего по букварю, или по детским книжкам с крупным текстом. Сначала читает и водит своим указкой по тексту, чтобы ученик схватывал, что читает взрослый. Так читать ребенку можно от месяца до трех, минут по 10-15 в день. После этого можно читать двигая по тексту его руку. На это занятие можно потратить от недели до месяца. И только после этого, переходим к самому обучению: сначала читаем слог сами, а затем просим повторить ребенка. Когда дошкольник научится читать слоги , можно приступать к словам, также сначала прочитав ему слово вслух, а затем попросить ребенка повторить. Не торопясь и не торопя ученика можно с удовольствием обучить чтению малыша, который учиться чтению не хочет.

Изучение слогов

Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами.
Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв:

многократно называйте слоги;

предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;

попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог.

Сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют "песенки" - слоги.
Можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и "за ручки возьмутся и вместе песенку споют" (то есть, получится слог). Вскоре, ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.

Сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют "песенки" - слоги.
Можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и "за ручки возьмутся и вместе песенку споют" (то есть, получится слог). Вскоре, ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.

Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом, игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению ("Покажи Буратино слог пу!", а сразу за тем - "Скажи ему, какой это слог").

Изучение звуков

Потренируйтесь с определением первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Называя звуки в слове "дуб", ребенок последним услышит "п". Не поправляйте его. Ваша задача - отработать различение звуков в слове.

Называйте все звуки (не буквы!) в слове по порядку.

Вспоминайте все слова, начинающиеся с определенного звука, например с "б".

Ищите рифмы к заданным словам. Вы называете слово - ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка - мишка, ночка - кочка, шар - пар, топор - забор).

Игры для тех, кто хорошо ориентируется в алфавите и начинает читать слова

(за небольшим исключением, это дети от 3 лет)

Соедини буквы


По всей площади листа бумаги, напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим от "а" до "д". Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке.

Изобразим алфавит

Повторите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнает. Выберите одну знакомую и предложите малышу изобразить ее с помощью тела, только сначала напомните как она выглядит в книге или на карточке.

Я знаю много букв

Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его отыскать предметы, названия которых с нее начинаются. Найдет ли он ее на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?

Ищем буквы и слова

Первое задание - найти определенные буквы в рекламных объявлениях, названиях улиц, на афишах, магазинных и дорожных вывесках. Можно попробовать отыскивать буквы в алфавитном порядке, или по перечню букв в имени ребенка. Второе задание - найти определенное слово на странице текста, или на тех же вывесках и в объявлениях. И снова, для начала, покажите ребенку его образец.

Обычно малышам нравятся такие игры, но не стоит уделять им больше 5-15 минут в день, чтобы не перегружать маленького ученика.


Запустить онлайн упражнение по обучению чтению по складам


Методики обучение ученика чтению

В настоящее время существуют три методики обучения ученика чтению. Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать: Что она даст ребенку? Что даст родителям? Что – учителям?

Традиционная методика обучения малыша чтению

Она самая распространенная и самая древняя. Возраст этой методики обучения ребенка чтению – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике. Обучение основано на фонемном принципе. Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определенными звуками были закреплены определенные значки. Эти значки назвали буквами.

Процесс обучения ребенка чтению идет в обратном порядке. Сначала его знакомят с буквами. Учат: как эти буквы озвучиваются. Потом учат буквы-звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причем, даже годовалый малыш способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет! Долгое время дошкольник не способен понять закономерности чтения. Буквы начнет забывать, а секрет чтения так и не раскроет.

Только в возрасте 5 – 7 лет малыш научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для ученика очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз дошкольник, тыча пальчик в каждую букву, озвучивает их. И только на третий, четвертый, пятый раз догадается: что за слово написано. Когда ребенок в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же дошкольник осмыслит предложение целиком? И захочет ли расшифровывать следующее?

В конце первого класса дети должны читать со скоростью 30 слов в минуту. Этот норматив установлен государственным образовательным стандартом.

Методика обучения малыша чтению «Кубики Зайцева»

Еще в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику для обучения детей чтению. В основе методики складовый принцип. Обучение идет не с буквы, а со склада (МУ – МО – МА – МЭ – МЫ; МЮ – МЁ - МЯ – МЕ – МИ).

Идея обучать ученика читать по складовому принципу родилась еще в начале XIX века, начиная с «Азбуки» Ф. Кузьмичева. Горячим сторонником складового принципа был Л. Н. Толстой, использовавший принцип в своих школах.

Окончательно в систему складовый принцип был сделан в «Кубиках Зайцева». Борьба звуковиков и складовиков продолжается больше столетия, несмотря на очевидность преимуществ складового принципа перед звуковым.

В 1873 году Л. Н. Толстой заметил, что по складовому способу «способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя не быстро, но правильно читать, а неумеющий – не более чем в 10 уроков». (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения чтению. – ПСС, т.17, М., 1936.)

Обучение ученика чтению по методике Домана

Обучать не с буквы, не со склада, а сразу с слова! Именно так догадались учить детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США). Перед медиками стояла задача: найти методику обучения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под предводительством Домана, основателя Института, искали возможность активизировать умственную деятельность больных детей через обучение малыома чтению. Но как ни старались исследователи, пытаясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным технологиям, - ничего не шло впрок. Дети не понимали: как из букв получаются слова. К сожалению английские правила чтения чрезвычайно сложны. Слоговый принцип здесь тоже не подходит.

Пригодным является принцип обучения через слово. Запоминать полностью написанные слова и ассоциируя их с знакомыми предметами для больных детей оказалось самым простым. Больные детишки через подобное обучение быстро догоняли обычных детей в развитии. И они не только выздоровили, они обучились читать.

Очень часто выдающиеся открытия совершаются не специалистами. Так получилось и с обучением ребенка чтению. Передовую технологию обучения детишек читать словами разработали не учителя, а врачи. Перед исследователями стояла иная задача: не научить ученика читать, а активизировать его мозг. Выход превзошел ожидания. Мозг больных детишек так начинал работать, что они легко осваивали чтение, причем беглое.

Статья была посвящена теме "Игры для чтения по слогам".

Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;