Статьи | Буквы | По слогам | Бегло читаем | Начало |

Как выбрать методику обучения чтению.

Начиная заниматься с детьми, развивать и обучать их, родители думают первым делом о том, как научить малыша читать. Они, как правило, считают, что это самое главное звено в цепи раннего развития ребенка. Ставится четкая цель – обязательно научить чадо грамоте и, желательно, в кратчайшие сроки.

Родители прикладывают большие усилия в обучении чтению, забывая про то, что малыша надо развивать всесторонне.

Поэтому, первый мой совет – не ставьте себе сроков, в течение которых вы обязаны научить малыша читать. Не смотрите на соседских ребят или троюродную племянницу вашей двоюродной тети, которая бойко читала в два с половиной года. У каждого ребенка свой путь в жизни, свои темпы освоения того или иного навыка. Лучше двигаться потихоньку, наблюдать за ребенком, что ему интересно, а что нет. Стараться привлечь его интерес к чему-либо, в данном случае, к грамоте. И не отчаиваться, если его это абсолютно не волнует. Значит, он еще не готов. Отложите ненадолго свои старания, переключитесь на рисование или спорт. Или просто играйте с малышом побольше в куклы, машинки, конструкторы. Читать он обязательно научится – всему свое время.

Теперь давайте выясним вот что. Для чего вы хотите научить своего ребенка читать? Если главное для вас: «Все обзавидуются!» или «Мой ребенок гений», то лучше вообще не начинать. Потому что вы просто замучаете своего малыша.

Цели могут быть другие, например, развитие мышления и речи малыша, расширение словарного запаса, развитие логики, подготовка к школе, наконец.

И еще. Пожалуйста, дорогие мамочки, не надейтесь на то, что, начав читать, ваш малыш избавит вас от обязанности ежедневно читать ему вслух. Еще нескоро малыш настолько хорошо освоит навыки чтения, чтобы свободно читать книги.

Как выбрать методику?

Полки магазинов в последние годы ломятся от разнообразных азбук, букварей, толстых книг и тоненьких брошюр, которые обещают быстрое и беспроблемное обучение чтению. Что же выбрать?

Первое, что сразу стоит вычеркнуть – это азбуки. В них, как вы знаете, каждая буква сопровождается картинкой, название которой начинается с этой буквы. Все они, как правило, яркие и красивые. Нравятся и малышам и родителям. Но пользы от них мало, а, порой, они еще и наносят вред. Каким образом? Да очень просто. Ребенок запоминает название буквы, связывая его в уме с картинкой, которой она сопровождается «А – аист», «Н – ножницы» и так далее. Впоследствии, при виде, например, слова «ЛЕС», в голове малыша всплывают ассоциации «ЛИСА, ЕЛЬ, СОБАКА». Опять же, названия букв не дадут ребенку умения читать, так как «Эль, Е, ЭС» с трудом складывается в слово «лес».

Теперь перейдем к букварям. Все они, как известно, рассчитаны на детей младшего школьного возраста. По современным теориям, обучение чтению в школе начинается со звуко - буквенного анализа и составления схем слов. Малышам дошкольного возраста (да и многим первоклассникам, не умеющим читать) такие ребусы не по силам. И еще. Букварь, впрочем как и азбука, предполагают ежедневное сидение за партой (или столом) с книжкой в руках и монотонных занятиях. Если вы решили отнять у малыша детство, попробуйте пойти по этому пути.

Что же остается?

Одна из популярнейших сейчас методик Глена Домана, «Складушки» Воскобовича, «Кубики Зайцева» и его же «Складовые картинки», методические рекомендации Николая Буракова - ученика Зайцева.

Сначала поговорим о методике Глена Домана. Его книги издаются и переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев. Но, в то же время, ширится круг разочаровавшихся или уставших от таких изнурительных трудов, к каким призывает Глен Доман. Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, всем известная французская мама Сесиль Лупан.

Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются не буквы или слоги, а целые слова, написанные на огромных картонных полосках красным цветом. Ребенок, по мнению Домана, увидав несколько раз слово, навсегда запомнит, как оно читается. А, увидав много слов, сам по себе выведет правила чтения и начнет читать незнакомые слова.

Ребенок только нужное количество раз в день сажается в нужное место и смотрит на то, что ему приготовили родственники.

Каждый день нужно писать несколько новых слов нужного размера, на карточке, строго установленной величины. Старые слова, которые ребенок уже видел, второй раз использовать не рекомендуется.

Методические вопросы к методике Домана

Кроме чрезмерной трудоемкости процесса, родителей пугают вопросы чисто методического характера, на которые в книгах Домана ответов не найдешь:

  • с какой скоростью показывать карточки, как часто их менять, ведь у каждого ребёнка всё-таки свой темп освоения материала, а у каждого родителя свой темп изготовления карточек,
  • можно ли всё-таки возвращаться к уже пройденным карточкам, не добавляя новый текст, ведь если ребёнок очень маленький, он через месяц забудет убранные вами карточки,
  • как организовать свой день, исходя из всех необходимых рекомендаций автора метода,
  • когда и как играть с ребёнком, обучающимся по этой методике,
  • можно ли давать карточки ребёнку в руки, если можно, то как и когда,
  • а что же делать, если ребенок вообще не реагирует на карточки??? (знаю одну маму, которая звенела колокольчиком сзади карточки, чтобы хоть как-то привлечь внимание ребенка).

К сожалению, все разбивается в тот момент, когда то же самое слово малышу писали карандашом на бумаге или показывали в книге. Он никак не хотел узнавать в нем то, что вроде бы, уже хорошо умел прочитывать.

Складовой метод обучения чтению

Малышу сложно научиться читать по буквам, освоить хитрости звукобуквенного анализа тоже проблематично, а запомнить внешний вид всех слов русского языка просто невозможно.

Но есть еще одно направление – складовой метод в обучении чтению. Он известен еще со времен Л.Н.Толстого.

Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать.

Основоположником складового принципа в обучении чтению стал Николай Александрович Зайцев. Он придумал свои знаменитые кубики. За ними последовал выпуск «Складушек» Воскобовича и пособий Буракова «Складарики», «Пиши-читай» и другие.

Кубики Зайцева отличаются от других пособий по складовому чтению, что это не просто пособие, а настоящая увлекательная игра, которая нравится как детям одного-двух лет, так и старшим дошкольникам.

Раннее обучение дошкольников - избранные игры и тренинги


Говорящая книга
(обучение чтению)


Складовой пазл
(обучение чтению)


Запоминание слогов

(запоминание букв)


Найди зашифрованное слово

(обучение чтению)


Расставь склады по местам
(обучение чтению)


Найди лишние склады в слове

(запоминание букв)


Развитие воображения


Прописи онлайн


Пошаговое рисование


Домашний логопед
(постановка звуков)


Алфавитные раскраски


какое слово зашифровано?


Развитие памяти детей


Изучение букв английского алфавита


Устный счет


Мой блог

Музыкальные игры