Звуко-артикуляционная таблица русского языка.
Педагоги и родители, знакомые с методикой Н. А. Зайцева ("Кубики Зайцева"), сразу
увидят, что нами сохранен вертикальный звукоряд А-О-У-Ы-Э - Я-Е-Ю-И-Е из его
таблицы. Конечно мы могли бы и изменить этот ряд, чтобы не возникало нареканий
в нарушении авторского права. Однако мы находим, что Николай Александрович выбрал
наиболее благозвучную и артикуляционно оправданную последовательность, для детей
очень удобную и легко запоминаемую. Сохранение этого звукоряда в нашей таблице делает
обе методики - кубики Зайцева и Ребус-метод - "компортабельными" друг с другом,
что конечно же очень удобно для практикующих преподавателей.
В нашей таблице, в отличие от таблиц Зайцева, по артикуляторным признакам сгруппированы
так же согласные звуки. Каждая цветная группа отличается от прочих по способу и
месту образования звука. Этот прием позволяет сконцентрировать внимание ребенка
на работу речевого аппарата. Ведь во взаимосвязи "движение-звук-буква" движение
первично, звук вторичен, а буква занимает лишь третье место. Для изучения звуков
и букв ребенок получает в нашей таблице дополнительную опору. Целью учебного процесса
должно стать не заучивание графических знаков, а развите мышечного и психического
аппарата ребенка.

маленький плакат 270 х 787 мм
Таблица читается в строчку слева направо, в столбик сверху вниз или "лесенкой".
Самое важное, что ребенок с самого начала понимает в таблице - что звуки отличаются
по артикуляторным признакам, и что эти признаки записываются различными комбинациями
букв.
Прочитайте ребенку вслух любую часть таблицы и при этом показывайте на соответствующие
буквы. Читайте быстро, ритмично, с четкой артикуляцией. При знакомстве с таблицей
Вы должны буквально вести ребенка. Возьмите его за вытянутый пальчик и, называя
звук, тыкайте этот пальчик в буквы. Очень скоро ребенок будет в состоянии произносить
отдельные части таблицы вместе с Вами "хором" - не потому, что он уже выучил буквы,
а потому что запомнил ритмическую закономерность и последовательность звуков. Именно
эта последовательность поможет ребенку в столбике, например ГЬ-ГЯ-ГË-ГЮ-ГИ-ГЕ, найти
заданный Вами звук, например ГЮ.
Не ждите, что ребенок с первого же занятия станет повторять звуки безошибочно. С
самого начала ребенок неуверен, он делает ошибки, и Вы не должны поправлять каждую
неправильность. Если Вы проговариваете таблицу “хором” вместе с ребенком, то он
сам замечает свои ошибки и в следующее прочтение попробует их исправить.
Для одного занятия достаточно 4-5 минут работы с таблицей, не больше. Не надо работать
сразу со всей таблицей - она слишком большая, и маленькие дети не способны сразу
запомнить такое количество объектов. Выберите для начала какую-нибудь одну цветную
группу - можете даже спросить малыша, какой цвет лично ему больше всего нравится.
Не стремитесь к срочному результату. Учитывайте, что основной задачей таблицы является
не заучивание букв, а артикуляторный и ритмический тренинг. Заучивание букв окажется
лишь "побочным продуктом", к которому ребенок непроизвольно придет в результате
регулярных повторов.
При прочтении таблицы по горизонтали мы рекомендуем обратить внимание ребенка на
различную ритмику прочтения разных групп.
Оранжевая и голубая группы при прочтении имеют ритм "раз-два, раз-два, раз-два...".
Красная, желтая и зеленые группы создают ритм "раз-два-три, раз-два-три...".
Синяя и фиолетовая группы имеют ритм со сложным чередованием.
Можно прочитывать в строчку рядом стоящие группы вместе, что так же образует четкие
ритмические рисунки.
Например, сочетание красной и оранжевой групп при прочтении в строчку образуют ритм
"раз-два-три - раз - два, раз-два-три - раз -два".
Сочетание желтой и зеленой групп произносятся в ритме "раз-два-три - раз-два-три,
раз-два-три - раз-два-три".
Сочетание голубой и синей групп имеет ритм "раз - два - раз-два-три, раз - два -
раз - два..." .
Включение в занятия с таблицей элементов ритмики дают преподавателю возможность,
если он способен на это, превратить урок чтения в подвижные упражнения, соединить
их с программой элементарного музыцирования.
(Для тех преподавателей и родителей, кто не знаком с принципами элементарного музыцирования,
мы предлагаем задать в поисковой машине "элементарное музыцирование Карла Орфа")
Источник: rebus-metod.com
Чтение по складам;
Обучение буквам русского алфавита;
Короткие тексты для чтения;
Статьи на тему подготовки детей к школе;
Обучение дошкольников чтению;
Статьи на тему подготовки дошкольников к школе;