Звуко-артикуляционная таблица русского языка.

Педагоги и родители, знакомые с методикой Н. А. Зайцева ("Кубики Зайцева"), сразу увидят, что нами сохранен вертикальный звукоряд А-О-У-Ы-Э - Я-Е-Ю-И-Е из его таблицы. Конечно мы могли бы и изменить этот ряд, чтобы не возникало нареканий в нарушении авторского права. Однако мы находим, что Николай Александрович выбрал наиболее благозвучную и артикуляционно оправданную последовательность, для детей очень удобную и легко запоминаемую. Сохранение этого звукоряда в нашей таблице делает обе методики - кубики Зайцева и Ребус-метод - "компортабельными" друг с другом, что конечно же очень удобно для практикующих преподавателей.

В нашей таблице, в отличие от таблиц Зайцева, по артикуляторным признакам сгруппированы так же согласные звуки. Каждая цветная группа отличается от прочих по способу и месту образования звука. Этот прием позволяет сконцентрировать внимание ребенка на работу речевого аппарата. Ведь во взаимосвязи "движение-звук-буква" движение первично, звук вторичен, а буква занимает лишь третье место. Для изучения звуков и букв ребенок получает в нашей таблице дополнительную опору. Целью учебного процесса должно стать не заучивание графических знаков, а развите мышечного и психического аппарата ребенка.


маленький плакат 270 х 787 мм

Таблица читается в строчку слева направо, в столбик сверху вниз или "лесенкой". Самое важное, что ребенок с самого начала понимает в таблице - что звуки отличаются по артикуляторным признакам, и что эти признаки записываются различными комбинациями букв.

Прочитайте ребенку вслух любую часть таблицы и при этом показывайте на соответствующие буквы. Читайте быстро, ритмично, с четкой артикуляцией. При знакомстве с таблицей Вы должны буквально вести ребенка. Возьмите его за вытянутый пальчик и, называя звук, тыкайте этот пальчик в буквы. Очень скоро ребенок будет в состоянии произносить отдельные части таблицы вместе с Вами "хором" - не потому, что он уже выучил буквы, а потому что запомнил ритмическую закономерность и последовательность звуков. Именно эта последовательность поможет ребенку в столбике, например ГЬ-ГЯ-ГË-ГЮ-ГИ-ГЕ, найти заданный Вами звук, например ГЮ.
Не ждите, что ребенок с первого же занятия станет повторять звуки безошибочно. С самого начала ребенок неуверен, он делает ошибки, и Вы не должны поправлять каждую неправильность. Если Вы проговариваете таблицу “хором” вместе с ребенком, то он сам замечает свои ошибки и в следующее прочтение попробует их исправить.

Для одного занятия достаточно 4-5 минут работы с таблицей, не больше. Не надо работать сразу со всей таблицей - она слишком большая, и маленькие дети не способны сразу запомнить такое количество объектов. Выберите для начала какую-нибудь одну цветную группу - можете даже спросить малыша, какой цвет лично ему больше всего нравится.
Не стремитесь к срочному результату. Учитывайте, что основной задачей таблицы является не заучивание букв, а артикуляторный и ритмический тренинг. Заучивание букв окажется лишь "побочным продуктом", к которому ребенок непроизвольно придет в результате регулярных повторов.

При прочтении таблицы по горизонтали мы рекомендуем обратить внимание ребенка на различную ритмику прочтения разных групп.
Оранжевая и голубая группы при прочтении имеют ритм "раз-два, раз-два, раз-два...".
Красная, желтая и зеленые группы создают ритм "раз-два-три, раз-два-три...".
Синяя и фиолетовая группы имеют ритм со сложным чередованием.
Можно прочитывать в строчку рядом стоящие группы вместе, что так же образует четкие ритмические рисунки.
Например, сочетание красной и оранжевой групп при прочтении в строчку образуют ритм "раз-два-три - раз - два, раз-два-три - раз -два".
Сочетание желтой и зеленой групп произносятся в ритме "раз-два-три - раз-два-три, раз-два-три - раз-два-три".
Сочетание голубой и синей групп имеет ритм "раз - два - раз-два-три, раз - два - раз - два..." .

Включение в занятия с таблицей элементов ритмики дают преподавателю возможность, если он способен на это, превратить урок чтения в подвижные упражнения, соединить их с программой элементарного музыцирования.
(Для тех преподавателей и родителей, кто не знаком с принципами элементарного музыцирования, мы предлагаем задать в поисковой машине "элементарное музыцирование Карла Орфа")

Источник: rebus-metod.com




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;