Логопедические упражнения
Постановка звуков речи дошкольников

Логопедические онлайн упражнения

Логопедия гласных букв: ё | у | е | ы | а | о | э | я | и | ю |
Трудные гласные буквы: е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: б | в | г | д | ж | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | щ |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |


Много нужного материала найдут на сайте воспитатели логопедических и массовых групп. Попробуйте сами правильно выполнить логопедические упражнения, а потом начните заниматься с ребенком. Индивидуальные занятия позволяют решить проблемы с дикцией у детей. Благодаря сайту  (poskladam.ru)  ребенок научится преодолеть речевые нарушения и сформировать уверенность в своих силах. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Ребенку, прежде всего важно ваше внимание, забота и любовь. Используйте для развития речи скороговорки, загадки, пересказики (обучение пересказу),  рассказы,сказки. Чем больше активности вы будете проявлять с детишками, тем быстрее он обучится правильно говорить.

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Л.

Упражнения артикуляционной гимнастики.

  1. Лягушка-хоботок.
  2. Лопаточка.
  3. накажем непослушный язычок.
  4. Вкусное варенье.
  5. Чашечка.
  6. Сладкоежка.
  7. Качели.
  8. Пароход.
  9. Индюк.
  10. Маляр.
  11. Чистим верхние зубки.
  12. Посчитай верхние зубки.
  13. Поймаем звук «Л»

Л - согласный, ротовой, смычно-проходной, переднеязычный, сонорный, твёрдый.

БОГОМОЛОВА.

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука.

1) Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.

5) Звук л звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнения для губ и челюстей.

Открыть широко рот, как при произнесении звука А. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

Упражнение для языка.

1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»). Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука л.

4) Произнесение длительного звука л.

Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

Примечание. Нужно избегать следующего:язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воздуха проходит в нос, и вместо звука Л слышится звук Н. Это происходит потому, что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выхода.

ПРАВДИНА.

Гласный звук А представляется удобным как исходный вспомогательный звук, так как в его уклад входит распластанный и достаточно выдвинутый язык. Предлагают тянуть звук А и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине. В этот момент звучание звука А переходит в звучание звука Л. Если сразу доступно поднимание распластанного языка на верхнюю губу или за верхние зубы, можно сразу ставить зазубный звук Л.

Уклад гласного Ы наиболее удобен для перехода к артикуляции звука Л, так как корневая часть языка поднята, передняя часть — широкая; выдвижение кончика языка, его легкое прикусывание зубами или подъем языка к верхним зубам на фоне непрекращающегося звучания звукаЫ дает хорошее звучание звука Л. Постановка звука Л от звука Ы особенно показана при замене звука л — ль, так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней части его, а не в задней.

Иногда все попытки поднять корень языка, т.е. получить вместо мягкого звука Л твердое его звучание, оказываются безуспешными.

В этих случаях можно применить следующие приемы:

предложить дать возможное напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук Л на возможно низком тоне.

Можно применить также и механическую помощь: двумя пальцами — указательным и безымянным — произвести легкий нажим снаружи на шее так, чтобы каждый палец приходился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой сторон нижней челюсти.

При этих упражнениях важно обратить внимание на возникающее при них кинестетическое ощущение от подъема корня языка.

При двугубном или губно-зубном произношении звука Л артикуляция языка подменяется более простой артикуляцией губ. Необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ, и тогда перейти к постановке звука Л при помощи одного из указанных приемов.

При носовом произношении полезно обратить внимание на экспираторную струю, выходящую изо рта по бокам языка, а также тем или иным приемом выдвинуть язык вперед.

Все случаи параламбдацизма изживаются при обязательной работе над дифференциацией звука Л со звуком-заменителем.

ЛЕВИНА.

1. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

2. Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий ЛЬ, попросите ребенка несколько раз повторить слог ЛЯ, затем введите зонд № 4 так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз — вправо или влево, и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ЛЯ. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого Л.

Основная трудность в постановке звука Л заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук Л удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.