Обучение чтению по складам
Адаптированные тексты и слова для чтения детьми

Говорящие книжки. Тексты, где каждая буква звучит - обучение детей чтению. Обучение чтению

Говорящие тексты для обучение детей беглому чтению - тексты и тренажеры

Тексты для чтения:

Другие разделы:

Идею этого раздела подкинул мой сын Василий во время одного из занятий по чтению. Давайте скажем прямо - дети не хотят учиться читать. Взрослые всячески заставляют и мотивируют детишек на чтение, а те упираются. И, вот в одно из таких занятий, я вдруг понял, что Василий любит читать слова, которые ему нравятся. Например, ЛЕГО.

Возьмите и прямо сейчас кликните по слогам этого слова и послушайте, как оно звучит. Мало того. Озвучка слов была произведена его мамой - моей женой.

ле-го

ро-бо-т

ко-н-с-т-ру-к-то-р
(кликните по буквам и послушайте как они звучат)

А, это слова для девочек

п-ри-н-це-с-са

ц-ве-то-к

бу-ке
(кликните по буквам и послушайте как они звучат)

Итак, первым делом, мы учим буквы. Потом учим бегло читать слова и закрепляем память на буквы.

Следующим пунктом - мы будем
тренировать чтение предложениями

Следующим шагом - учим детишек читать предложения. Вы можете потренироваться на следующих текстах:

Как научить ребенка читать бегло?

Для того чтобы научить читать бегло, используют различные методики. Рассмотрим несколько. Следует помнить, что для обучения беглому чтению необходимо освоить весь алфавит, уметь читать по слогам.

Согласно положениям ФГОС НОО (2010), учащиеся начальной школы должны:

  • узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;
  • находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;
  • пересказать подробно небольшое эпическое произведение;
  • писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);
  • объяснять поступки героев и давать им оценки;
  • читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
  • читать наизусть несколько стихотворений (7-10);
  • устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;
  • объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;
  • сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).

Оптимальная скорость чтения для детей

Оптимальный вариант чтения для ребенка – чтение в темпе речи:120-150 слов в минуту. По мнению ученого-педагога Н.А. Зайцева, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Как же двигаться к этому рубежу от слогового чтения?

Учитесь читать по букварю

Для обучения чтению рекомендуется использовать пособие Н.С. Жуковой «Букварь». Сначала учат читать гласные А, О, У, Э, Ы, затем согласные. Согласные необходимо произносить как звуки М, Л, Б, а не как буквы эМ, эЛ, Бэ. Если это правило нарушить, ребенку трудно будет сопоставить звук-буква, он так и будет читать: эМА-эМА. Переучить будет очень сложно.

Возрастной ценз при обучении чтению

Не стоит обучать ребенка чтению до 5 лет. Как известно, лишь 20% деток до 5 лет умеют читать. Полноценное созревание нужных для чтения отделов головного мозга и возможность безопасно обучаться чтению имеют 30% детей к 8-ми годам, и 70% к 6-7-ми годам. До 5 лет лучше развивайте с ребенком мелкую моторику, логическое, пространственное мышление и пр. А чтение оставьте на потом.

Чередуйте занятия

Занятия чтением необходимо сочетать с другими видами деятельности. Ребенку предлагают раскрасить выученную букву и прописать печатный вариант. Таким образом, у малыша не только работает запоминание, но и развиваются мелкие мышцы руки, что способствует более быстрому обучению письму. Картинка должна быть крупной, иллюстрация не должна отвлекать от буквы, содержать возможность обвести букву по пунктиру и прописать ее в строке.

Чередуйте занятия по чтению с занятиями по математике и логике

Закрепляйте прочитанный материал

Также можно закреплять выученный материал с помощью кубиков с буквами. Например. после того, как прочитали текст, попробуйте написать его. Ребенок не только будет механически соединять буквы в слоги, произносить полученные сочетания, составлять слова и предложения.

Основными причинами медленного чтения являются:

  • звуко-буквенный путь обучения, который предполагает чтение и восприятие слов, а не смысла (« за словами деревьями не заметен лес смысла»)
  • низкий уровень концентрации внимания и памяти (прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения.)
  • сниженный объем оперативного поля зрения (не секрет, что многие дети видят одновременно только 2 — 3 буквы)
  • привычка узнавать слова только при условии проговаривания.
  • скудный словарный запас
  • отсутствие ясной цели чтения («пошел туда, не знаю куда, нашел то, не знаю что.»)

Плохо читающий школьник - кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций, отрицательно влияющих на важные системы жизнедеятельности организма.

Терпение и труд при обучении чтению

Чудес не бывает. Для того, чтобы научить ребенка читать, вам понадобиться много времени и терпения. И с чего вы взяли, что определенная методика подойдет именно вашему ребенку? Вероятнее всего, купить придется не один комплект, а цены на комплекты развивающих методик начинаются от двух тысяч рублей. Может, стоит попробовать сделать что-то аналогичное самим, да и еще и вместе с ребенком. Заодно и буквы начнете учить в процессе поделки.

Складывать слова в слоги

Родителям малыша очень важно понимать, как правильно научить ребенка читать, ведь от этого зависит, насколько быстро дошкольник будет ориентироваться в других предметах. Как только малыш запомнит каждую букву, можно начинать складывать из букв слоги.

Радость и удовольствие во время беглого чтения

Учеба должна приносить радость и удовольствие. Нельзя заставлять ребенка учиться читать, иначе вы можете раз и навсегда отбить у него желание чему-то учиться, у малыша сформируется негативное представление об учебе в целом.

Развивайте речевой аппарат младшеклассника

Занимайтесь развитием подвижности артикуляционного аппарата, для этого на занятиях используются чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Беглое чтение не самоцель, а инструмент, без которого ребенку очень трудно учиться дальше.

Навык чтения и повседневная жизнь ребенка

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).