Методика Тюленева по обучению детей чтению детей
Основатель: Павел Тюленев — педагог, социолог, академик Российской Академии Образования.
Павел Тюленев начал свои эксперименты по раннему обучению детей чтению детей чтению еще на заре 80-х. После тридцати лет исследований, он показал миру детей, умеющих печатать на машинке в год-два. Это была первая созданная в Советском союзе методика, позволяющая ребенку овладеть навыками чтения к 1-2 годам. Я, правда, детей этих не видела, поэтому ручаться вам за результаты не могу. Девиз методики звучит так: «Читать — раньше, чем ходить». А называется методика «МИР». Эта аббревиатура означает «Методика Интеллектуального Развития». Тюленев утверждает, что ребенок в состоянии складывать слоги и слова из букв тогда же, когда начинает складывать пирамидку, а именно, в 1 год.
Малыша учат читать и писать одновременно. При этом под письмом понимается машинопись. Павел Тюленев считает, что ребенок сможет учится писать рукой только к 2,5-3 годам.
Этапы обучения:
Изучение букв.
Прямо с рождения Тюленев советует использовать специальную азбуку, которая называется «УРАМИР» и программу «Мощный интеллект — ребенку». Автор обещает, что по его методике, дети овладеют курсом начальной школы в 3 года. Этап изучения букв здесь очень важен. И, если он пропущен, нужно еще внимательнее отнестись к этапу освоения слогов. Он начинается также до 1 года, а лучше — в 8 месяцев.
Изучение слогов.
Слоги изучаются в первую очередь по карточкам, затем, при помощи пишущей машинки или компьютера в виде таблиц и, только в последнюю очередь, на кубиках. Эти кубики можно показывать малышам еще до года, хотя они предназначены скорее для детей 2-3 лет.В большинстве случаев, автор методики рекомендует пропускать этап использования кубиков и переходить сразу к освоению пишущей машинки.
Для освоения слогов автор предлагает целую систему игр, которые называются игрозанятиями. Есть в этой серии «слогосмотр», «слоготрогатель», «слогопоказыватель», «слогосоставитель», «слогонос» или «слогоноситель», «слогопевец» и другие. Кроме того, автор особенно обращает внимание на игрозанятие «слогопечататель». Также он рекомендуется приучать малыша набирать и печатать слоги при помощи компьютера и принтера. Здесь выделяются два ролевых игрозанятия: «слогонабиратель» — имеется в виду, «набирать на компьютере», и «слогопринтер» — распечатывать слоги на принтере.
Сначала младенец только смотрит на слоги, потому что ни трогать ни носить их еще не может. Этот уровень обучения называется «смотрунок». Уровень развития ребенка соответствует классу, или, точнее — «мирклассу» раннего развития, которые вводятся в соответствии с теорией ведущей деятельности.
Ребенок, начавший сидеть, переходит в класс «сидунка», а тот малыш, который начал ходить — переводится на уровень «ходунка» со всеми вытекающими последствиями и новыми возможностями. Имеется, например, даже игрозанятие «слогопек», когда мама и ребенок во время приготовления пищи пекут слоги, сделанные из теста. Один из предлагаемых вариантов: можно испечь слоги в виде печенья. Разумеется, ребенок — «слогопёк» получает возможность попробовать испеченные слоги на вкус.
Пение слогов начинают родители ребенка, когда последнему исполняется 2-4 месяца,с «развивающих колыбельных». А малыш присоединяется к ним в игрозанятии «слогопевец» уже после того как ему исполнится 1 год. Можно петь слоги не только по кубикам и по таблицам, но и по карточкам слогов, так называемым «мирслогам».
К 1990 году автор методики пришел к выводу, что можно ограничиться только наиболее распространенными слогами, что уменьшает число слогов, которые необходимо заучивать. По данным педагога, число наиболее употребительных слогов для разных детей составляет от 30 до 50. Он считает, что, освоив их, ребенок начинает выделять новые самостоятельно.
Тюленев считает свою систему крайне простой, поэтому обещает непременно научить ребенка читать раньше, чем ходить.
Использовать таблицы слогов весьма и весьма рекомендуется в методике.
Павел Тюленев открыто критикует методики Николая Зайцева и Глена Домана — как раз в силу того, что рекомендует начинать обучение с букв в первые месяцы жизни. Иногда возникает ощущение, что он противоречит всему миру, и заявляет о том, что все можно и нужно иначе. Итак, если вы хотите научить ребенка читать раньше, чем ходить, то заниматься нужно по методике Тюленева. Откложите кубки «в долгий ящик» и покупайте компьютер.
Плюсы методики Павла Тюленева:
- не содержит специальных занятий, упражнений, тестов; ребенок развивается сам, играя со специально подобранными игрушками и материалами;
- занятия не требуют много времени, в идеале родитель лишь создает развивающую среду и оставляет ребенка, а уж малыш сам играет и одновременно получает полезные знания и навыки.
Минусы:
- недоступность материалов и пособий методики, изготовить их самим невозможно, поскольку все они с секретом;
- родители, заказавшие комплекты МИР говорят, что разобраться в них непросто.
Обучение чтению по слогам; Обучение буквам русского алфавита; Короткие тексты для чтения; Статьи на тему подготовки детей к школе; Обучение дошкольников чтению; Статьи на тему подготовки дошкольников к школе;
Статьи по теме ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
- Азбука и алфавит. Как быстро и качественно обучить детей чтению и буквам
- Онлайн тренажёр (игра) в слоги обучение чтению в играх
- Как помочь ребенку справляться с ошибками при чтении
- Тексты для чтения 1 класс обучение чтению дошкольников обучение чтению детей. Простые и лёгкие тексты для детей
- Техника чтения тексты 4 класс как проверить скорость чтения у детей
- Лунтик учится читать. Знакомство с буквами, слогами, словами. Дети учатся читать в игровой форме
- Обучение чтению скачать бесплатно. Обучение детей чтению по буквам и слогам в игровой форме