Постановка звуков | Обучение чтению

Логопед и инсульт

То, насколько быстро больной сможет восстановится после инсульта, зависит от скорости и качества оказываемой ему помощи, близких и специалистов. Инсульт – это клинический синдром. Во время инсульта разные отделы мозга начинают гибнуть. Если симптомы инсульта сопровождаются больше суток, человек может погибнуть. Если изменения мозговых функций сопровождалось меньше суток, то врачи могут восстановить мозговое кровообращение. Выше уже было сказано, что во время инсульта теряют свою функцию многие отделы мозга, в том числе и речевые. Конечно от близких, от их терпения и труда многое зависит, но исход болезни также зависит, от того как тесно вы будите взаимодействовать со специалистами. Если у больного нарушена речь то вам, обязательно, понадобится помощь логопеда.

Методическая тренажёр восстановительной работы индивидуальна для каждого больного и зависит от особенностей расстройств его речи, личности самого больного, его интересов, потребностей и т. д. Однако основные принципы в работе с больными афазией являются общими для всех:

  1. При любой форме нарушения речи с больным надо начинать заниматься как можно раньше.
  2. Работу с больным надо начинать с преодоления расстройств понимания обращенной к нему речи, а если эта сторона сохранена, то с восстановления смысловой структуры речи, нарушение которой имеется практически при всех видах афазии.
  3. Работу с больным следует проводить над всеми сторонами речи, учитывая специфику нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии.
  4. Не всегда работу с больным надо начинать с. прямых попыток преодоления ведущего дефекта. Часто бывает нужна предварительная неречевая работа с больным; следует прибегнуть к использованию обходных путей в решений задач преодоления расстройства.
  5. Необходимо включить в восстановительный процесс чтение и письмо или работу над их восстановлением, если они так же грубо нарушены, как и речь.
  6. Следует подключить к восстановительной работе всех, кто окружает больного: родственников, знакомых, соседей, медперсонал, предварительно их проинструктировав.

Надо помнить, что при восстановительной работе над афазией необходима комплексная работа над речью в целом, поскольку при данном дефекте в той или иной степени нарушаются все речевые функции, потому и работа должна проводиться над всеми сторонами речи больного, независимо от того, какая форма афазии является ведущей.

Классификаций афазий.

Эфферентная моторная афазия.

Проблемы: трудности начала фразы, не переключиться со слога на слог (инертность), с одного слова на другое (зависит от степени тяжести нарушений речи). Напоминает заикание.

Цель: преодолеть инертность в речевом процессе.

Способы:

  • медленное, напевное, протяжное произнесение счета 1 – 10, дней недели, фраз, бытовой речи отстукивание ритма рукой;
  • заканчивание фразы нужным словом (договаривание пословиц, поговорок);
  • пересчет предметов, затем с опорой на числа;
  • игры: лото, шашки, шахматы, конструкторы, игральные карты;
  • выделение отдельного слова из ряда, например любой одной цифры при счете до 10 – ти;
  • метод противопоставлений (черный – белый и т.п.). Одно слово говорит родственник, другое – пациент;
  • вербализация действий (больной пытается проговорить что он делает);
  • приём письма и чтения.
Афферентная моторная афазия.

Проблемы: нарушение артикуляционных укладов, поисковые реакции губ, языка в момент произнесения.

Цель: восстановление артикуляции.

Способы:

  • чтение стихов, ритмическое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма фраз;
  • рисование;
  • классификация предметов по выделенным признакам;
  • игры: лото, домино, шахматы, шашки, предметное лото;
  • счет 1 – 10, дней недели,
  • на начальных стадиях письмо и чтение не подключаются, а лишь на более поздних – производится работа по выделению звукобуквенного состава слов.
Динамическая афазия.

Проблемы: отсутствие активной, продуктивной речи, наличие речевых шаблонов, стереотипов. Короткая, рубленая фраза. Длительная пауза между словами. Сохранно повторение, называние, понимание речи, письмо и чтение.

Цель: исправить дефекты внутренней речи, восстановление способности актуализировать слова – глаголы, восстановление программирования высказывания.

Способы:

  • ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
  • прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да» , «нет»;
  • стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
  • раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету;
  • раскладывание подписей под картинками;
  • чтение хорошо знакомых слов и фраз;
  • накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом;
  • чтение и пересказ текстов (при наличии возможности);
  • «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;
  • составление поздравительных открыток, писем и т.д..
Сенсорная афазия.

Проблемы: нарушение понимания речи, наличие в речи обилия бессмысленных слов (логоррея), нарушение контроля за собственной речью.

Цель: восстановление понимания обращенной речи и устной речи, нарушенной вторично.

Способы:

  • показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям и другим признакам;
  • показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям;
  • показ частей тела на картинке и у себя;
  • выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.
  • ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;
  • выполнение простых устных инструкций;
  • раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
  • ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
  • письмо слов, слогов и букв по памяти;
  • «озвученное чтение» отдельных букв слогов и слов;
  • дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;
  • заполнение пропусков во фразах;
  • письмо под диктовку слов и простых фраз;
  • прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
  • составление рассказов по серии сюжетных картинок;
  • пересказ текстов по плану и без плана;
  • чтение развёрнутых текстов , различных шрифтов.
Акустико – мнестическая афазия.

Проблемы: сужение объема восприятия речи на слух, дефекты зрительных предметных образов.

Цель: восстановление зрительных предметных образов и связи их со словом, увеличение объема восприятия.

Способы:

  • показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками;
  • показ частей тела по тому же принципу;
  • выполнение 2-3 звеньевых устных инструкций;
  • прослушивание текстов и ответы на вопросы по содержанию текстов;
  • письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
  • чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти); повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз;
  • заучивание наизусть коротких стихотворений и текстов;
  • повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 секунд, через 1 минуту после первого предъявления;
  • составление устно предложений по опорным словам;
  • анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
  • смысловое обыгрывание слов в контекстах;
  • классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
  • составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • пересказ текстов сначала по подробному плану, затем - по свёрнутому, затем - без плана;
  • развёрнутые диалоги на внеситуативные темы.
Семантическая афазия.

Проблемы: нарушено понимание логико – грамматических конструкций (передают систему отношений слов, например «отец брата или брат отца»), понимание отдельных слов – сохранно.

Цель: преодоление дефектов восприятия предметов в пространстве, восприятия «левого» и «правого».

Способы:

  • схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;
  • изображение плана пути, комнаты;
  • конструирование по образцу, по словесному заданию;
  • работа с географической картой, с часами.
  • заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;
  • составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.
  • составление предложений с заданными союзами.
  • изложения, сочинения;
  • импровизация на заданную тему;
  • толкование сложных по смысловой структуре слов.
Амнестическая афазия.

Проблемы: нарушение номинативной функции речи (называния предметов), дефекты выбора нужного слова из всплывающих альтернатив.

Цель: расширение активного словаря, восстановление восприятия образов – представлений в зрительной сфере.

Способы:

  • вычленение существенных признаков предметов (объектов, явлений);
  • показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками;
  • показ частей тела по тому же принципу;
  • анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
  • смысловое обыгрывание слов в контекстах;


Статьи по ЛОГОПЕДИИ


Обучение чтению онлайн тренажерами