Постановка звука: А, Ц, Ч, Д, Г, Х, Й, К, Л, Р, С, Ш, Щ, Т, З, Ж. Сам себе логопед - РЕБУСЫ, ЗАДАНИЯ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ РУССКОЙ РЕЧИ
Постановка звука Щ - проговорите в микрофон и слушайте результат: алоформы с буквой; слова; Тренировка всех аллоформ;
Постановка звука Щ
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук щ. Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука щ; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука щ различными способами.
1. По подражанию:
- ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (шипит маленькая змея и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От артикуляционного уклада:
- ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
3. От опорного звука:
- ребенку предлагается длительно произносить звук ч – чщщщ…
4. От опорного звука с механической помощью:
- ребенку предлагается произнести слоги си/ась, шпателем слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад, в результате должен получиться звук щ.
В данном разделе сайта, Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет. Мы (Сам себе логопед) предлагаем артикуляционные онлайн упражнения и тренажёра, которыми вы будете с ребенком заниматься. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Нормально развивающиеся дети обладают способностями к овладению языком. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в систематической помощи логопеда.
Исправление нарушений произношения звука/ Щ/
Ребенку предлагается произнести долгий звук /Ш/, в это время логопед продвигает уголки губ, получается звук /Щ/.
Задания логопедического диктанта - постановка звука Щ
Скороговорки на букву Щ
Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.
Волки рыщут, пищу ищут. Вот тебе щи, а нас не ищи!
У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь.
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Мама, нас ты не ищи, щиплем щавель мы на щи.
В роще щебечут стрижи, Чечетки, щеглы и чижи.
У осы не усищи, а усики.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ.
Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш,Ж).
Щ – согласный, ротовой, переднеязычный, щелевой, глухой, мягкий.
Нормальная установка при произнесении звука.
1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука Ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напряжены.
2. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены..
3. Зубы сомкнуты либо сближены.
4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается теплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.
5. Звук щ глухой, мягкий.
К постановке звука щ можно приступать лишь после постановки звука Ш. Вначале необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнений. В случае плохого произношения звука Щ необходимо добиться его постановки. Звук Щ произносится так же, как звук Ш, только более удлиненно и напряженно вследствие сильного давления языка на нёбо.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ..
Упражнение.
Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребенок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части. Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук Ш. Будет слышаться звук Щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления пальцем. Необходимо добиться долгого звучания. Для большей убедительности при произнесении звука логопед произносит звук Щ вместе с ребенком.
Примечание. Какие могут быть ошибки при постановке звука щ?
- При выдыхании (когда произносится звук Ш) кончик языка отходит от альвеол. Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука Щ слышится звук Ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука Ш.
- Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из-под пальца и продвигается в глубь рта (за альвеолы), то звук Щ не слышен, либо слышен неясно.
Упражнение без помощи логопеда.
Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок..
Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца.
Для постановки звука щ можно воспользоваться звуком с. Ребенок несколько раз произносит слог си или са с протяженным свистящим элементом: си, си... Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.
Если правильно произносится звук Ч то от него легко получить звук щ, протянув завершающий звук ч фрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.
Логопедические ребусы для буквы: Б , Ц , Ч , Д , Ф , Г , Х , Й , К , Л , М , Н , П , Р , С , Ш , Щ , Т , В , З , Ж .
Статьи по ЛОГОПЕДИИ
- Инсульт восстановление
- Постановка звука Ч в домашних условиях запуск речи у дошкольника
- Дислексия у детей
- Звуки для детей дошкольников
- Развитие словарного запаса ребенка
- Слоги на букву Л для обучения чтению.
- Чтение слов без знания букв цвета
- Запуск речи для буквы Л Доорфографическое чтение. Постановка звуков русской речи.