Постановка звука: А, Ц, Ч, Д, Г, Х, Й, К, Л, Р, С, Ш, Щ, Т, З, Ж. Сам себе логопед - РЕБУСЫ, ЗАДАНИЯ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ РУССКОЙ РЕЧИ
Постановка звука Т - проговорите в микрофон и слушайте результат: алоформы с буквой; слова; Тренировка всех аллоформ;
Задания логопедического диктанта - постановка звука T
Автоматизация звука Т в словах
Когда у ребенка появилась правильная артикуляция, он уже умеет произносить звук [Т] изолированно, наступает следующий этап – автоматизация, т.е. отработка навыка. Для ребенка это является новым опытом, поэтому необходима длительная тренировка. Специалисты рекомендуют отрабатывать навык от просто к сложному (слоги – слова – предложения и т.д.).
Работа начинается с повторения слогов:
ТА – ТА – ТА;
ТО – ТО – ТО;
ТЫ – ТЫ – ТЫ;
ТУ – ТУ – ТУ.
ОТ – УТ – ЫТ;
АТ – ОТ – УТ;
ЫТ – УТ – АТ.
Следующий этап – это автоматизация [Т] в словах.
В начале слова:
тачка, тара, такси;
Таня, Тамара, Тома;
так, таз, там;
топка, точка, тумба;
топ, ток, том
В середине слова:
Никита, Ната, Рита;
сметана, капитан, кофта;
ноты, коты, соты;
рота, ракета, копыто;
автобус, каток, цветок;
веточка, пальто, шорты
В конце слова:
ропот, рокот, рот;
самолет, молот, кнут;
канат, кит, Марат;
компот, квадрат, комбат;
идет, думает, сидит, бежит;
дует, тонет, пишет.
Автоматизация звука Т в словосочетаниях
При произношении следующих словосочетаний нужно четко проговаривать [Т]:
«Никитины конфеты». «Антон несет». «Молоток стучит».
«Автобус едет». «Топает малыш». «Стоит тачка».
«Несет цветы». «Танино пальто». «Новые тапки»
Автоматизация звуков Т в стихах
Следующие стихотворения помогут в формировании правильного произношения:
«На двоих одна лопата,
И опять она у брата.
Брат копает, я стою,
Больше брата устаю».
(В. Мусатов)
«Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит».
(В.Берестов)
«Старший брат его привез
И включил в розетку –
И ожил вдруг пылесос,
Зарычал на Светку».
(Б. Новосельцев)
Полезные игры для автоматизации
Для постановки и закрепления произношения могут использоваться различные игры, которые позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям:
«Добавь звук». Логопед начинает произносить слово, а ребенок должен добавить [Т], догадавшись, какое слово получится. В этой игре важно использовать наглядные изображение этих слов: ено(т), ко(т), самолет(т) и т.д. «Подскажи слово». Возможные разные вариации - «Долго-долго крокодил море синее… (тушил)», «Поэт закончил строчку, в конце поставил… (точку)»
При выборе речевого материала нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если в его речи отсутствует какой-нибудь звук или он произносит его с дефектом (к примеру, [Р]), то нужно исключить слова и словосочетания, содержащие его.
Задача родителей – не только вовремя отвести ребенка на занятия с логопедом, но и самим принимать участие в формировании правильного звукопроизношения. Важно выполнять дома те упражнения, которые порекомендует специалист, используя как можно больше визуальных изображений. Занятия должны вестись в игровой форме, чтобы у ребенка не пропал интерес.
Логопедические ребусы для буквы: Б , Ц , Ч , Д , Ф , Г , Х , Й , К , Л , М , Н , П , Р , С , Ш , Щ , Т , В , З , Ж .
Статьи по ЛОГОПЕДИИ
- Заикание у детей
- Слова для четкого повторения для буквы Й
- Дидактические игры для развития речи
- Занятия для детей дошкольного возраста
- Слова для четкого повторения слоги с Г Постановка звуков русской речи
- Слоги на букву Т для обучения чтению.
- Развитие речи у дошкольника
- Чтение слов без знания букв птицы