Обучайте звуковому синтезу детишек с проблемами в произношении. Работа логопедадолжна быть комплексной и систематической. Отслеживайте успехи ребенка. Вы можете специально снимать его на видео и выкладывать в свой ютуб канал. Регулярные занятия по дикции или постановке звуков положительно скажутся на настроении ребенка. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Будьте терпеливы, ласковы, спокойны, уверены в своих силах во врем занятия логопедическими упражнениями, и у вас все получится. Дети с нарушениями речи часто нуждаются в речевых группах специальных детских садов.
ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ Ш, Ж.
Упражнения артикуляционной гимнастики..
- Лягушка-хоботок.
- Лопаточка.
- Накажем непослушный язычок.
- Вкусное варенье.
- Чашечка.
- Сладкоежка.
- Бублик.
- Фокус.
- Лошадка.
- Маляр.
- Грибок.
- Гармошка.
Характеристика
Ш – согласный, ротовой, щелевой, переднеязычный, глухой, твердый.
Ж – согласный, ротовой, щелевой, переднеязычный, звонкий, твердый..
Нормальная установка при произнесении звука.
Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперёд. Зубы сомкнуты либо сближены. Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха. Звук ж произносится с включением голоса.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения для губ.
Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука у). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.
Упражнение для развития выдоха.
Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух.
Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.
Упражнение для языка.
Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз. Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.
Упражнение.
Произнесение длительного звука Ш. Поднять, язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук ш—.
Примечание. вместо звука ш слышится звук, похожий на звук ф. это означает, что углы губ вовлекаются в работу. проделать упражнение с постепенным выниманием палочки (ложечки) из-под языка. в завершение проделать упражнение без использования палочки.
При ненарушенном произнесении р можно поставить ш и ж от этого звука. Ребенок произносит слог ра и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом № 5 к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении ра слышится ша, а при громком — жа.
Звук ж ставится обычно от звука ш включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука з, как ш от с.
Автоматизация звука Ш.
- Губы в улыбке.
- Зубы раскрыты.
- Из широкого языка сделать «чашечку» - загнуть края и занести в рот.
- Сказать Ш-Ш-Ш…
Статьи по ЛОГОПЕДИИ
- ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ К, Г, Х.
- Музыкально пальчиковые игры для детей раннего возраста
- Школа с нарушением речи
- Основы логопедии
- Слова для четкого повторения буква М Постановка звуков русской речи
- Запуск речи для буквы Й Доорфографическое чтение. Постановка звуков русской речи.
- Слоги на букву Х для обучения чтению.
- Запуск речи для буквы Г Доорфографическое чтение. Постановка звуков русской речи.