Индивидуальные занятия позволяют решить проблемы с дикцией у детей. Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей. На сайте Сам себе логопед находятся простые упражнения для постановки звуков у детей дошкольного возраста. Онлайн упражнения по логопедии могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками. Совместная работа родителей, упражнений с сайта и программного комплекса поможет детям ставить звуки. Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р.
Упражнения артикуляционной гимнастики.
- Качели.
- Маляр.
- Чистим верхние зубы.
- Посчитай верхние зубки.
- Лошадка.
- Грибок.
- Гармошка.
- Автомат
- Барабан.
- Балалайка.
- Моторчик.
Р – согласный, ротовой, дрожащий, переднеязычный, звонкий, твёрдый.
Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.
1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
2) Губы открыты.
3) Зубы разомкнуты.
4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
5) Звук р звонкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение для выработки напора воздуха.
Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.
Упражнения для языка. 1) Язык широко распластать и просунуть между губами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.
2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.
Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.
Примечание. Могут быть следующие неточности:
а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью,
б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна,
3) поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторить упражнение.
Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЁРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР.
Произнесение звукосочетания тр («трыканье»). Это упражнение можно прорабатывать "с помощью пальцев, если без них эффект не достигается (в большинстве случаев именно так).
Порядок упражнения.
Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка.Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдёт в тр. Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр.
Примечание. 1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается.
2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает».
3) Недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха.
4) Вместо звукосочетания тр слышится тл; это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т.е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к нёбу и быть неподвижным.
5) Следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (велярный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограничиться проведением артикуляционной гимнастики. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени.
В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков ш—ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совершенно излишне. Причиной отсутствия звука Р является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», вследствии чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных упражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость её подрезки отпадает.
Упражнение.
Раскатистое произнесение звукосочетания тр. После закрепления произнесения короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительноетр—вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделённый, от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у нёба.
Если в прямых и обратных слогах слышится мягкое произношение (например, вместо слога тра слышится слог тря), это означает, что кончик языка смыкается с верхними зубами. Для предотвращения этого необходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.
Примечание. Допускается первоначальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчезает. При мягком р (рь) кончик языка упирается в верхние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к альвеолам.
Статьи по ЛОГОПЕДИИ
- Слова для четкого повторения буква З Постановка звуков русской речи
- Дислексия у детей
- Обучение звукам детей
- Виды речевых нарушений у детей и их симптомы
- Слова для четкого повторения для буквы Ф
- Чтение слов без знания букв в доме
- Запуск речи для буквы Ж Доорфографическое чтение. Постановка звуков русской речи.
- Чтение слов без знания букв птицы